Я в своей жизни приняла много родов у животных. Счет идет уже даже не сотнями, а тысячами. Они все были разными. Легкими и трудными, где-то требовалась помощь, где-то была просто наблюдателем, где-то патологические, а где-то как с учебника списанные. Разные. Принимала не только у своих личных животных, но и часто меня вызывают как ветврача на роды своих собак-кошек переживающие владельцы. Короче, я не новичок. У меня в памяти много историй, связанных с родами. Есть и с редкими случаями, и очень распространенными.
Но самые трэшевые роды у меня случились вчера. С моей личной роженицей гриффоном Челестой. Рассказываю!
Я бы хотела написать – Был обычный летний вечер….
Но он не был обычным. Дело в том, что в то утро у меня умерла Вика. Моя старшенькая гриффоночка – 16,5 лет. Это не было неожиданностью. Возраст такой, что в любой момент это могло произойти, несмотря на то, что все ее органы функционировали, как часики. Кроме мозгов. Деменция ее накрыла давно, она стала злющей, никого не узнавала, шарахалась по дому, как лохматый зомбик. В связи с возрастом я ее сначала перестала тримминговать, брила под машинку. А в последний год я ее даже не стригла, потому что было много папиллом по телу, чтобы не срезать, не останавливать кровь и пр. Только купала периодически и сушила феном под аккомпанемент ее рыка и клацающих зубов. Кстати, зубы, для ее возраста, были в отличной сохранности и сила укуса тоже вполне приличной.
Но вот Вики не стало. Днем ее похоронили, и я ей сказала на могилке – Давай, Викукусик, назад ко мне. Сейчас Челесте скоро рожать, возвращайся ко мне черненькой девочкой! Тем более, что народятся прямые твои потомки, уже твои праправнуки.
Чиля повязана черным кобелем, я ждала там черных щенков, а себе оставлять надо. А то молодых-то у меня уже и нет никого. Одни пенсионеры уже остались. А вот новенькую Вику я бы очень хотела. Она была хорошая собака. Веселая, ласковая, умная. Это в глубокой старости она стала злющим карликом, а по молодости-то была ого-го. Я про нее писала когда-то в рассказе «33 несчастья». Красивая, умная, яркая, деятельная и любопытная, хорошее здоровье она демонстрировала до самых последних минут своей жизни. Мы с ней душа в душу прожили всю ее жизнь. Возвращайся, Викусик! Мне без тебя плохо. Буду ждать.
Ну и вот. Похоронили Вику в лесочке. Вечер. Пустота в душе и в доме. Челеста отирается под ногами, ждет раздачу еды. Пузо большое. Не огромное, но и не маленькое. Единое на всем протяжении, как бревнышко, чуть обозначились ямки сверху – вроде, начинает опускаться, но еще не опустился живот. Температура в норме, еще даже ни разу не показала снижения, которое всегда предшествует началу родовой деятельности. А по срокам - уж несколько дней как пора. С утра поела, сейчас опять просит. Щенки в животике активные, нормально шевелятся, все в порядке, нервничать нет повода. Ну, и вообще, как говорится, ничего не предвещало. А ждать в этом деле мы привычные.
И перед раздачей мисок, Яшка запросился во двор. Выпустила. С ним убежало еще несколько собак, в том числе и Челеста. Идите, конечно, освободите место в животике для новой порции.
Через 10 минут уже все стоят, топочут у входа – Пусти, мы ужинать пришли.
Запускаю, Челесты с ними нет. Вообще не придала этому значения. Живот большой, кишкам тесно, конечно, процесс может занять времени больше, чем обычно. Кормлю собак, периодически выглядываю во двор, в ожидании прихода дирижабля. А ее нет. Уже вышла, позвала. Тишина.
Докормила собак и пошла вокруг дома с фонарем. А ее нет. Вообще нигде нет! Уйти со двора невозможно, забор хороший. То есть, она явно на территории. Взгляд падает на огород. Заулькало нехорошее предчувствие. Но я отогнала эту мысль. Не может быть! Не дай бог!!!
Еще раз обошла дом, заглянула под каждое ведро, на доски, сложенные стопочкой, за них… Покопалась в срезанных трубах (это еще когда отопление в доме меняли), с тех пор и лежат – вдруг, пригодятся на что-то…. Перебрала листы сайдинга… ворочала скрученную в бухты арматуру. Ну нет ее нигде! Опять глянула на огород. Сразу истошно заныла спина – НЕТ!!! Только не это!!!!
Дело в том, что огород у меня – это настоящий ботанический сад, в котором растет вся местная дикорастущая флора. Там есть, конечно, и культурные растения. И даже я что-то когда-то сажала. Розы, помню, сажала. Еще смородину и крыжовник. И от старых хозяев остались яблони. Вот яблони еще живы. Их даже видно. Все остальное не выжило. А розу одну я нашла. Она превратилась в шиповник. И заняла свое место в ботанической нише этого буйства растений. Так что огород у меня – это поле, поросшее луговыми травами мне по пояс. И я периодически вызывала дядечку с электрокосой и он мне пару-тройку раз за сезон все коротко скашивал. Так было.
Но в этом году случилась экологическая катастрофа на отдельно взятом огороде. Дожди лили беспросветно несколько недель к ряду. Я в тот край и не ходила вовсе. Что я там потеряла, тем более в дождь? А когда глянула – ужаснулась. Косить там нечего. Там если только брать в руки бензопилу «Дружба» и вырезать себе тропу для прохода. В битве за место под солнцем выиграли преимущественно амброзия, крапива, осот, чертополох и, на удивление, чистотел тоже выдержал проверку на качество. Остальные травы естественный отбор проиграли вчистую. А все вышеперечисленное великолепие стояло монолитной стеной, выше меня ростом, плотным частоколом. Туда даже не пройти никак. Даже за яблоками!!! Которые созрели и призывно манят своими наливными бочками, переливаясь, на дереве. Я знаю, что они очень вкусные и сочные. Но покупаю безвкусные резиновые яблоки в магазине, потому что до своих просто не добраться.
Собаки иногда туда прорываются. И там по низу у корней у них есть свои проходы. По доброй воле они туда тоже не ходят, но если вдруг соседская кошка где мяукнет или еще что интересное, то они бегут на прочес огорода с целью выявления нарушения границ. И когда долго нет собак, я им хлопаю в ладоши и говорю – Кс-кс-кс… Это у нас так подзыв звучит. И они, как тараканы, отовсюду вылазят, отряхивают с ушей листья с репьями и бегут домой.
Я пробовала поначалу немного побороться и выкорчевать этот лес. После очистки пары квадратных метров, мой ревматоидный артрит и восемь позвоночных грыж сказали – да нафига тебе это надо? И уложили меня на несколько дней в постельный режим. И я успокоилась. Нафига это действительно надо? К зиме все высохнет, тогда и повоюешь. И зальешь все гербицидом, чтоб вообще там ничего не росло, к чертям собачьим. Так я себе сказала и спокойно ждала холодов.
Теперь же я с ужасом смотрела на эту зеленую мощь, понимая, что Челеста может быть только там. Больше ей негде просто быть!
Ночь, темно. У меня в эту сторону не смотрит ни один фонарь. У соседей тоже не горит ни единой лампочки. Оно и правильно. Все нормальные люди давно спят, а не лазят в ночи в растительных дебрях в поисках беременной собачонки.
Решила сначала ее все-таки выманить. Звала и ласково, и утю-тю, обещала килограммы самого вкусного мяса и вообще на выбор что она захочет. Потом обещала, если сама найду, то удавлю вместе со щенками. Я много чего наговорила шипящим тоном, потому что кричать-то нельзя. Ночь темна и люди спят. Потом долго сидела, курила и старалась в тишине услышать, где она зашелестит, чтобы примерно рассчитать кратчайшую траекторию прорыва к ней. Но тишина была гробовая. Иногда чирикали потревоженные ночные птички, иногда жужжали жуки. И все. Тишина и темнота, хоть глаз выколи.
Сначала хотелось на все плюнуть – Сама, дура, ушла, пусть и сидит одна. Приспичит – придет. Ушла домой. Докормила щенков. Ну и рисую себе картины в воображении. А вдруг там на нее упал забор? Не знаю, почему упал, он довольно крепко был сделан. Но вдруг? Ведь забор-то не видно. Упал и она там раздавленная лежит и не может выбраться. А вдруг она провалилась в сливную яму? Яму сливную я нанимала копать лет 6 назад. Просто она тоже заросла и ее не видно. Хоть она и забетонирована, все на арматурах, вроде крепко и прочно. И люк хороший. Но вдруг? Вот бултыхается она там в дерьмовой воде, а я тут сижу и даже не пытаюсь ей помочь.
Короче, бубня и матерясь, достала я из сеней садово-огородный инвентарь, которым не пользовалась уже давно. В первую очередь, катушку с 40-метровым удлинителем. Размотала и включила в него лампочку переносную с крючком, который надо на что-то вешать. Но вешать там не на что. Примотала лампу себе на грудь скотчем и пошла на борьбу с огородным змием. Садовых перчаток, само собой разумеется, в моем хозяйстве отродясь не водилось.
Участок у меня не очень большой, но худо-бедно 7 соток выкорчевывания подобного «леса» уложит в реанимацию даже здорового человека. А что делать? Там Челеста и ее надо спасать. Взяла с собой Цею, в надежде, что она укажет кратчайший путь к ней. Яшку закрыла дома, чтобы не пищал ультразвуком на радостях, как он частенько делает.
Челеста, держись! Чип и Дейл спешат на помощь!
Всякий шанцевый инструмент в виде тяпок и лопат использовать нельзя. Челеста может оказаться в любом месте, и я ее просто пополам перерублю. Потому надежда только на руки. Около одной сотки я очистила вручную. Освободила площадку, где была сливная яма. Хоть эта опасность миновала. Все по-прежнему, выглядело прочно и проваливаться было некуда. Руки горели от мелких заноз осота и покрылись волдырями от крапивы. Окинув взглядом горы поверженных зарослей, вспомнила, что когда-то давно видела на огороде гадюку. Почему и прикупила антигадючью сыворотку на всякий пожарный. Пусть лежит в холодильнике, и лучше пропадет, чем когда понадобится, а ее не окажется. Пошла домой и напялила еще высокие резиновые сапоги. Во избежание, так сказать. Еще нашла зимние варежки. Но только испортила их. Работать в них неудобно, жарко и они все равно прокалываются колючками.
Цея вообще не поняла, что за бешеная муха меня укусила, и какая потребность сподвигла ночью с примотанной к груди лампочкой махаться с природой. И какова функция должна была быть возложена на саму Цею, она тоже не врубилась. У людей свои причуды. Они часто бывают весьма странненькие. Ее дело собачье, она просто подождет, пока эти странности закончатся и хозяйка станет опять адекватной и понятной. Ждать Цея умеет. Она просто легла на стог уже вырванных и сложенных сорняков и свысока наблюдала за моей трудотерапией. СпЯ! Она неглупая собака, чё напрягаться, если у человека башню стрельнуло? Но покинуть меня верность не позволила. А вдруг я там помру? Она бдила за моим состоянием. Периодически тыкалась носом в руки – мол, отдохни, перекури. Ничего страшного с травой не случится. Я передыхала и перекуривала, Цея сидела рядом. Потом я опять вступала в бой, а Цейчик, вздохнув, опять лезла на вершину стога и с сочувствием смотрела на меня.
На исходе примерно второй-начале третьей сотки участка под ногами что-то шевельнулось. Мне показалось – хомяк, что ли? Как ногой не звизданула, не знаю. Посветила лампой – из земли что-то торчит. И оно шевелится. А что – не понятно. Какой-то Ктулху из фильма ужасов! С глазамЕЕЕЕЕ!!!! Присмотрелась… Оно тоже глазюками лупает, смотрит на меня и щурится от яркого света, направленного на них… Похоже, на голову гриффона, вроде. Точно! Голова гриффона. Торчит из-под земли, как у Саида в «Белом солнце пустыни»! Но у меня таких гриффонов нет. Это что-то страшное и невообразимое. Усы, борода, бровки просто забиты комьями земли, глаза, реснички – все в земле!
- Челеста!!!! Мать твою-перемать! Что ты там делаешь????
Челеста запыхтела, разулыбалась и заоблизывалась – Мать, как долго я тебя ждала!!!!
Ёперный театр! Попыталась ее вытащить – нифига! Она прочно там застряла и если тянуть, то порву ее, как тряпку. Отверстие в земле примерно 15-20 см в диаметре. Башка - вот она. А тело под землей. Как???? Вот как ты туда залезла??? Пузо-то больше раза в два, если не в три, как ты туда втиснулась-то?
Разгребала вход руками. Эээээх, только на днях сделала свеженький маникюр. Красивый….Был…
Вытащила Челесту. Она вся в земле! Сзади безжизненно висит застрявший наполовину щенок, битком забит землей. Всё забито. Нос, рот… И висит прочно.
Бегом с ней домой, ее в ванну и под душ. Смывать землю. Попыталась вытащить – орет, ей больно. Щенок очень крупный. Понятно, что уже мертвый. Хорошо, что дома есть еще запасы сенсиблекса. Уколола, чтобы снять спазм, и через некоторое время попыталась снова помочь. Орет, жрется. Больно! Замотала ей голову полотенцем, зажала себе подмышку и под Челестины вопли аккуратно вытянула «репку». Мертвый, конечно…. Почти 400 грамм! Монстр просто. Это вполне полноценный щенок ротвейлера так, на минуточку…. А сравнить размеры гриффона и ротвейлера? И ты, овечка, этого монстра ушла рожать в одиночку, да еще под землю! ИдиЁтка!!!!
Освобожденная Челеста радостно крутилась, лизалась, уффффкала и фыркала.
Второй щенок, рыжая сука, вылетела почти сразу, жадно хватала воздух, орала и требовала жрать! Даже когда схватила мамкин сосок, все еще психовала и вякала, что ее так долго в заточении продержали. Следующие щенки, тоже две суки, черная и черно-подпалая, были мертвы. Захлебнулись. Обидно до соплей. Все суки, все возможные окрасы в породе – выбор был бы хороший. Долго бы я думала кого из них оставить. Очень жаль, что так бездарно потеряла щенков.
Потом я сбегала с лампой к той яме. Вдруг там еще какие щенки ранее рожденные? Рука у меня провалилась туда по самую шею! Это даже не яма. Это полноценная нора!!! Там очень просторно и есть ответвления. До дна я не достала. Насколько получилось осветить лампой, не увидела никаких щенков, но все осмотреть и не получилось. Вход довольно узкий, а дальше просто огромный «зал» и еще какие-то ходы. За одну ночь такое в одиночку не выкопать. Это или она перед родами несколько дней трудилась над норой, или кто-то ей помогал. Сидела я, слушала, вдруг какой писк услышу, придется аккуратно лопатой раскапывать. Но там было тихо. Потом еще много раз ходила слушать – тихо. Видимо, самый первый у нее и застрял.
Потом я уже по-светлому ходила опять к норе. Разглядывала…. Хорошая нора. Даже не собачья! Это полноценная лисья нора. Но ни разу не видела ни лис на огороде, ни лисят. Да и собаки не дали бы им тут жизни. И возле лисьих действующих нор всегда стоит специфический запах. Лисы довольно вонючие животины. А тут пахнет просто свежей землей и все. Неужели вот эти декорашки способны такое жилище отгрохать??? Не верю! Но факт. Есть нора, вполне грамотно построенная. И она у меня перед глазами. Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим мудрецам….
А потом осмотрела свой фронт проделанной работы. Вот это я маханула на адреналине! Стога выкорчеванных огромных сорняков и чистая земля, практически под пахоту подготовленная. Вот бы и остальное я так же обработала…. Но уже сил таких в себе не ощущаю. Посмотрим, в общем.
Конечно, свою случайную безалаберность и непредусмотрительность хочется как-то оправдать. И мысли невольно обращаются к Вике.
Вот это ты круто вернулась, Викулишна! С размахом! Вовек не забуду! Хотя, вспоминая твою молодость и твои 33 несчастья, по-другому ты просто бы не смогла. У тебя все, что ни делала, было грандиозным и впечатляющим. Черной девочкой не захотела становиться, решила остаться рыженькой. А чтобы я не ломала голову, которая из девок есть ты, осталась единственной. Логичное решение. Точно не ошибусь.
Расти умненькой и здоровенькой. Жизнь продолжается.