А начну-ка я в этот раз сразу с аннотации:
«Черный принц» вошел в золотой фонд мировой литературы (а также в шорт-лист Букеровской премии) и создал Айрис Мердок славу самой «английской» писательницы XX века. «Черный принц» — это вершина психологической прозы автора; это своеобразный, замкнутый внутри себя мир, существующий по своим собственным законам, мир, одновременно логичный и причудливый, реалистичный — и в чем-то ирреальный. Любовь и предательство, цинизм и порядочность — эти взаимоисключающие понятия характеризуют большинство героев книги.
О теперь о том, что нашла в этой книге я.
Если вы вдруг решили уехать , то непременно делайте это сразу. Пакуйте чемоданы – и на вокзал. И ни в коем случае не снимайте трубку не к месту и не ко времени зазвонившего телефона. Не останавливайтесь на окрик знакомого. Бегите, в ином случае судьба будет иметь возможность подкинуть вам массу неожиданностей. Причем по большей степени неприятных. Сюрпризы всегда меняют нашу жизнь, ну а в какой степени зависит от их масштаба. Может случиться и так, что вы будете настолько вовлечены в жизнь других, что своё собственное житьё-бытьё со всеми мечтами и целями перестанет существовать.
Живёт на свете этакий созерцатель, наблюдатель, аналитик. Его жизнь – это искусство и философия. Ему непонятны лишние телодвижения и бурные эмоциональные всплески, которые постоянно совершают и испытывают люди. Он столь же высокоморален, сколь и эгоистичен в стремлении к собственному покою. Он – вещь в себе. Он ненавидит сплетни, презирает халтуру, предпочитает держать дистанцию с людьми. Он хорошо умеет осуждать. Он не только писатель, но и художник, которому дано умение рисовать в воображении очень яркие образы. Эти картины не всегда прекрасны, есть среди них и безобразные. Он живет в стороне, но пропускает чужие эмоции и последствия поступков сквозь свою призму чувственного восприятия, которая настроена очень тонко. Душа героя умеет плакать музыкой скрипки – пронзительно и искренне. Наш герой, как улитка в ракушке, живёт в своём «домике», наблюдая за происходящим изнутри, ненадолго высовываясь наружу. Улитка-интроверт.
Но тут на авансцену выходит судьба. И приводит с собой обстоятельства. Если уж эта злодейка решила вмешаться в привычный ход вашей жизни, она непременно притащит несколько этих самых обстоятельств, кои, следуя одно за другим, уведут с дороги в такие дебри, в которых и не мыслил оказаться. Первое – и героя навещает «тень» из прошлого. Второе – и герой с этой самой «тенью» уже мчится к людям, которых считает своими друзьями, для того, чтобы решать их проблемы. Третье – и герой играет роль няньки при великовозрастной психопатке. Четвёртое – и он, противореча своим убеждениям и принципам, идёт на встречу с женщиной, которую видеть абсолютно не хочет. Пятое – и он решает помочь сестре, хотя сначала категорически не намерен этого делать. В дальнейшем обстоятельства всё прибывают, события нарастают. Но наш герой то ли действительно не замечает, насколько эта круговерть его захватывает, то ли думает, что в любой момент сможет выйти из этой игры. Однако редко кому удавалось соскочить со всё набирающего ход поезда.
Судьба же потешается. Она как будто решила доказать главному герою, что он такой же человек, как и другие; что все страсти и пороки людские и ему не чужды. Осуждал и не понимал излишне бурные эмоциональные реакции? Судьба тебе поможет, Бредли. Герой попадает в ситуации, где он вынужден притворяться, лицемерить, лгать, скрывать, изменять своим принципам, противоречить убеждениям поступками, испытывать отвращение, унижение и боль. И, наконец, влюбляется. Это же ты, Бредли, так негодовал по поводу любовной связи бывшего мужа сестры и его молодой секретарши? Тебе казалась отвратительной влюблённая пара, состоящая из старика и тридцатилетней женщины? Получи двадцатилетнюю. Где теперь твои принципы, а, Бредли?
Мне жаль героя. Мне кажется, что он был счастлив, когда жил в ракушке: мечтал о написании великой книги, верил в силу искусства, рассуждал и философствовал, что-то писал. Даже не смотря на то, что сам частенько заменял настоящее искусственным, всё же человек жил своей жизнью, преследуя великую цель. А тут судьба решила пошутить и проверить на прочность…
Книга сильная. Автор умело бьёт по чувствительным точкам. Невозможно остаться равнодушным по отношению к происходящему на страницах этого произведения. Там живёшь.
Отдельно хочется отметить язык повествования. Витиеватые узоры из фраз, превращающие текст в искусство, - своеобразная каллиграфия литературы. Очень приятный неспешный темп, живописные описания, разнообразие художественных приёмов, образность.
И, да, для себя надо бы не забыть, что несостоявшийся отъезд может слишком круто изменить всё. И не факт, что к лучшему. Если решено, то надо действовать. Иначе это сделают другие, а нерешительному останется лишь плыть в потоке чужих жизней, не в силах справится с силой течения.