В России открылся первый магазин новой сети низких цен «Еще». Запустили ее владельцы «Детского мира» и общая концепция выглядит как «такой фикс прайс на стероидах».
Задумка – дать еще больше ассортимента и еще меньше цены. Всего в точке 4000 наименований, половина из которых до 100 рублей. По крайней мере, так товарищи заявляют в пресс-релизе. И по первому взгляду – очень похоже на правду.
Давайте сначала два слова про магазины так называемой одной цены или магазины одного доллара. Первый такой появился в 79 году. В 1879 году. 144 года назад. И назывался он «Всё по 5 и 10 центов» В России буквально только что отменили крепостное право, а в США уже во всю открывали свои фикспрайсы.
И кстати, надо отдать должное этой компании. В 2007 они в Россию привезли лучшие практики со всего мира и запустили сеть, которая сейчас занимает почти 90% рынка этой категории. Людям очень нравится такой формат, потому что он вызывает чувство доступности и не заставляет долго размышлять над покупкой.
Когда цена ниже психологической планки в 100 рублей, то человек не страдает муками выбора. Он очень быстро принимает решение, даже если ему этот товар не нужен, все равно он воспринимает это как выгодную сделку. Хотя зачастую это далеко не так.
И некоторые люди ворчат, что на Алиэкспрессе дешевле. К сожалению, часто они даже близко не понимают насколько. Если краем глаза взглянуть на китайские внутренние маркетплейсы и найти теже самые товары, то это может очень сильно удивить. Если говорить грубо, то цену наших фикспрайсов можно делить на три.
Но на самом деле, все честно – мы не в Китае. Сеть потратила деньги на подбор, адаптацию под рынок, на доставку, аренду, зарплаты и в итоге имеет некий свой интерес. И если даже после всех этих расходов покупатель считает, что цена выгодная – так это же отлично. Все участники счастливы.
В Америке же огромное число людей люто ненавидят эти магазины, в СМИ регулярно выходят публикации с осуждением «однодолларовых» сетей. Проблема в том, что они там как наше Красно Белое – аккумулируют вокруг себя не самые благополучные элементы общества. Если у вас на районе открылась такая точка, то велик шанс, что скоро сюда подтянутся и начнут обживаться всякие бомжи и наркоманы.
Но чаще всего происходит наоборот – магазины фиксированных цен там открываются в самых неблагополучных районах. Идут к своим клиентам, так сказать. То есть, человек имея в кармане 10 баксов прекрасно понимает, что этого недостаточно для полноценной покупки в нормальном сетевом магазине и они идет сюда. И тут происходит то, за что «однодолларовые» магазины так не любят в СМИ.
На этих товарах по одному доллару, пользуясь неумением своих неблагополучных клиентов нормально считать, они очень мощно зарабатывают. Например, фасуют 10 орешков в пакет и продают его за бакс. Это кратно дороже, чем в обычном магазине. Но у этого нищего нет даже машины, чтоб куда-то съездить и сравнить. Он живет на этой улицы и покупает здесь же.
Ладно отвлеклись. Это все проблемы других стран. У нас люди привыкли все время находиться в режиме жесткой экономии, так что фикс прайс их хоть и разоряет, но не настолько, чтоб начать глодать.
Значит, вернемся к теме. Что особенного в новом магазине «Еще»? Естественно, это «Детский мир» и тут куча игрушек, но кроме них есть алкоголь, продукты, косметика, бытовая химия, канцелярия, даже примерочная с одеждой.
При этом общая площадь зала примерно 700 метров, что не бог весть как много. Ассортимент явно больше среднего фикса и цены подобраны на максимально низком уровне.
Если подвести какие-то промежуточные итоги, то на российском рынке сейчас четко сформировалось две категории так называемых цивилизованных жестких дискаунтеров – одна с упором на продукты и чуть-чуть нон фуда (типа Чижика), другая – непродовольственные товары + немного еды с большими сроками годности.
И если в первой категории какой-то намек на лидера появится года через 2-3, то во второй уже есть свой большой монополист с которым на данном этапе конкурировать будет очень сложно. Если Детский Мир считает, что на этом поле он обладает какими-то конкурентными преимуществами и сможет откусить кусок, то, безусловно – успехов им.
И это вообще без иронии. Чем больше магазинов открывается, чем острее конкуренция между ними, тем яростнее будет битва за каждого покупателя. Лучше сервис, ниже цены, рабочие места, инфраструктура района. Так что – вперед. Пусть у новой сети все сложится хорошо.