Шринкфля́ция - снижение производителем количества, объёма или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены.
Как это проявляется?
Как это проявляется? Масло весило 200 гр., стало весить 180 грамм. Творог весил 200 гр. – стал весить 180 гр. В упаковке сока было 1 литр продукции, стало 0,97 литра. В вафельном стаканчике мороженного в годы СССР было 100 гр., а не 90 или 80 гр.
Явление это я наблюдаю давно и в нем можно винить кого угодно. Можно винить маркетологов, собственников бизнеса, экономистов или иных участников «рынка».
Суть явления – сэкономить на т.н. «прямых издержках» и продать потребителю продукт 0,08 кг. как 0,1 кг. Обыгрывается эта ситуация по-разному, в основном, за счет упаковки.
Вафельный стаканчик меньше не стал, но плотность мороженного уменьшилась. Литровая упаковка меньше не стала, но продукта залили 0,97 л и т.д.
Зачем? Быть "более конкурентным" на рынке, а точнее... просто выживать на нем.
В общем, условный интеллектуальный обман и вроде как и не обман! Ведь на упаковке написана правда и с ней не пойдешь в суд!
Это одна сторона медали, которую старались не замечать, но все-таки заметили. Кто? Вы не поверите, МИНПРОМТОРГ и наши «законодатели»!
Госдума сделала робкую попытку обязать продавцов указывать цену за килограмм и литр[1], на что МИНПРОМТОРГ отреагировал и предложил ввести единый формат фасовки, чтобы облегчить покупателям сравнение цен на аналогичную продукцию разного веса или объема[2].
А пока… всё как было, так и остается, а фраза: «Дайте мне девяток яиц» уже давно вошла в нашу жизнь.
© Аллавердян В.В., 2023
[1] https://www.gazeta.ru/business/2023/08/04/17373674.shtml?ysclid=llfc3wz5z0574662644
[2] https://dzen.ru/news/story/Minpromtorg_Rossii_vystupil_protiv_ukazaniya_cen_tovarov_zakilogramm_i_litr--c5e0dca6992252c85baf25ab93f168de?lang=ru&rubric=index&fan=1&stid=8V8ka0Xc-TGZhSQmVe4K&t=1691987121&tt=true&persistent_id=2732975547&story=039dfd6f-5387-5322-b71f-82f3cb16a13f&issue_tld=ru