Найти тему
Большая игра

Цена и последствия летнего наступления ВСУ

Уничтоженный танк ВСУ. Все фото и изображения в статье взяты из открытых источников.
Уничтоженный танк ВСУ. Все фото и изображения в статье взяты из открытых источников.

Лето постепенно подходит к концу, равно как и надежды Киева на военные успехи против Москвы. Несмотря на то, что на полях брани все еще грохочет шум битв выводы по поводу неудавшегося контрнаступления ВСУ и его последствий для Украины в целом уже можно делать.

Для понимания картины коротко пройдемся по состоянию дел на линии боевого соприкосновения, после чего будут выводы.

Херсонская область.

За основу взята карта с https://ria.ru на 17.08.2023
За основу взята карта с https://ria.ru на 17.08.2023

Из успехов ВСУ можно считать удержание небольшого плацдарма на левом берегу, на этом в общем то и все. Киевская власть в медиа пространстве долго муссировала некий «День Д» - масштабную высадку десанта через Днепр, которая должна решить все проблемы. Ну, примерно также, как до этого анонсировали теперь уже провальное наступление ВСУ на Запорожском направлении, после которого бы все разрешилось словно по волшебству.

Идея с «Днем Д» выглядит совсем уж утопичной, если не сказать грубее, поскольку форсирование любой серьезной водной преграды связанно с высокой сложностью для армии. Сравнительно просто удерживать небольшой плацдарм малыми силами в удобном для обороны месте (особенно если не считаться с потерями), совсем иное – осуществлять крупную общевойсковую наступательную операцию.

Даже в случае успешной высадки крупных сил ВСУ (что также под вопросом – десантировать технику это не возить малые группы солдат на быстрых моторках под покровом ночи) формула любого наступления достаточно проста – чем больше людей и техники, тем больше снабжения они будут требовать – это подвоз боеприпасов, провианта, горючего, живой силы и эвакуация раненных.

Российские операторы дронов отслеживают перемещение ДРГ и лодок ВСУ с целью поражения их БПЛА или наведения артиллерии.
Российские операторы дронов отслеживают перемещение ДРГ и лодок ВСУ с целью поражения их БПЛА или наведения артиллерии.

Снабжать на лодках серьезный континент попросту невозможно, следовательно, ВСУ подходит к необходимости наведения понтонных переправ, от функционирования которых будет зависеть судьба высадившихся. Очевидно, что данные переправы будут идеальными мишенями для российской артиллерии и авиаударов управляемыми бомбами.

По сути, в случае серьезной десантной операции ВСУ в Херсонской области они получат ровно такой же результат, как и в Запорожской, с той лишь разницей что после очередного разгрома в Запорожье украинцы могут отступить назад, в то время как в Херсоне они будут отрезаны Днепром и их судьба будет висеть на тонкой нити понтонов, в случае перерезания которых они будут в ловушке.

Данная операция могла иметь место быть в случае успеха на Запорожском направлении, когда в дополнение к прорывающимся к Азовскому морю кулаку и хаосу в российских силах можно было бы ударить еще и на Херсонском направлении, но в свете полного разгрома ВСУ на Запорожье любые попытки наступать, форсировав Днепр, для киевских солдат будут самоубийственной и бессмысленной бойней.

Запорожское направление.

-4

Более двух месяцев мясорубки, десятки тысяч погибших и раненных бойцов ВСУ, сотни единиц потерянной боевой техники – в том числе лучших образов западных танков, бмп и т.п. Результат близок к 0, ВСУ не вышли не то что бы к Азовскому морю или хотя бы Токмаку, ВСУ не смогли даже добраться до первой линии обороны РФ.

Бои еще продолжаются, но скорее по инерции – решительно не понятно, на что рассчитывают в Киеве учитывая, что все предыдущие попытки закончились сокрушительным поражением и продолжение бессмысленных штурмов обернется лишь потерями в людях и техники. По неведомым причинам Киевский режим сейчас бросает свою лучшую технику и остатки своих резервов на очередную попытку прорыва.

-5

Очевидно, что даже в случае если каким-то чудом ВСУ удастся хотя бы в 1 месте добраться до первой линии обороны РФ и пробить ее, успех этот будет временный и бессмысленный – сил на пробитие остальных линий обороны и развития успехов у украинцев банально нет, прорыв даже если и получится, то будет на очень узком участке фронта что автоматически поставит прорвавшихся в положение полу окружения под огнем российской артиллерии и авиации (снабжать это все также будет самоубийственной авантюрой).

Донецкая область.

Останки уничтоженного "леопарда" ВСУ.
Останки уничтоженного "леопарда" ВСУ.

Более-менее стабильная ситуация с позиционными боями. Основные сражения идут вокруг полу окружённой Авдеевки, которую ВСУ отчаянно обороняют что бы избежать полного окружения. Другие отчаянные попытки ВСУ продолжают предпринимать по окружению Артемовска с юга, однако даже несмотря на взятие ряда высот к Западу от Клещеевки к прорыву сил ВСУ это не привело. На фоне серьезных потерь как в попытках прорыва на данном участке, так и на всем фронте в целом, украинцам пришлось свернуть наступление и теперь обороняться от уже российских контратак.

Боец ВСУ около уничтоженной украинской техники.
Боец ВСУ около уничтоженной украинской техники.

Смысл подобных ударов не ясен так как даже в случае успеха ВСУ заняли бы небольшие территории к югу от Артемовска, что никак не привело бы к окружению города и поставило бы Киев перед задачей начинать штурм, который потребовал бы от ВСУ колоссальных ресурсов как по людям, так и по технике и боеприпасам, с неясным шансом на успех.

Луганская/Харьковская область.

Войска РФ медленно наступают широким фронтом - до Купянска осталось всего 7 километров (по состоянию на утро, сейчас возможно уже меньше) нанося массированное артиллерийское и авиа поражения по противнику, что приводит к достаточно дорогой цене обороны для украинцев.
Войска РФ медленно наступают широким фронтом - до Купянска осталось всего 7 километров (по состоянию на утро, сейчас возможно уже меньше) нанося массированное артиллерийское и авиа поражения по противнику, что приводит к достаточно дорогой цене обороны для украинцев.

На данном направлении инициатива полностью на стороне войск РФ – российская армия успешно форсировала реку в двух местах и ведет наступления по нескольким направлениям ставя под угрозу окружения украинской группировки к востоку от Оскольского водохранилища.

Помимо группы украинских войск под угрозой находится и сам Купянск, из которого Киевские власти эвакуируют гражданские службы и активно готовят город к обороне. Несмотря на то, что многие в России надеялись на обвал фронта и разгром ВСУ, украинцы удерживают оборону, но ежедневно вынуждены отступать по весьма широкой линии фронта, находясь в очень тяжелом положении и неся серьезные потери.

Что в итоге?

-9

Как итог мы имеем официально заявленные Washington Post безвозвратные потери ВСУ в количестве 150 тысяч убитых и тяжело раненных. Учитывая, что цифры в 150 тысяч потерь ВСУ мелькали еще прошлой осенью, в ряде западных источников называют цифры в 400-500 тысяч.

Тяжесть потерь ВСУ подтверждается «буксованием» в Запорожской области и сворачиванием наступления под Артемовском, а также слабость обороны и отступление под Купянском. Еще одним подтверждением являются планы Киева по тотальной мобилизации всего мужского населения Украины «без разбора» даже из критически важных направлений, а также многодетных отцов и обсуждение запрета на выезд 16-17 летних украинцев.

Есть ли у Киева перспективы в этом конфликте? Хороших – нет. Потери в людях и технике колоссальны. Что важно – самый ключевой ресурс даже не техника, но люди. Мотивированные сражаться украинцы пошли добровольцами в армию в первые месяцы конфликта, к августу 2023 года не призванными в основном остались те, кто участвовать в сражении не желает. В сети огромное количество видео с военкомами, бегающими за украинцами и дерущимися с ними в попытке вручить повестку.

Даже если Киеву удастся набрать запланированные 150 тысяч человек – да даже 50 тысяч – эти люди не смогут полноценно заменить обученных и мотивированных бойцов.

Остатки украинского ЗРК С-300
Остатки украинского ЗРК С-300

Замены техники также не предвидятся – поставки вооружений Западом снизились в сравнении с началом года. Снизились также поставки жизненно нужных любой армии боеприпасов – по оценкам (в том числе на этом канале публикуемым мною) снарядных голод должен был начаться у ВСУ еще в конце весны, но агонию удалось продлить за счет «выгребания» у Южной Кореи ее арсенала в пол миллиона 155мм снарядов (основной калибр артиллерии НАТО). Проблему это не решило, но отсрочило - ВСУ в среднем тратит в месяц 240 тысяч (8 тысяч в день) 155мм артиллерийских снарядов, США производят в месяц 24 тысячи. Собственно, начало поставок кассетных боеприпасов из США объясняются отчаянием по причине подкатывающего снарядного голода ВСУ, о чем в открытую проговорился президент США Джозеф Байден, ответив на вопрос журналиста «почему США поставляют кассетные боеприпасы Украине?» – «Потому что им нечем стрелять».

Для старых советских систем – от артиллерии до ПВО – ситуация еще хуже так как с их воспроизводством у Украины и Запада еще больше проблем.

Даже без учета выборов в США 2024 года, где в борьбе за власть находящаяся в оппозиции республиканская партия обвиняет текущую власть в поражении на Украине и требует прекратить финансировать безнадежное предприятие, положение Киевской власти плохо - возмещать потери в людях и техники со временем будет просто не откуда (каждая последующая мобилизация на Украине приносит все меньше людей в ряды ВСУ, к тому же – как писал выше – эти люди менее мотивированны. Еще один редко освящаемый вопрос —возраст – большая часть молодых и здоровых мужчин на Украине либо были мобилизованы, либо покинули страну, остались в основном мужчины среднего и старшего возрастов).

К началу лета 2023 года ВСУ смогли сформировать достаточно серьезные ударные силы, которые могли быть удерживать оборону выматывая Россию тлеющим конфликтом. Можно понять, почему ВСУ бросили силы в прорыв на начале июня – на Западе надеялись, что российскую линию обороны удастся легко прорвать. Решительно не ясно, почему эти самоубийственные атаки не прекратились спустя 2-3-х недель мясорубки, когда стало очевидно, что успех ВСУ в наступлении невозможен (эта затея с самого начала была рискованна на грани «фола») и обернется лишь непропорционально высокими потери их лучших частей.

В свете вышесказанного, не удивительно, что западные медиа и политики начинают «вентилировать» вопрос переговоров – учитывая темп боевых действий, Киевский режим не сможет долго поддерживать такой уровень расходов и потерь как финансовых, так и в людях и техники. Полный разгром ВСУ на поле боя становится предрешенным и является вопросом времени.

Главный вопрос теперь не в том, проиграет ли Украина или нет, а когда и на каких условиях.

Благодарю за прочтение, если понравилась статья – буду признателен, если подпишитесь на канал чтобы получать уведомления о новых материалах, либо просто что бы поддержать канал.