Первый сезон передачи «Последний герой» вызвал в своё время небывалый интерес у публики. Если бы не вызвал, то дальше не было бы снято ещё девять продолжений. Сейчас кстати собираются делать десятую часть. Но сравнивать здесь решительно нечего. И с моей точки зрения первый сезон вообще стоит особняком. Как минимум, потому что нет уже и ведущего Сергея Бодрова, нет уже и некоторых участников. Да и тогда всё это было ещё в диковинку. Существовала некая интрига, тем более, что 90% отснятого материала зрители так и не увидели. Комментарий же одного из руководителей проекта о том, что участники не вели себя как монахи, породил вообще немало слухов. Но поговорить я хотел не о шоу, а о человеке, который в некотором смысле был отражением той эпохи. И зовут его Сергей Сакин.
Для телезрителей, конечно, он вызывает однозначные ассоциации, но я его узнал уже как писателя. Честно говоря, в моей голове даже как-то не сложилась сразу картинка о том, что это один и тот же человек. Уже не помню, кто именно мне дал прочесть книжку «Больше Бена», но точно помню, как читал я её в тамбуре поезда шедшего в Москву. Надо заметить, что та книга произвела на одного моего знакомого интересное впечатление. Через пару лет он уехал жить в Англию, потом была Америка, а сейчас я и не знаю где он. То ли в Непале, то ли в Индии. Бог их знает этих любителей туризма на несколько месяцев в чужую страну.
Я в восторге от книги не был, но как минимум всё это казалось любопытным и необычным. Тем более возраст-то у меня в ту пору был нежным и я ещё мало чего видел в этой жизни. Ещё меньше понимал. Но одно мне было точно ясно. Нашу литературу уже не ждали перемены. Они наступили, и с этим приходилось считаться. Ведь если такие вещи как «Больше Бена» издавались на бумаге, то это что-то значило.
Что именно значило? Да, то, что двери издательств теперь открыты для всех. По большому счёту ничего невероятного Сергей Сакин не написал, сюжет у него в книге прямо скажем примитивный, но важно было то, что ты читал и верил ему. Меня и вовсе не покидало ощущение, будто эту историю мне рассказывает кто-то из моих знакомых. Настолько непривычным казался язык и подача.
Самое важное, что тут надо отметить так это то, что к моменту, когда я читал «Больше Бена», то всё же некий литературный фундамент у меня имелся. Как раз в начале 00-х годов существовало прекрасное издательство, где выпускались такие ребята как Егор Радов и Михаил Елизаров. Читал я к тому времени и Ширянова и Пелевина и Стогова. Сергей Сакин умудрился влезть на поле молодой литературы, не имея должного образования, но зато влез он туда резво. Будто растолкал всех локтями и должен был что-то показать ещё. Увы, но уже следующая его книга была откровенно скучна. И симпатии читателей быстро исчезли.
С другой стороны Сергей Сакин показал своим примером, что если иметь цель, то к ней обязательно можно прийти. Ведь он был явным представителем контркультуры, которая в начале 00-х годов сплелась с популярной культурой. И участие в том же «Последнем герое» это лишь подтверждает.
Наверное, нулевые годы были идеальным временем, когда уже кончилась какая-то безумная вольница 90-х годов, в стране начали появляться деньги, но главное, что люди из андеграунда могли рассчитывать на свои пять минут славы. Сейчас в культурном плане такое невозможно. И никого подобного Сергею у нас появиться не может. Да, подобные люди никуда не делись, они есть, но интервью с ними не напечатают в ведущем СМИ. И по телевизору не покажут. Впрочем, на то он и андеграунд. Он существовал 25 лет назад, продолжает существовать и сейчас. Только не надо потом удивляться, что наша официальная культура однообразна и состоит исключительно из грёз о деньгах.
Как писатель, к сожалению, Сергей не смог развиться, он выпустил три книги и на этом закончился. Дальше работал режиссером, писал что-то для СМИ, но никакого успеха не было. Распались и оба его брака из-за зависимостей. В общем-то, классическая история, где дурные привычки разрушают и семьи и карьеры. Видимо это и есть обратная сторона андеграунда, когда человек любыми способами уходит от реальности. Кому-то удаётся с этим справиться, кому-то нет. В любом случае, на мой взгляд, если бы Сергея не существовало, то его стоило бы выдумать.
И, конечно же, он часть нашей культуры 00-х годов. Как видите не только из шоу «Дом-2» они состояли. Там было много всякого, может быть не всегда изящного, но точно поучительного. И я считаю, что это было лучшим временем за последние полвека в истории нашей страны.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.