Воспитатель детского сАДа читает чат в группе Whats up. Зимние утренники, раздача стихов, срочно надо лепить снежный городок. Так начинается пьеса «Горка» драматурга Алексея Житковского. В 2018 –м году эта история была признана лучшей пьесой года.
Главная героиня «Горки» Настя - обычный человек. Такая, как все. В ней нет ничего примечательного, ничего особенного. Настя плачет, ругается, совершает ошибки, а во сне она мысленно убивает детей, а в другом сне они убивают её – сжигают у ёлки.
Насте по приказу заведующей нужно построить горку во дворе детского сада и она ищет тех, кто помог бы, при то, что у неё нет ни лопаты, ни людей.
Главная героиня в какой-то момент рассказывает о летчике Карбышеве, который попал в плен и враги поливали его ледяной водой, и он превратился в ледышку – настоящий герой.
Сама Настя не совершила никакого подвига, она самый простой человек, как можно было бы сказать, из народа. Она не директор этого детского сада, и скорее всего, вряд ли им станет. Она не станет президентом в этой пьесе или директором завода, как в фильме «Москва слезам не верит». Это несколько дней из её повседневной жизни. И именно её такая обычная жизнь вышла на первый план повествования.
И эту тенденцию - смещения интереса с героев в прежнем понимании слова на антигероев – самых неприметных, казалось бы, людей – интерес только в кавычках к «маленькому человеку» - всё ярче мы видим в культуре и в искусстве. Нам становится интересна жизнь тех, кто рядом больше выдающихся персонажей. И при ближайшем рассмотрении оказывается, что жизнь каждого – это невероятная история, способная найти отражение в арт - выражении. Нам становится интересно, как живут наши соседи – те, кто рядом.
И эта пьеса – одна из многих, в которой главные образы – спорно можно считать центральными персонажами. Но это приход от идеализации - к реальности.
И если прежде герой должен был быть практически безупречным, то теперь мы всё чаще видим людей с их слабостями, глупостью, злостью и другими чувствами – таких всегда считали антигероями, носителями разных не очень положительных качеств, но сейчас именно палитра этих качеств привлекает всё больше. Не придуманный и безупречный – а такой, какой есть – вот он самый интересный персонаж нынешнего искусства.
Группа «Би -2» презентует новую песню, в которой манифистирует эту тенденцию словами «Нам не нужен герой». Главными героями становятся те, кого никто не прочил на эти роли. На смену привычным героям, сверхлюдям приходит обычный человек, с его слабостями, недостатками, его минусами и плюсами – что прежде казалось невозможным, и даже постыдным.
Я знаю очень многих
Людей обыкновенных
Которые свой подвиг
Свершают ежедневно
Мы сверим сердца
Сорвём голоса
Встань рядом со мной
Нам не нужен герой
А ведь ещё в начале 2000-х эта же группа пела совсем другие слова в песне «Последний герой» - название калька с песни легенды 90-х Виктора Цоя, где он поет «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть». У Би-2 в Последнем герое мы слышим строчки о преодолении. Герой, еще в прежней, античной традиции должен остаться в живых, пройдя массу каких- то невероятных испытаний.
Герой долгое время для нас был чуть выше всего мирского. Он может ВСЁ, сейчас он придёт и спасет нас, так было в былинах, в мифах, в героическом эпосе разных народов, в искусстве разных видов и жанров.
В книге «Тысячеликий герой», изучив которую Джордж Лукас написал сценарий для известной саги «Звездные войны», автор, психолог Джозеф Кембелл говорит про основные характеристики героя:
• Связь между Богами и людьми
• Герой – соединение божественного, сверхсилы - и человеческого
• Герой в человеческом облике восстанавливает связь небесного с человеческим
• У героя Чудесное рождение
• Жизнь на пределе
• Весь путь героя изображён как ряд следующих друг за другом чудес с главным приключением в момент его кульминации
Считается, что одними из первых, кто заговорил о герое, были представители античной мысли. Живший в 6 веке до н.э. Гесихий Александрийский разъясняет понятие герой через термины «мощный, сильный, благородный». И напоминает о вероятной близости понятие герой и именем богини Геры.
Предания описывают героя как посредника между богами и людьми, промежуточным звеном между небом и землей. Боги – герои – люди – такова формула античной мифологии.
У Аристотеля герой – это невольный спаситель общества, он приносит себя в жертву и благодаря этому почитается.
Прежде, действительно, в пьесах главными героями были цари и боги, либо выдающиеся люди. В Древнем Египте царей изображали в виде гигантских статуй. Герои искусства внушают трепет.
В Средневековье герои – это рыцари без страха и упрёка.
Деятели Возрождения сравнивали себя с древними героями - с Геркалом, Ахиллом, в это время был невероятный подъем интереса к античности.
Гегель восхищается новым героем - Наполеоном, говорит это мировая душа верхом на коне!
Томас Карлейль рассматривает героя как творца, а всемирную историю как историю великих людей, потрудившихся здесь, на земле. Функция героя – зажигать людей, открывать глаза на тайну божественного мира. Само время выдвигает своих героев, говорит он.
В искусстве и культуре есть не только герой, но и антигерой.
Антигерои пришли на смену героям в классическом смысле в эпоху романтизма, когда молодое поколение писателей и художников стало подвергать сомнению классицистические представления о человеческой природе. Если классический герой сильнее, умнее, добродетельнее среднего человека, то антигерой непременно наделен каким-либо изъяном и часто противопоставлен обществу.
Если классический мифический герой — это бравый, уверенный, умный и чрезвычайно способный боец и лидер, практически или полностью лишённый недостатков, то антигерой сомневается в себе, драться может в лучшем случае посредственно, боится, а то вовсе трусоват и/или не особенно умён. Классическая история такого антигероя обычно о преодолении своих слабостей и, как результат, победе над врагом. Случится это или нет, неизвестно.
В Советском Союзе ковали своих героев – людей без страха и упрёка, говорили – в жизни всегда есть место подвигу. Один из основных – Павка Корчагин.
Еще одна, особая героическая страница в мировой культуре – это, конечно, американские комиксы. По сути, это новая мифология 20-го века. На этих мифах воспитано несколько поколений. Главные герои этих сказок не просто герои, а супер-герои. Это Супер - Люди с безграничными способностями. Не удивительно, что на этих комиксах выросли люди, желающие любой ценой, в основном, насильно исправить и «спасти этот мир», даже если об этом никто не просит.
Но вот в середине 20-го века в парке Гленкилн в Шотландии мы видим знаменитую скульптуру Генри Мура , в 1952 года «Короли и Королевы». И понимаем, в кого превратились прежние Цари и Боги. По сравнению с древне-египетскими властителями, эти стали почти невидимыми, в их облике не осталось почти ничего божественного, нет опоры за спиной.
Но вот выходит новый фильм «Тор», комикс о скандинавских богах, и мы видим, что с каждой серией грозный Тор становится всё более человечным, а где-то даже смешным.
В последние годы героями массовой культуры становились реальные люди – знаменитые политики, талантливые музыканты, популярные актёры.
В 2014-м главный герой фильма «Хотел бы я быть здесь» говорит: «В детстве мы с братом представляли себя супер-героями и хотели спасти этот мир, но похоже, мы перепутали и спасать надо нас». Герой фильма мечтает стать супер популярным - актёром, но судьба приводит его к тому, что он уже герой - герой собственной жизни.
А в голливудском фильме «Главный герой» запрограммированный на неприметную и типичную жизнь персонаж вдруг берёт всё в свои руки – и превращается в главного персонажа этой истории.
Все этим примеры подтверждают тенденцию интереса к "антигероям", интереса к человеку с "изъянами", к человеку такому какой он есть, к реальным персонажам.
В психологии говорят о том, как принять себя любым. Не только с плюсами, но и с минусами. Так как люди разные и проявляются по – разному. Кто-то называет это новым реализмом, кто-то новой искренностью. Жанр – реалити – шоу в 21 веке выходит на первый план – и на нём выстроены все самые нынче популярные блоги и аккаунты в социальных сетях.
Нас все больше интересуют бытовые сюжеты. Выходит пьеса – перевёртыш «Каренин» Василия Сигарева, где мы смотрим на любовь и измену Анны глазами мужчины, который любит свою жену и которому больно переживать ее измену.
Трансформация главного героя в искусстве
• Трагический герой
• Байронический герой
• Лишний человек
• Злодей
• Комик
•Маленький человек
• Супергерой
• Суперзлодей
• Обычный человек, в котором есть и рай и ад, и за его ничем казалось бы непримечательной жизнью, становится интересно наблюдать. Он и герой и антигерой, и злодей, и комик в зависимости от ситуации.
• Самый обычный человек с его сильными и слабыми сторонами.
Такой, какой есть – и этого достаточно
Тенденции в культуре и искусстве
Уход от идеализации – внимание к реальности
Внимание вокруг
Кто рядом со мной?
Кто они?
А Кто Я?
Этой тенденции способствует развитие социальных медиа –сетей и мессенджеров.
Прежде Чудесное Рождение было возможно только в элите, попасть в их круг было почти невозможно, но сейчас элиты меняются. И вот уже никому не известная девочка из российского села задаёт тренды.
Элитная прежде возможность СМИ превращать людей в звёзд – теперь есть у каждого.
Каждый может написать пьесу о себе, снять кино, заявить в мировом информационном пространстве
Герой и Антигерой – сначала казалось, что они меняются местами, но теперь понятно, что они на самом деле сливаются воедино, пересекаются, превращаются в реального героя. Искусство интересует человек с его плюсами и минусами.
В новой пьесе «Космос» Алексея Житковского героиня ждёт своего летчика космонавта, и он должен стать её героем и её спасителем, но... он так и не прилетает. Она сама должна спасти себя, стать своим спасителем и героем.
А в финале пьесы "Горка" – эту снежную горку строят такие же простые обычные люди, как сама Настя – это родители её воспитанников в детском саду, друзья, сами дети. И она кричит им – Карбышевы! Герои! Приравнивая это к подвигу, а эту нашу самую обычную жизнь, с её обыденностями - к пути героя. Потому что каждый из нас проходит на своем пути свою историю, у каждого жизнь - это путь, со своей болью, взлетами, падениями, преодолениями - и каждый играет в ней свою самую главную роль.
Путь героя теперь у каждого
Каждый может стать героем своей истории
Теперь каждый – главный герой своей собственной жизни и способен стать героем культуры и искусства.
*Данная статья является обектом авторского права. Всё права принадлежат автору Марине Малионовой. Копирование и перепечатка целиком или частично, или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. Любое нарушение прав автора будет преследовать я на основе российского и международного законодательства.