Всю прошлую неделю в Саратовском университете проходила Летняя школа для молодых учителей «Учитель – урок – ученик: вековые традиции и новые смыслы». Участие в ежегодном форуме принимали молодые учителя со всей Саратовской области. Направления школы посвящены работе педагогов нового поколения. Давайте вспомним, чему молодые специалисты учились на Летней школе.
1.
Доценты кафедры отечественной истории и историографии В.В. Хасин и А.В. Лучников посоветовали молодым специалистам не выстраивать отношения между учителем и учеником на равных и не нарушать расставленные границы и рамки, так как это может отразиться на качестве процесса обучения. Кроме того, спикеры отметили, что создание комфортных отношений с родителями и коллегами – это ещё одно слагаемое успеха.
Спикеры обсудили вопрос о том, что учитель не должен быть исследователем. Наукой, как правило, занимаются в академических институциях. Соответственно, учёный не может быть учителем, поскольку его не поймут школьники.
После дискуссии В.В. Хасин высказал мысль о том, что и родителей, и коллег, и даже своих учеников нужно рассматривать как союзников. Это и есть секрет успеха. Подробнее по ссылке.
2.
Преподаватель кафедры коррекционной педагогики М.В. Никитина рассказала, что среди профессиональных компетенций учителя в инклюзивном образовании необходимо оказание социально-педагогической поддержки семьям, повышение компетентности родителей, налаживание отношений между семьёй и социумом, организацию совместной деятельности учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
М.В. Никитина отметила, что педагог должен быть готовым к такой работе профессионально, психологически и методически. Подробнее по ссылке.
3.
Начальник Управления цифровых и информационных технологий Л.В. Бессонов рассказал, что нейросеть обладает огромным количеством возможностей, которые могут помочь разгрузить учителя от рутинной работы и позволить педагогу сфокусироваться на выполнении творческих задач: составление плана урока, взаимодействие с детьми.
Кроме того, упомянул, что любая генеративная нейросеть может помочь подготовить иллюстрации для презентации к уроку, разнообразить учебный процесс. Задача педагога – научить ученика мыслить самостоятельно, и только затем использовать оптимизирующие механизмы. При этом использовать достижения прогресса нужно аккуратно, объяснять школьникам об их недостатках и опасностях. Подробнее по ссылке.
4.
Заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии А.С. Караваев объяснил молодым учителям основы оформления презентации – использовать не более трёх шрифтов на слайде, избегать высокохудожественные шрифты, которые могут быть неуместными и не поддерживаться на других устройствах. Помимо того, спикер продемонстрировал удобоваримый вариант оформления титульного слайда и рекомендовал его использовать как педагогам, так и ученикам.
Анатолий Сергеевич упомянул, что любой проект должен включать в себя несколько обязательных структурных единиц – введение, основная часть (методы, результаты), заключение, выводы и перечень использованной литературы, оформленный в соответствии с положениями ГОСТ.
Так, формат JPEG подходит для сохранения фотографий, PNG – для графиков, этот формат предполагает и сохранение изображений на прозрачном фоне, формат GIF хоть и устарел, однако он всё ещё используется для сохранения и передачи анимированных изображений. Но есть и специфические векторные форматы, например SVG, который можно открыть только с помощью специальных программ.
Кроме того, было обсуждено, как защищать проект и публично выступать. Например, нельзя поворачиваться к аудитории спиной. Если выступающий испытывает дискомфорт во время визуального контакта с людьми в зале, то нужно стараться смотреть поверх их голов. Подробнее по ссылке.
5.
Старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования М.И. Кабанова поделилась с молодыми специалистами мнением о том, что современный ребёнок находится в достаточно агрессивной коммуникативной среде, поэтому, с одной стороны, учитель должен быть готов к этому факту, а с другой – может попытаться создавать «дружеский» образовательный контент.
К тому же, понятие «френдли» не предполагает панибратства с учащимся и к «френдли» общению нужно быть готовым и открытым с обеих сторон. Марина Игоревна посоветовала молодым учителям обращать внимание на особенности общения с детьми и родителями. Подробнее по ссылке.
6.
Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина обратила внимание участников на проявление агрессии или откровенного неуважения по отношению к учителю. Елена Генриховна посоветовала всегда прислушиваться к своей интуиции, поскольку иногда даже юмор может быть плохо воспринят. Удачный вариант – отступить на полшага назад, если подопечный провоцирует и задевает учителя, пойти на частичный компромисс, чтобы выиграть время и дать почувствовать свою, учительскую силу и свой авторитет. Неплохо сработают и различные техники, которые призваны привлечь внимание ученика. Подробнее по ссылке.
7.
Ассистент кафедры социальной психологии образования и развития А.И. Заграничный указал на то, что современные обучающиеся отличаются от своих родителей, и это необходимо учитывать в процессе организации коллектива в образовательной среде. Цель, которая ставится перед классом или кружком, должна быть важна для каждого обучающегося, а не только лишь для педагога и классного актива.
Как утверждает спикер, нужно изменить отношение и к «совместной деятельности», осознать, что конструктивная совместная работа – это выбор членов коллектива, а не обязанность. Кроме того, позиция «совместная деятельность – это поровну» малоэффективна, наиболее продуктивная позиция – «совместная деятельность – это по возможностям». Подробнее по ссылке.
8.
Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Е.В. Рягузова рассказала, как научить детей учиться. Для этого специалисту необходимо обладать широким спектром навыков, в том числе soft skills, а также уметь учитывать интересы и ценности разных поколений. Сегодня педагог должен выступать в роли медиатора, конфликт-менеджера и психолога, уметь мотивировать к самообразованию, формировать социальную идентичность и гражданскую позицию, переводить знания в понимание и компетенцию. Подробнее по ссылке.
9.
Начинающие педагоги разработали и представили концепцию, в которой они отразили собственное видение основных составляющих образовательного учреждения. Вместе с доцентом кафедры педагогической психологии и психодиагностики Т.Н. Черняевой обсудили вопросы взаимодействия учителя, педагога-психолога и социального педагога и приняли участие в интерактивном занятие. Кроме того, молодые учителя на лекции профессора кафедры общего литературоведения и журналистики К.М. Захарова, узнали о о мифологических и игровых корнях современной цивилизации, увлечениях современных поколений.
Летняя школа для молодых учителей – часть стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме», который входит в программу государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030».
Подготовила Лейла Новрузова