Размышления о фильме «Великий» (“Minamata”, directed by Andrew Levitas, 2020).
История о противостоянии богатых и бедных, об имеющих право делать всё, что хочется, и лишённых прав даже на простую жизнь и спокойную смерть от старости. Это проблема любого общества, где власть в руках кучки лживых бюрократов или полубандитов, а народ под страхом арестов и бессудных убийств безмолвствует, но, иной раз голос народа звучит...
Фильм основан на книге “Minamata” (опубликованной в 1975 году), написанной в со-авторстве мужем и женой, фотографом Юджином Смитом и его женой Айлин Миоко Смит. Юджин Смит до встречи с Айлин был весьма известным фотографом, с огромным опытом работы, побывал во многих местах, даже участвовал во второй мировой войне, в битве на Тихом океане, как фотожурналист, конечно же. Его фотографии имели существенный вес, ценились во всём мире за высоко-художественный стиль. Регулярно публиковался в журнале LIFE. При создании фильма были использованы настоящие фотографии Юджина Смита, взятые из архива центра по изучению его творчества.
Юджин и Айлин познакомились весной 1971 года, когда Айлин привлекла его к проблемам городка Минамата. Близ городка расположен завод корпорации Тиссо, занимающейся выпуском самых разных химических веществ, необходимых для удобрений и обработки материалов. Отходы производства без какой-либо системы очистки банально сбрасывались в воду, куда летело всё самое вредное и мерзкое. Особенно ртуть, которую обитатели морских глубин перерабатывали в метилртуть, самый жуткий токсичный нейротоксин, который, попадая в тело человека, накапливается лучше, чем сберегательный счёт в банке, вывести невозможно, зато оказывает катастрофическое влияние на тело человека.
Потеря слуха, зрения, мышечного контроля, это самые лёгкие формы проявления, тяжёлыми считаются, когда за пару месяцев человек просто умирает. Дети рождаются с признаками паралича, искажённые телом, неспособные самостоятельно двигаться, кушать, дышать. Болезнь так и назвали - Болезнь Минамата. Айлин была связана с местным сопротивлением, которое пыталось добиться от руководства корпорации признания, что оказываются такие зловредные последствия на всё население района, а раз так, то пусть корпорация компенсирует медицинские расходы и расходы на содержание больных.
Руководство корпорации было несогласно, считая тысячу, или пару десятков тысяч заболевших (какая разница?), всего лишь побочным негативным эффектом от пресветлой цели движения прогресса и накопления денежных средств на счетах высших менеджеров. Сей подсчёт не нравился жителям и Айлин, а потому, чтобы надавить на корпорацию, они решили привлечь внимание международной общественности. Серия фотографий в самом популярном журнале LIFE может оказать мощнейшее психологическое воздействие. Так и был привлечён Юджин Смит, который в те дни пребывал на депрессивном дне и ничего не желал от жизни, лишь бы выпить виски побольше, да поспать подольше. Его заинтересовала эта проблема, захотел поехать и разобраться.
Но больше от того, что нужны деньги, ибо он был весь в долгах, и кредиторы задавали вопросы. Так он прибыл в Японию. Здесь познакомился с семьёй Матсумура, дочь которых была парализована, болезнь Минамата, приговор пожизненный, никаких шансов вылечиться. В целом история стандартная. Есть зловредная корпорация. Есть горстка мотивированных граждан, которым не нравится, что их жизнь втаптывают в грязь. Получается политическое противостояние. У одних деньги и власть, у других только крики и проблемы. Юджин здесь как свидетель событий. В чём-то фильм можно назвать биографичным, лёгкое погружение в жизнь и творчество "великого" фотографа. "Великим" его называли коллеги, а так же редактор журнала, возможно, из-за большого опыта и особого видения, которое ему позволяло делать чудесные фотографии.
В городке Минамата он тоже сделал огромное число фотографий, которые опубликовали в журнале LIFE. Одна из них считается вершиной его творчества, называется "Tomoko Uemura in Her Bath", на ней изображены Масако Матсумура и её парализованная дочь в ванной. Сия фотография считается одним из самых важным снимков в истории фотожурналистики. Благодаря публикациям, горстке протестантов удалось победить в суде, где корпорацию обязали выплатить полную денежную компенсацию на расходы на медицинское обслуживание и на бытовые расходы жертвам болезни Минаматы.
Однако, как показала история, корпорация так и не выполнила своих обязательств. Но эта победа в суде была лишь началом долгой борьбы, которая, к сожалению, не утихает и по сей день, когда страна пожинает плоды ртутного загрязнения вод. Странно, что протестующие не боролись за то, чтобы корпорация установила очистные фильтры на свои трубы, ибо дерьмо сливали в море просто как из-под крана, неостановимым мерзким потоком. Может, если бы они просили не деньги, а призвали учёных к разработке очистных сооружений, то всё повернулось бы в другую сторону? Юджин и Айлин в августе 1971 года стали мужем и женой, оформили брачный союз в Японии.
Юджин умер 15 октября 1978 года. Косвенно, травмы, полученные им во время столкновений протестующих с охраной корпорации, повлияли на скорую смерть фотографа. Серия фотографий в Минамата стала последней в его карьере. В финале фильма дали список крупнейших экологических катастроф по всему миру, упомянули и Бхопальскую трагедию, и Чернобыльскую, и взрыв на нефтяной платформе DEEPWATER HORIZON, ещё диоксиновую катастрофу в Севезо (Италия), аварию на Фукусима, отравление свинцом в Доминиканской республике, свалку электронного мусора в Китае, отравление мышьяком в Бангладеш, утечку токсичного вещества на алюминиевом заводе в Венгрии, отравление химическими отходами во Вьетнаме... Везде всё одно и то же. Мир лжи и всякого коварства.
Друзья! Подписывайтесь на наш канал!
Автор: Азарин Сергей