Жалобы автомобилистов на стоимость топлива в последние годы были тихими и дежурными: цены на бензин росли, но куда медленнее, чем цены на большинство товаров и услуг. Достаточно сказать, что за три года — с августа 2020 года по август текущего года — некоторые товары в нашей стране подорожали в два раза, а бензин вырос в цене в среднем на 20%. Однако в мае нынешнего года ситуация кардинально изменилась — цены на топливо начали повышаться еженедельно.
По самым свежим данным Росстата, стоимость топлива на АЗС с 8 по 14 августа 2023 года в среднем по стране выросла на 0,53% по сравнению с предыдущий неделей. При этом уровень инфляции за аналогичный период был в 5 раз ниже и составил 0,1%. По данным ведомства, с начала года цены на бензин повысились на 6,03%, что также выше уровня инфляции в 3,52% за тот же период. В чём же причина?
Большинство экспертов сходятся во мнении, что большую роль сыграли принятые в июле изменения в Налоговый кодекс. «Закон в два раза сокращает выплаты нефтяникам по демпферу до 2026 года как по бензину, так и по дизельному топливу, — поясняет «Российская газета». — Это поможет сократить расходы бюджета в условиях его дефицита. На выплаты по демпферу с января по июнь нефтяникам выплачивалось от 48 до 109 млрд рублей в месяц».
Расскажем о механизме демпфера подробнее. Демпфер — это обратный акциз. То есть не выплаты производителей в бюджет, а выплаты производителям из бюджета. Выплаты в рамках демпфера должны компенсировать нефтеперерабатывающим заводам разницу между средней экспортной ценой на нефть и стоимостью бензина или дизельного топлива на внутреннем рынке. Когда мировые цены выше внутренних, государство доплачивает нефтяной отрасли.
На первый взгляд такой механизм удивителен. Казалось бы, если мировые цены высоки, нефтяники и так зарабатывают неплохо. Да и цены на внутреннем рынке всё равно куда выше себестоимости производства бензина. Вероятно, смысл демпфера состоит в том, чтобы нефтяники оставляли для внутреннего рынка необходимое количество топлива. Иначе по законам рыночной экономики компании стремились бы отправлять большую часть топлива на экспорт.
По данным Минфина, за январь — июль этого года российские нефтяники в рамках демпфера получили из бюджета в общей сложности 653 млрд руб. Это в 2,3 раза меньше, чем за аналогичный период 2022 года, когда разрыв между экспортными и внутренними ценами на нефтепродукты был куда выше. И всё же государство решило сэкономить и путём введения новых формул сократить нынешние расходы бюджета в два раза.
Одновременно с этим в последние месяцы падает курс рубля. В пересчёте на доллары литр бензина год назад в среднем стоил около одного доллара, а сейчас стоит около 60 центов.
Нефтяные компании после потери части обратного акциза и в связи с падением курса рубля, вероятно, делают всё возможное, чтобы их прибыль на внутреннем рынке не уменьшилась и «догоняла» экспортную прибыль. То есть постоянно повышают цены на бензин.
Сообщений о том, что федеральные власти планируют вмешаться в ситуацию, пока нет. Вероятно, дело в том, что 69% в стоимости бензина составляют налоги (это данные Аналитического центра при правительстве России). Соответственно, рост цен на бензин приносит дополнительные доходы в федеральный бюджет. И отказаться от этих доходов в нынешней ситуации, похоже, сложно.
Напомним также, что в следующем году вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо — на 4,9%. Ранее было запланировано повышение на 4%, но в нынешнем году процентное соотношение было пересмотрено в сторону увеличения.