Найти тему
Бонифация

На Байкальском экспрессе по Кругобайкальской железной дороге

В прошлом году наша семья провела отпуск на Байкале. Мы улетели в Иркутск, посетили остров Ольхон, взяли там экскурсию на мыс Хобой, потом сели в Байкальский экспресс и прокатились по Кругобайкальской железной дороге. О путешествии на Байкальском экспрессе я собралась написать только сейчас.

Ссылки на предыдущие статьи о Байкале размещаю ниже:

Путешествие на Байкал - отдых на острове Ольхон
Бонифация6 августа 2023
Байкал. Тур на мыс Хобой
Бонифация11 августа 2023

Именно с ретро поездом экспресса связаны ярчайшие, самые мощные по насыщенности колоритные впечатления от всего сибирского приключения. Байкал - уникальное явление. Было в нём что-то необъяснимое, магическое. Байкал дарил вдохновение, безмятежный покой и ощущение счастья. Поделюсь с вами в этой статье своими воспоминаниями.

Это брошюра с описанием тура. Лежала на столике нашего купе
Это брошюра с описанием тура. Лежала на столике нашего купе

Когда мы только обсуждали план поездки, мой брат предложил проехать по Кругобайкальской железной дороге, я стала искать информацию в интернете и на сайте ржд нашла описания туристических поездов, мы купили билеты на тур Байкальский экспресс и экскурсию.

И по сей день можно выбрать маршрут себе по душе, ссылку на наш оставляю:

«Байкальский экспресс» Иркутск – Слюдянка – Байкал – Иркутск | Туристические поезда | Пассажирам

В 20 часов мы отъехали от станции Иркутск, купе, действительно, было нашим "отелем на колёсах", как и обещали на сайте ржд, нам раздали сухой паёк, вполне съедобный, и в 22.57 поезд прибыл на станцию Слюдянка.

Станция Слюдянка, уникальный архитектурный проект. В правом нижнем углу фото информационная табличка. Здание вокзала представляет культурную ценность.
Станция Слюдянка, уникальный архитектурный проект. В правом нижнем углу фото информационная табличка. Здание вокзала представляет культурную ценность.

Перед остановкой по радио нам рассказали о Слюдянке, это было весьма кстати, познавательно и интересно, такие информационные аудиовыпуски сопровождали нас всю дорогу.

Мы вышли и отправились знакомиться с первой достопримечательностью - вокзалом. Он единственный в мире создан из розового и белого мрамора. Итальянские мастера специально обрабатывали куски, чтобы мрамор авантажно смотрелся.

Здание выполнено из белого и розового мрамора
Здание выполнено из белого и розового мрамора

Изначально хотели построить здание из кирпича, но дешевле выходило из местного сырья - мрамора. Недалеко от города находился мраморный разрез. Позже его ресурсы использовали и в отделке московских станций метро Баррикадной и станции 1905 года. В 1904 вокзал был готов. В 2005 провели капитальную реконструкцию.

Хилков Михаил Иванович (1834-1909), министр путей сообщения (1895-1905), Почётный гражданин Иркутска (1897)
Хилков Михаил Иванович (1834-1909), министр путей сообщения (1895-1905), Почётный гражданин Иркутска (1897)

Перед зданием стоял монумент Михаилу Ивановичу Хилкову, он принимал участие в появлении этого объекта. Хилков происходил из княжеского рода, получил хорошее образование, уехал в Америку, где трудился простым рабочим на сооружении Трансатлантической железной дороги, потом обычным слесарем в Ливерпуле на паровозном заводе. Прожил жизнь незаурядно. Он был эффективным министром путей сообщения в России. Когда началась война с Японией, снабжение русских войск было крайне проблемным, возникли сложности из-за незавершённости Кругобайкальской железной дороги, тогда Хилков приказал положить рельсы прямо на лёд Байкала и сам сел в кабину машиниста, повёл поезд, поскольку храбрецов для такого рискованного мероприятия не нашлось, миссия завершилась успешно.

На станции работал интерактивный бесплатный музей, посвящённый Кругобайкальской железной дороге. Музей хороший, понравился. Размещу несколько снимков.

Довольно много сведений о тектонике
Довольно много сведений о тектонике

Туристы увлеченно бродили по залам.

Можно было познакомиться с минералами
Можно было познакомиться с минералами

На полу видеопроекция дна Байкала.

Местные ребята
Местные ребята

После интеллектуального отдыха мы пошли на пляж к самому озеру, дно которого тектонический разлом, а берега расширяются до 2 см в год.

На пляже
На пляже

Было необыкновенно темно, тихо, дышалось легко, кроме нас никого не было. Послушали шум волн, поискали известные нам созвездия, которые чётко вырисовывались в небе и вернулись в свой "отель на колёсах" спать. Стоянка была долгой - 7 часов 43 минуты. За это время во главе нашего состава появился старинный паровоз.

Начальница поезда рекомендовала утром проснуться и полюбоваться Байкалом, что мы и сделали с удовольствием.

Безбрежная гладь
Безбрежная гладь

В вагоне была вполне приличная чистая функциональная душевая, мы без проблем принимали водные процедуры. На завтрак нам принесли вкусный паровой омлет и заварной кофе из капсульной машины. Мы, довольные жизнью, смотрели в окно, вода плескалась прямо у рельсов.

Когда проезжали мимо насёленных пунктов, слышали, как паровоз громко даёт сигнал, он так необычно пронзительно свистел, ту-тууууу, валили клубы дыма, а люди, которые стояли у железной дороги снимали наш поезд на камеры телефонов, и счастливо смеялись. Мне просто не терпелось выскочить из вагона на следующей остановке и побежать разглядывать ретро локомотив.

А вот и он. Самый важный участник процесса передвижения
А вот и он. Самый важный участник процесса передвижения

И, наконец, в 7.04 прибыли на станцию Култук. Этот посёлок был основан в 1647 году. В переводе с тюркского означает "угол", "тупик". Здесь родился знаменитый Сергей Зверев, его мы встречали в Большом зале Московской консерватории на концертах классической музыки.

Байкальский экспресс. Очаровательный ретро паровоз.
Байкальский экспресс. Очаровательный ретро паровоз.

Култук - царство живописной природы, красоты и покоя. Приятное место.

Стелла КБЖД. Пассажиры выбежали на фотосессии
Стелла КБЖД. Пассажиры выбежали на фотосессии

Мы поразмялись и поехали дальше в Старую Ангасолку. "Онгосо" - лодка, судно, корабль в переводе с бурятского, отсюда такое название - Ангасолка, сообщала читателям пояснительная табличка. Полюбовались колоритным виадуком эстакадного типа. Вот и он:

Железобетонный мост через реку Ангасолку впечатлял
Железобетонный мост через реку Ангасолку впечатлял

КБЖД считалась техническим чудом 20 века: 40 тоннелей, более 50 галерей, мостовые переходы, виадуки, подпорные стенки. Проект грандиозный, это чувствовалось во всём во время путешествия.

Неописуемая красота, вдали тоннель, через который мы проехали
Неописуемая красота, вдали тоннель, через который мы проехали

В 9.30 остановка в Киркирее. Восторг вызвал пассаж в тоннеле. Ехали в темноте. Поезд пришёл по расписанию, пассажиры радостно покинули вагоны и побежали исследовать территорию, а дым от паровоза продолжал клубиться из тоннеля.

Станция Киркирей
Станция Киркирей

Вдоль КБЖД возвышаются массивы ультрабазитов - их можно отличить по чёрной крупнозернистой структуре, это экзотичное геологическое образование. По составу эти породы схожи с мантией земли и породой поверхности Луны. Ультрабазиты встречаются крайне редко, их возраст 2,5 млрд лет, чаще всего их можно обнаружить на дне океана.

Байкальский пейзаж. Возможно. ультрабазиты здесь
Байкальский пейзаж. Возможно. ультрабазиты здесь

Иллюстрация соединения природы и инженерных конструкций.

800 сооружений появились за 2 года и 3 месяца, в сентябре 1904 открыли движение. Скалы, утёсы, ручьи и реки весьма затрудняли задачу строителей КБЖД, результат титанических усилий радовал нас на всём протяжении пути
800 сооружений появились за 2 года и 3 месяца, в сентябре 1904 открыли движение. Скалы, утёсы, ручьи и реки весьма затрудняли задачу строителей КБЖД, результат титанических усилий радовал нас на всём протяжении пути

На фото видно, как дым покидает тоннель.

Тоннель номер 18бис. Старый номер 18 был дезактивирован. Помешали обвалы.
Тоннель номер 18бис. Старый номер 18 был дезактивирован. Помешали обвалы.

Двухпутный сферический тоннель, ширина 9 метров, высота 8. Его длина 636 м. Когда-то над его иркутской частью протекала река Киркирей. Её отвели - построили акведук, плотину. Поток воды пустили по специальной бетонной трубе, вода падала на землю, а потом попадала в Байкал.

А это заброшенный номер 18.

Заброшенный 18
Заброшенный 18

Построен в 1903-1904, в 1905 был разрушен обвалом горных пород. С 1914 тоннель закрыт из-за сложных условий и постоянных камнепадов.

Когда-то здесь случился обвал
Когда-то здесь случился обвал

Понадобилось 300 тонн взрывчатки, чтобы пробить тоннели в скалах и утёсах. Скалы состояли из разных типов пород - твёрдых, мягких, возникали трещины, рабочие заливали их цементным раствором. Особенности рельефа доставляли огромные неудобства.

Мне очень понравился этот вид, я его размещаю тут
Мне очень понравился этот вид, я его размещаю тут

На строительстве КБЖД трудились 40 тыс человек. В основном, крестьяне из разных регионов России. Также были заняты итальянцы, китайцы, турки, греки черногорцы. Для трудоёмких работ привлекались ссыльные и каторжные Александровской каторожной тюрьмы, им обещали сокращение срока. Всё делали вручную, кирка, лопата, лом - основные инструменты. На отдельных участках использовали суперсовременные немецкие электро пневмо перфораторы.

А потом Байкальский экспресс привёз нас на станцию Половинную. Тоннель Половинный самый длинный. Имеет прямую форму, поэтому видно вход и выход.

Есть свет в конце тоннеля, он прямой формы, протяженность 778 метров
Есть свет в конце тоннеля, он прямой формы, протяженность 778 метров

Через реку Половинную перекинут мост протяжённостью 66 метров - виадук арочного типа.

Две русловые железобетонные конструкции опираются на каменные опоры. Опоры сложены из бутового камня и облицованы грубооколотым камнем.
Две русловые железобетонные конструкции опираются на каменные опоры. Опоры сложены из бутового камня и облицованы грубооколотым камнем.

На кладбище Половинной обрели вечный покой некоторые труженики железной дороги. Обвалы, камнепады, несоблюдение техники безопасности, болезни, мягко говоря негуманные условия унесли жизни 560 человек, это по официальным данным, на самом деле жертв было больше.

Байкальская лилия. Занесена в Красную книгу.
Байкальская лилия. Занесена в Красную книгу.

А мы не переставали радоваться увиденному. Красота была повсюду.

Затем последовала остановка Итальянская стенка. Над её созданием работали квалифицированные итальянские специалисты, руководили инженеры Феррари и Джибелло. 10 мая 1905 года начали и закончили 1 августа. Чтобы укрепить земельное полотно, защитить от оползней и обвалов строили охранительные каменные стенки. Итальянская стенка - часть незаконченного проекта. Война помешала доставке материалов и завершению работ, здесь должна была быть галерея.

Итальянская стенка
Итальянская стенка
Привычная фотосессия
Привычная фотосессия

А дальше нас ждал порт Байкал. Мы приехали и поспешили на экскурсию. Экскурсией такое мероприятие можно было назвать с большой натяжкой. Краткая информация, инструктаж перед прогулкой на катере, посоветовали не брать рыбу горячего копчения на рынке в Листвянке и мы пошли к следующему этапу развлечений.

Наш катер.
Наш катер.

Прогулка была интересной. Мы даже видели нерпу.

Утёс Скрипер - геоморфологический памятник природы
Утёс Скрипер - геоморфологический памятник природы

А это сувениры на рынке в Листвянке. Меня смутила антисанитарная обстановка и я не стала покупать.

Рыба
Рыба

Запомнился бесподобный вкусный плов на этом рынке. А так, ерунда полная.

Но наши спутники, когда мы вернулись на катер, были довольны, рассказывали нам, что они купили своим родственникам.

Уставшие и обогащённые новой порцией впечатлений, мы с огромным удовольствием вернулись в свои купе и отдохнули в вагоне-ресторане.

Мы с мамой выпили по бокальчику отечественного вина, марку я запомнила на будущее, была удивлена качеством. Сотрудница ресторана тоже бы пригубила, она восхищалась ароматом напитка, сокрушаясь, что она на службе, нельзя. Поели. все были довольны
Мы с мамой выпили по бокальчику отечественного вина, марку я запомнила на будущее, была удивлена качеством. Сотрудница ресторана тоже бы пригубила, она восхищалась ароматом напитка, сокрушаясь, что она на службе, нельзя. Поели. все были довольны

А потом пошли изучать станцию Байкал.

Табличка на станции
Табличка на станции

Уютный вокзал. В нём было приятно скоротать время. Есть хороший сувенирный магазинчик, цены ниже, чем на рынке в Листвянке.

Здание вокзала воссоздано по облику 1904.
Здание вокзала воссоздано по облику 1904.

Спокойная расслабляющая атмосфера
Спокойная расслабляющая атмосфера

Здесь музей Кругобайкальской Железной Дороги, но на момент нашего присутствия, он был закрыт.

Интерьер
Интерьер

Чароит добывают только в этой местности, месторождение уже исчерпано, так нам сообщили на экскурсии. Украшения из него броские и оригинальные.

Украшения из чароита
Украшения из чароита

Перед сном прошлись по берегу.

Тишина и покой
Тишина и покой

А потом Байкальский экспресс отвёз нас в Иркутск, отпуск подошёл к концу, а чудесное настроение от Байкальского экспресса до сих пор с нами.