В прошлом году наша семья провела отпуск на Байкале. Мы улетели в Иркутск, посетили остров Ольхон, взяли там экскурсию на мыс Хобой, потом сели в Байкальский экспресс и прокатились по Кругобайкальской железной дороге. О путешествии на Байкальском экспрессе я собралась написать только сейчас.
Ссылки на предыдущие статьи о Байкале размещаю ниже:
Именно с ретро поездом экспресса связаны ярчайшие, самые мощные по насыщенности колоритные впечатления от всего сибирского приключения. Байкал - уникальное явление. Было в нём что-то необъяснимое, магическое. Байкал дарил вдохновение, безмятежный покой и ощущение счастья. Поделюсь с вами в этой статье своими воспоминаниями.
Когда мы только обсуждали план поездки, мой брат предложил проехать по Кругобайкальской железной дороге, я стала искать информацию в интернете и на сайте ржд нашла описания туристических поездов, мы купили билеты на тур Байкальский экспресс и экскурсию.
И по сей день можно выбрать маршрут себе по душе, ссылку на наш оставляю:
В 20 часов мы отъехали от станции Иркутск, купе, действительно, было нашим "отелем на колёсах", как и обещали на сайте ржд, нам раздали сухой паёк, вполне съедобный, и в 22.57 поезд прибыл на станцию Слюдянка.
Перед остановкой по радио нам рассказали о Слюдянке, это было весьма кстати, познавательно и интересно, такие информационные аудиовыпуски сопровождали нас всю дорогу.
Мы вышли и отправились знакомиться с первой достопримечательностью - вокзалом. Он единственный в мире создан из розового и белого мрамора. Итальянские мастера специально обрабатывали куски, чтобы мрамор авантажно смотрелся.
Изначально хотели построить здание из кирпича, но дешевле выходило из местного сырья - мрамора. Недалеко от города находился мраморный разрез. Позже его ресурсы использовали и в отделке московских станций метро Баррикадной и станции 1905 года. В 1904 вокзал был готов. В 2005 провели капитальную реконструкцию.
Перед зданием стоял монумент Михаилу Ивановичу Хилкову, он принимал участие в появлении этого объекта. Хилков происходил из княжеского рода, получил хорошее образование, уехал в Америку, где трудился простым рабочим на сооружении Трансатлантической железной дороги, потом обычным слесарем в Ливерпуле на паровозном заводе. Прожил жизнь незаурядно. Он был эффективным министром путей сообщения в России. Когда началась война с Японией, снабжение русских войск было крайне проблемным, возникли сложности из-за незавершённости Кругобайкальской железной дороги, тогда Хилков приказал положить рельсы прямо на лёд Байкала и сам сел в кабину машиниста, повёл поезд, поскольку храбрецов для такого рискованного мероприятия не нашлось, миссия завершилась успешно.
На станции работал интерактивный бесплатный музей, посвящённый Кругобайкальской железной дороге. Музей хороший, понравился. Размещу несколько снимков.
Туристы увлеченно бродили по залам.
На полу видеопроекция дна Байкала.
После интеллектуального отдыха мы пошли на пляж к самому озеру, дно которого тектонический разлом, а берега расширяются до 2 см в год.
Было необыкновенно темно, тихо, дышалось легко, кроме нас никого не было. Послушали шум волн, поискали известные нам созвездия, которые чётко вырисовывались в небе и вернулись в свой "отель на колёсах" спать. Стоянка была долгой - 7 часов 43 минуты. За это время во главе нашего состава появился старинный паровоз.
Начальница поезда рекомендовала утром проснуться и полюбоваться Байкалом, что мы и сделали с удовольствием.
В вагоне была вполне приличная чистая функциональная душевая, мы без проблем принимали водные процедуры. На завтрак нам принесли вкусный паровой омлет и заварной кофе из капсульной машины. Мы, довольные жизнью, смотрели в окно, вода плескалась прямо у рельсов.
Когда проезжали мимо насёленных пунктов, слышали, как паровоз громко даёт сигнал, он так необычно пронзительно свистел, ту-тууууу, валили клубы дыма, а люди, которые стояли у железной дороги снимали наш поезд на камеры телефонов, и счастливо смеялись. Мне просто не терпелось выскочить из вагона на следующей остановке и побежать разглядывать ретро локомотив.
И, наконец, в 7.04 прибыли на станцию Култук. Этот посёлок был основан в 1647 году. В переводе с тюркского означает "угол", "тупик". Здесь родился знаменитый Сергей Зверев, его мы встречали в Большом зале Московской консерватории на концертах классической музыки.
Култук - царство живописной природы, красоты и покоя. Приятное место.
Мы поразмялись и поехали дальше в Старую Ангасолку. "Онгосо" - лодка, судно, корабль в переводе с бурятского, отсюда такое название - Ангасолка, сообщала читателям пояснительная табличка. Полюбовались колоритным виадуком эстакадного типа. Вот и он:
КБЖД считалась техническим чудом 20 века: 40 тоннелей, более 50 галерей, мостовые переходы, виадуки, подпорные стенки. Проект грандиозный, это чувствовалось во всём во время путешествия.
В 9.30 остановка в Киркирее. Восторг вызвал пассаж в тоннеле. Ехали в темноте. Поезд пришёл по расписанию, пассажиры радостно покинули вагоны и побежали исследовать территорию, а дым от паровоза продолжал клубиться из тоннеля.
Вдоль КБЖД возвышаются массивы ультрабазитов - их можно отличить по чёрной крупнозернистой структуре, это экзотичное геологическое образование. По составу эти породы схожи с мантией земли и породой поверхности Луны. Ультрабазиты встречаются крайне редко, их возраст 2,5 млрд лет, чаще всего их можно обнаружить на дне океана.
Иллюстрация соединения природы и инженерных конструкций.
На фото видно, как дым покидает тоннель.
Двухпутный сферический тоннель, ширина 9 метров, высота 8. Его длина 636 м. Когда-то над его иркутской частью протекала река Киркирей. Её отвели - построили акведук, плотину. Поток воды пустили по специальной бетонной трубе, вода падала на землю, а потом попадала в Байкал.
А это заброшенный номер 18.
Построен в 1903-1904, в 1905 был разрушен обвалом горных пород. С 1914 тоннель закрыт из-за сложных условий и постоянных камнепадов.
Понадобилось 300 тонн взрывчатки, чтобы пробить тоннели в скалах и утёсах. Скалы состояли из разных типов пород - твёрдых, мягких, возникали трещины, рабочие заливали их цементным раствором. Особенности рельефа доставляли огромные неудобства.
На строительстве КБЖД трудились 40 тыс человек. В основном, крестьяне из разных регионов России. Также были заняты итальянцы, китайцы, турки, греки черногорцы. Для трудоёмких работ привлекались ссыльные и каторжные Александровской каторожной тюрьмы, им обещали сокращение срока. Всё делали вручную, кирка, лопата, лом - основные инструменты. На отдельных участках использовали суперсовременные немецкие электро пневмо перфораторы.
А потом Байкальский экспресс привёз нас на станцию Половинную. Тоннель Половинный самый длинный. Имеет прямую форму, поэтому видно вход и выход.
Через реку Половинную перекинут мост протяжённостью 66 метров - виадук арочного типа.
На кладбище Половинной обрели вечный покой некоторые труженики железной дороги. Обвалы, камнепады, несоблюдение техники безопасности, болезни, мягко говоря негуманные условия унесли жизни 560 человек, это по официальным данным, на самом деле жертв было больше.
А мы не переставали радоваться увиденному. Красота была повсюду.
Затем последовала остановка Итальянская стенка. Над её созданием работали квалифицированные итальянские специалисты, руководили инженеры Феррари и Джибелло. 10 мая 1905 года начали и закончили 1 августа. Чтобы укрепить земельное полотно, защитить от оползней и обвалов строили охранительные каменные стенки. Итальянская стенка - часть незаконченного проекта. Война помешала доставке материалов и завершению работ, здесь должна была быть галерея.
А дальше нас ждал порт Байкал. Мы приехали и поспешили на экскурсию. Экскурсией такое мероприятие можно было назвать с большой натяжкой. Краткая информация, инструктаж перед прогулкой на катере, посоветовали не брать рыбу горячего копчения на рынке в Листвянке и мы пошли к следующему этапу развлечений.
Прогулка была интересной. Мы даже видели нерпу.
А это сувениры на рынке в Листвянке. Меня смутила антисанитарная обстановка и я не стала покупать.
Запомнился бесподобный вкусный плов на этом рынке. А так, ерунда полная.
Но наши спутники, когда мы вернулись на катер, были довольны, рассказывали нам, что они купили своим родственникам.
Уставшие и обогащённые новой порцией впечатлений, мы с огромным удовольствием вернулись в свои купе и отдохнули в вагоне-ресторане.
А потом пошли изучать станцию Байкал.
Уютный вокзал. В нём было приятно скоротать время. Есть хороший сувенирный магазинчик, цены ниже, чем на рынке в Листвянке.
Здесь музей Кругобайкальской Железной Дороги, но на момент нашего присутствия, он был закрыт.
Чароит добывают только в этой местности, месторождение уже исчерпано, так нам сообщили на экскурсии. Украшения из него броские и оригинальные.
Перед сном прошлись по берегу.
А потом Байкальский экспресс отвёз нас в Иркутск, отпуск подошёл к концу, а чудесное настроение от Байкальского экспресса до сих пор с нами.