Найти в Дзене
Только факты

Долгий путь на родину. Одиссея стрельца Мошкина из турецкой неволи

Ох и натерпелись в своё время Русь, потом Московское царство, потом и Российская империя от любителей торговать, а не работать! Прямо как сейчас… с той лишь разницей, что дети солнечного юга ныне торгуют арбузами и нектаринами, а тогда торговали людьми. Русскими. Захватывая их в завоевательских набегах. Ну вот такая у них была экономика…

Московское царство, с новым государем из Романовых, только-только стало отходить от недавней Смуты с её чередой самозванцев, как приключилась новая напасть: Смоленская война.

Правда, развязала её Москва – ну так и срок действия перемирия с поляками всё равно истекал. Только вот беда, для наступления пришлось оголить южные земли царства – а этим тут же воспользовался давний враг Крымский хан.

Состоялся очередной набег крымчаков. Его отбили. Но часть русских стрельцов попала в плен. Попал в плен и стрелец Иван Мошкин.

Попал в плен и стрелец Иван Мошкин. Яндекс картинки
Попал в плен и стрелец Иван Мошкин. Яндекс картинки

Полонян, как это водится у крымчаков, отвезли на невольничий рынок в Каффе (современная Феодосия), и самых здоровых телом продали на турецкие галеры – там всегда требовались сильные телом гребцы. И начался галерный ад…

Галера – корабль в бою весьма эффективный. Он зависит не от воли ветров, а лишь от усердия гребцов. А турецкие капитаны это усердие стимулировать умели! Плётками в первую очередь.

Там такой специальный здоровенный откормленный лоб ходил – и трудящихся весла по спинам и плечам охаживал. Чтобы не прохлаждались. Особенно когда от преследования нужно было удирать или наоборот – гнаться за кем-то.

Вынашивать планы побега Иван начал едва ли не с первых дней плена и подневольного труда. Но лишь к исходу восьмого года, в 1638 году, представилась возможность круто поменять свою жизнь.

Гребцы на галере. Яндекс картинки
Гребцы на галере. Яндекс картинки

Тогда, при осаде Азова, с галеры, на которой и был гребцом Мошкин, сгружали привезённый ею порох. И гребцы часть этого огненного зелья смогли умыкнуть.

Дальше всё было делом техники: в одну из ночей невольники во время стоянки в порту, когда надзор с них снимался (как и цепи) получили от симпатизирующего им итальянца «охапку сабель».

И кроме того, в одну из ночей он должен был доставить на борт тлеющую головню – чтобы не возбудить подозрений у вахтенных громким чирканьем кресала. Вот таким образом заложенный под кубрик, в котором спала турецкая команда, порох и был взорван – как только прогорел заправленный в заряд фитиль.

Во взрыве погибла добрая половина янычар, а с оставшимися команда справилась довольно быстро – несмотря на хорошую янычарскую боевую выучку. Капитана же, Апты-пашу, заколол в бою сам Мошкин.

Под покровом ночи и разыгравшегося шторма галера, на мускульной силе самих же бунтовщиков, ускользнула из порта и направилась в «шпанские земли», на Сицилию… да, она в то время территориально входила в Арагонское королевство, ставшее потом Испанией.

Не к чести правящего на Сицилии арагонского наместника, он не только не помог беглецам вернуться на родину, но и посадил их в каземат – за отказ служить ему. Конфисковав также и галеру, со всем находящимся на ней добром. Потом, правда, выпустил. Галеру и добро не вернув. Идите, дескать, с Богом.

Галера на рейде в порту. Яндекс картинки
Галера на рейде в порту. Яндекс картинки

Они и пошли. Сначала к папе, в Ватикан. Потом по странам Европы, попав даже на приём в Императору Священной Римской империи Фердинанду III. Тот тоже, выслушав историю бывших галерников и оценив их воинские умения, звал их к себе на службу. Правда, санкциями, как правитель Сицилии, не грозил – просто отпустил восвояси.

В 1643 году русская часть бывших рабов на галере добралась до польских земель. И только здесь правивший тогда Речью Посполитой Владислав IV накормил-напоил и предоставил подводы, на которых русские люди вернулись, наконец, в русские земли.

Царь Михаил Фёдорович принял возвращенцев довольно благосклонно, бывших в крепостной неволе освободил и даже назначил небольшой пенсион для содержания каждому. Сам Иван Мошкин стал позже казацким атаманом, принимал участие в войне с поляками в 1654 году, и сложил свою голову на алтарь Отечества в бою под Гусятиным в 1655.

А описание его одиссеи появилось позже – на основе челобитной царю по возвращении из плена и тех реляций, которые ходили по итогам их побега в Западной Европе. И даже были пропечатаны в тогдашних газетах.

Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!