Найти в Дзене

Педагогика: новые смыслы

Оглавление

Всю прошлую неделю в Саратовском университете проходила Летняя школа для молодых учителей «Учитель – урок – ученик: вековые традиции и новые смыслы». Участие в ежегодном форуме принимали молодые учителя со всей Саратовской области. Направления школы посвящены работе педагогов нового поколения. Давайте вспомним, чему молодые специалисты учились на Летней школе.

Фото Дмитрия Ковшова
Фото Дмитрия Ковшова

1.

Доценты кафедры отечественной истории и историографии В.В. Хасин и А.В. Лучников посоветовали молодым специалистам не выстраивать отношения между учителем и учеником на равных и не нарушать расставленные границы и рамки, так как это может отразиться на качестве процесса обучения. Кроме того, спикеры отметили, что создание комфортных отношений с родителями и коллегами – это ещё одно слагаемое успеха.

Спикеры обсудили вопрос о том, что учитель не должен быть исследователем. Наукой, как правило, занимаются в академических институциях. Соответственно, учёный не может быть учителем, поскольку его не поймут школьники.

После дискуссии В.В. Хасин высказал мысль о том, что и родителей, и коллег, и даже своих учеников нужно рассматривать как союзников. Это и есть секрет успеха. Подробнее по ссылке.

2.

Преподаватель кафедры коррекционной педагогики М.В. Никитина рассказала, что среди профессиональных компетенций учителя в инклюзивном образовании необходимо оказание социально-педагогической поддержки семьям, повышение компетентности родителей, налаживание отношений между семьёй и социумом, организацию совместной деятельности учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.

М.В. Никитина отметила, что педагог должен быть готовым к такой работе профессионально, психологически и методически. Подробнее по ссылке.

3.

Начальник Управления цифровых и информационных технологий Л.В. Бессонов рассказал, что нейросеть обладает огромным количеством возможностей, которые могут помочь разгрузить учителя от рутинной работы и позволить педагогу сфокусироваться на выполнении творческих задач: составление плана урока, взаимодействие с детьми.

Кроме того, упомянул, что любая генеративная нейросеть может помочь подготовить иллюстрации для презентации к уроку, разнообразить учебный процесс. Задача педагога – научить ученика мыслить самостоятельно, и только затем использовать оптимизирующие механизмы. При этом использовать достижения прогресса нужно аккуратно, объяснять школьникам об их недостатках и опасностях. Подробнее по ссылке.

4.

Заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии А.С. Караваев объяснил молодым учителям основы оформления презентации – использовать не более трёх шрифтов на слайде, избегать высокохудожественные шрифты, которые могут быть неуместными и не поддерживаться на других устройствах. Помимо того, спикер продемонстрировал удобоваримый вариант оформления титульного слайда и рекомендовал его использовать как педагогам, так и ученикам.

Анатолий Сергеевич упомянул, что любой проект должен включать в себя несколько обязательных структурных единиц – введение, основная часть (методы, результаты), заключение, выводы и перечень использованной литературы, оформленный в соответствии с положениями ГОСТ.

Так, формат JPEG подходит для сохранения фотографий, PNG – для графиков, этот формат предполагает и сохранение изображений на прозрачном фоне, формат GIF хоть и устарел, однако он всё ещё используется для сохранения и передачи анимированных изображений. Но есть и специфические векторные форматы, например SVG, который можно открыть только с помощью специальных программ.

Кроме того, было обсуждено, как защищать проект и публично выступать. Например, нельзя поворачиваться к аудитории спиной. Если выступающий испытывает дискомфорт во время визуального контакта с людьми в зале, то нужно стараться смотреть поверх их голов. Подробнее по ссылке.

5.

Старший преподаватель кафедры русской филологии и медиаобразования М.И. Кабанова поделилась с молодыми специалистами мнением о том, что современный ребёнок находится в достаточно агрессивной коммуникативной среде, поэтому, с одной стороны, учитель должен быть готов к этому факту, а с другой – может попытаться создавать «дружеский» образовательный контент.

К тому же, понятие «френдли» не предполагает панибратства с учащимся и к «френдли» общению нужно быть готовым и открытым с обеих сторон. Марина Игоревна посоветовала молодым учителям обращать внимание на особенности общения с детьми и родителями. Подробнее по ссылке.

6.

Руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина обратила внимание участников на проявление агрессии или откровенного неуважения по отношению к учителю. Елена Генриховна посоветовала всегда прислушиваться к своей интуиции, поскольку иногда даже юмор может быть плохо воспринят. Удачный вариант – отступить на полшага назад, если подопечный провоцирует и задевает учителя, пойти на частичный компромисс, чтобы выиграть время и дать почувствовать свою, учительскую силу и свой авторитет. Неплохо сработают и различные техники, которые призваны привлечь внимание ученика. Подробнее по ссылке.

7.

Ассистент кафедры социальной психологии образования и развития А.И. Заграничный указал на то, что современные обучающиеся отличаются от своих родителей, и это необходимо учитывать в процессе организации коллектива в образовательной среде. Цель, которая ставится перед классом или кружком, должна быть важна для каждого обучающегося, а не только лишь для педагога и классного актива.

Как утверждает спикер, нужно изменить отношение и к «совместной деятельности», осознать, что конструктивная совместная работа – это выбор членов коллектива, а не обязанность. Кроме того, позиция «совместная деятельность – это поровну» малоэффективна, наиболее продуктивная позиция – «совместная деятельность – это по возможностям». Подробнее по ссылке.

8.

Заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии Е.В. Рягузова рассказала, как научить детей учиться. Для этого специалисту необходимо обладать широким спектром навыков, в том числе soft skills, а также уметь учитывать интересы и ценности разных поколений. Сегодня педагог должен выступать в роли медиатора, конфликт-менеджера и психолога, уметь мотивировать к самообразованию, формировать социальную идентичность и гражданскую позицию, переводить знания в понимание и компетенцию. Подробнее по ссылке.

9.

Начинающие педагоги разработали и представили концепцию, в которой они отразили собственное видение основных составляющих образовательного учреждения. Вместе с доцентом кафедры педагогической психологии и психодиагностики Т.Н. Черняевой обсудили вопросы взаимодействия учителя, педагога-психолога и социального педагога и приняли участие в интерактивном занятие. Кроме того, молодые учителя на лекции профессора кафедры общего литературоведения и журналистики К.М. Захарова, узнали о о мифологических и игровых корнях современной цивилизации, увлечениях современных поколений.

Летняя школа для молодых учителей – часть стратегического проекта «Учитель в образовательной парадигме», который входит в программу государственной поддержки и развития университетов «Приоритет 2030».

Подготовила Лейла Новрузова