Встреча Булатовича и Леонтьева произошла 2 июня 1896 г.
Это была не просто удача – это было спасение. По данным биографа Леонтьева, лейб-гвардии гусара и участника англо-бурской войны Юлия Ельца, Леонтьев снабдил Булатовича и его спутников припасами, оружием, рекомендательными письмами.
Теперь Булатович мог продолжить путь в столицу.
28 октября 1896 г. Александр Булатович удостоился аудиенции негуса.
29 октября - покинул столицу и отправился к реке Баро. Поход продолжался три месяца: до 1 февраля 1897 г. Краткий отдых, и спустя всего две недели, 13 февраля, Булатович снова в седле. Он исследует Эфиопию.
20 марта Булатович возвращается в Энтото. 21 марта - он на аудиенции негуса. 25 марта Булатович покидает Энтото, 16 апреля он уже в Джибути, 21 апреля – отбывает в Европу.
Собранный им обширнейший материал об Эфиопии в сентябре 1897 года (по распоряжению Главного штаба) издается отдельной книгой: «От Энтото до реки Баро. Отчет о путешествии в Юго-западные области Эфиопской империи».
***
К концу 1897 г. между Россией и Эфиопией была достигнута договоренность об установлении дипотношений.
Из Петербурга в Аддис-Абебу была отправлена чрезвычайная миссия во главе с действительным статским советником Петром Власовым.
В период ее подготовки действительный статский советник Панафидин в докладной записке от 5 марта 1897 г. на имя помощника министра иностранных дел Владимира Ламздорфа писал:
«Ныне императорский Кабинет намерен вступить на путь официальных сношений с негусом, причём деятельность его агента обуславливается ясными и определёнными инструкциями...
Вследствие случайного характера наших сношений с негусом пред ним промелькнул в последнее время целый ряд часто сменявшихся лиц. Необходимо, чтобы посылка нашего агента совершалась при такой обстановке, которая могла бы заставить Менелика сразу почувствовать разницу в положении предшествовавших лиц и командируемого ныне».
Петр Власов и был таковым. Опытным и искушенным в отношениях с Британией на Востоке дипломатом.
***
Булатович формально командует в миссии Власова казачьим конвоем. Для обеспечения должного приема и оповещения негуса Менелика о предстоящем событии, Булатович выехал из Петербурга ранее всех остальных – 10 сентября 1897 г.
По прибытии в Аддис-Абебу, Булатович узнал о намерении Менелика присоединить к Эфиопии области, прилегающие с севера к озеру Рудольфа.
Для этого туда направлялся из только что завоеванной Каффы рас Вальде Георгис со своими войсками. Менелик хотел, чтобы русский офицер его сопровождал.
Булатович был вынужден торопиться: отряд Вальде Георгиса вот-вот мог выступить в поход, а до Андрачи, столицы Каффы, где находилась резиденция раса, путь был не близок.
В этой экспедиции Булатович собрал интереснейшие сведения о Каффе и прилегающих к ней землях, которые последующие путешественники добыть уже не могли. Собранный им материал – один из основных источников для знакомства с историей и этнографией Каффы.
***
5 июня 1898 г. Булатович возвращается в Аддис-Абебу и через девять дней отправляется курьером в Петербург, куда прибывает к концу июля. По его словам, во время своей второй поездки в Эфиопию, не считая переездов поездом и пароходом, им было пройдено около 8 тыс. верст.
Донесения Булатовича, которые лишь частично – секретность – отобразились в его книге «С войсками Менелика II», содержат ценнейшие сведения о политической и военной обстановке в Эфиопии.
В России Булатович оставался до 10 марта 1899 г., когда вновь был направлен в Эфиопию личным приказом Министра иностранных дел Муравьева. Это была его последняя поездка туда.
Но еще до отъезда, 13 января 1899 г., на собрании Русского географического общества Булатович прочел сообщение, озаглавленное «Из Абиссинии через страну Каффу на озеро Рудольфа», которое затем напечатали «Известия Русского географического общества».
Тогда же он завершает свой главный труд: «С войсками Менелика II», который был опубликован в 1900 г.
Потом был Китай…
Подробнее, и вообще - много интересного: https://t.me/ugol_naklona