Наконец-то сыграла в дуэльную «Роскошь» — давно ждала возможности опробовать эту новоиспечённую версию старой отличной игры, и вот удалось!
Было немного тревожно, потому что хорошие отзывы сыпались со всех сторон, и сложно было не сформировать каких-то ожиданий по поводу игры. Тем более что я очень даже хорошо отношусь к обычной версии, несмотря на её довольно почтенный возраст, и не раз я задумывалась о том, точно ли нужна «Роскоши» ещё дуэлька? Ведь базовая игра на двоих сыграна была мною много раз — и на двоих она идёт более чем отлично как в базе, так и с дополнением.
О чём ещё я думала, ещё не сняв плёнки с игры? О том, что у дуэльки два автора — помимо Марка Андре, ещё и Бруно Катала, который не раз, работая в дуэте, создавал прекрасные и довольно необычные игры. А ещё и у Бруно точно есть опыт в создании интересных дуэлей — недаром «7 чудес. Дуэль» так любима настольщиками.
И вот для меня как раз дуэльный «Сплендор» стал по ощущениям гибридом обычной «Роскоши» и дуэльной «7 чудес».
Почему появилось такое чувство? Потому что в игре теперь три способа мгновенной победы — и это заставляет вас следить за планами соперника ещё более пристально. Во-первых, можно победить (стандартно для «Роскоши»), набрав теперь не 15, а 20 победных очков.
Что важно, здесь игра заканчивается сразу — и вот этого мандража, когда вы вроде набрали 15, а противник последним ходом набрал 16 и победил, вам здесь не грозит. Мне очень нравился этот трепет в базовой игре, но я понимаю, что с тремя видами побед было бы странно оставить эту механику.
Второй способ победить — собрать на картах 10 корон. Эти короны дают вам теперь вельмож: собрав 3, а позже и 6 корон, вы забираете себе вельможу и используете их дополнительные свойства типа ещё одного хода, кражи ресурса у оппонента или просто вельможу с тремя победными очками. Эта часть с коронами напоминает по вайбу мне чем-то комбушечки по науке в дуэльке, но с коронами есть один нюанс — таких карт намного меньше, чем обычных, а значит, их выход целиком зависит от рандома, что, впрочем, не делает эту тактику непривлекательной.
Последнее условие — набрать 10 очков на одном цвете. Кажется, что сделать это можно быстро, но я всё не перестаю думать, что этот путь самый опасный: если упарываться в один цвет, велики риски при выходе карт со стоимостью, не включающей цвет, по которому вы топите, совсем пролетать с выстраиванием ресурсной цепочки. Особенно с учётом того, что в игре осталось старое доброе бронирование карты, и сегодня не раз и не два у меня уводили нужные зелёные карточки — и я уже в какой-то момент решила, что чёрт с ними, с этими зелёными, буду копить короны)
Теперь важно сказать пару слов о том, как мы берём жетоны камней — потому что в дуэльке эта механика тоже интересно модифицировалась, и есть у меня смутное подозрение, что в этой части игры не обошлось без влияния Каталы. Теперь жетоны выкладываются из мешочка на специальное поле, где вы можете брать в ход соседние жетоны по вертикали, горизонтали или диагонали. Я ощущаю в этом решении шлейф механики дуэльного «Собека» Бруно, ничего не могу с этим поделать, но дуэльный «Собек» мне совсем не зашёл — а задачка с ресурсами в «Роскоши» более чем. Она делает ходы более шахматными, а значит, и здесь появляется больше взаимодействия (не только какие цвета взять, но и какую линию, чтобы «порвать» другое соседство жетонов).
Кстати, в игре появился новый тип ресурса — жемчуг, который есть, например, в стоимости особых джокерных карт, которые могут становиться любым цветом среди уже выложенных карт. Жемчуг не стоит недооценивать, ведь жетонов с ним очень мало, а заменить его способно только золото.
Последнее, что делает дуэльную «Роскошь» более глубокой, чем базовая игра, — свойства на некоторых картах, позволяющие сделать при приобретении таких карт дополнительный ход, совершить кражу ресурса у соперника или взять ресурс с поля. Это порой мотивирует вас забрать не самые нужные карты, чтобы потом провернуть комбинацию и в будущем рассчитывать на хорошие перспективы.
Что касается форм-фактора, то мне крайне нравится, что коробочка «Роскоши» совсем малышка: там карты формата дуэльной «7 чудес», а жетоны почти в два раза меньше базовых. А ещё для них есть удобный мешок, который используется не только для хранения жетонов, но и нужен в самой игре. Туда сбрасываются жетоны, за которые ты построил карту, — именно поэтому в игре становится ещё больше взаимодействия на поле с ресурсами: они не возвращаются в запас, когда соперник строит карту, а уходят в сброс. Поэтому на поле становится ресурсов всё меньше, а в мешочке — всё больше.
И вот настал черёд рассказать про последний новый компонент в игре — здесь появились фигурки свитков (всего три), которые дают маленький бонус — взять любой жетон с поля, исключая золото (джокер). Да, так можно взять и жемчужину.
Свитки, как мне показалось, приятно в некоторых ситуациях правят рандом. Например, если вам повезло с раскладкой и вы взяли с поля три жетона одного цвета или 2 жемчуга за раз, соперник получает свиток. Но получает он ещё в одном случае — если вы решаете пополнить рынок: это то, про что я говорила, имея в виду шахматность. Иногда очень выгодно тянуть время, забирая по одному ресурсу и ожидая, пока соперника пополнит «поле» (кстати, только что пришла мысль, что иногда так бывает в игре «По полочкам»). Под шахматностью здесь я понимаю цепочку пошаговых расчётов, ведь, например, когда вы бронируете карту и забираете последнее золото с поля, вы явно понимание, что действие бронирования карты теперь сильно просело в выгодности.
В общем, дуэльная «Роскошь» ничуть не подвела: она не повторила оригинал, но при этом оставила прекрасное ощущение узнавания старых любимых механик базы; она приобрела в глубине, количестве тактик и точек соприкосновения интересов соперников, она компактная и удобная, продакшен замечательный, и единственное, что при этом является большой вкусовщиной, — меня не сильно вдохновляет новая нарочито мультяшная рисовка. Забавно, что теперь в игре карточки с ожерельями и кольцами (всё в тему), но мультяшные персонажи, как мне показалось, немного дешевят визуал. Это больше придирка и дело вкуса, и я рада, что в линейке «Сплендора» на один хороший продукт стало больше. Надо ещё сыграть в версию «Марвел» — говорят, что там тоже не просто поменяли визуал, но и частично механики — и вышло хорошо.
Остаётся отпустить пожелание в воздух, чтобы почаще линейки игры развивались не только с коммерческим интересом, но и с кропотливой работой на выпускаемыми продуктами, как и случилось со «Сплендором».