Искренние советы дорогому другу, который торопится и хочет правильно распределить свои силы. Прочитать перед посещением, возможны противопоказания. Передоз шедевров неоднократно фиксировался медиками, называется «флорентийский синдром Стендаля»☠️Вспоминаем нелегкие попытки посещения Эрмитажа, и "опыт, сын ошибок трудных" подсказывает нам не горячиться с объемом культуры, поглощаемой за один присест.
🧮Всего экспонатов в галерее Уффици больше полутора тысяч. Семья Медичи насобирала столько античных авторов и современников, что в результате они были вынуждены разместить коллекцию у себя в "офисе" ( "уффици" так переводится). Еле влезло. Тогда в офисе построили специальное помещение - первый в мире музей искусства, называется La Tribuna. По дороге к Трибуне на вас со всех сторон валится неисчислимое количество древне-римской скульптуры, бюсты чуть ли не всех римских императоров, шедевры типа Спящей Андромеды и Ниобеи, но берегите силы. Конечно, если вам на глаза попалась огромная мраморная свинья, то это не просто свинья, а свинья историческая. Потом о ней прочтете, сейчас не отвлекаемся.
🏃Согласно моей экспресс-версии, сразу идем к Боттичелли. Он к разглядыванию обязателен, следуем строго к нему. В отличие от Эрмитажа, в итальянских музеях принято вешать всё подряд, чем богаты, сплошняком. Искусствоведу очень всё интересно, поскольку это Культура Итальянского Возрождения, а у нормального человека могут взорваться мозги и лопнуть глаза. Итак, у нас первый пункт must see.
Сандро Боттичелли. Загадки для взрослых
Прежде всего – две огромные композиции «Весна» и «Рождение Венеры». Это единственные в своем роде (для того периода времени) произведения не на религиозную тему. Оба заказаны для украшения частных интерьеров в самый расцвет популярности Боттичелли. Мастер в зените славы. Он только что вернулся из Рима, где по приглашению папы римского расписывал Сикстинскую капеллу.
💡Заметим, Микеланджело будет приглашен расписывать потолок Сикстинской капеллы только через 28 лет. Боттичелли - первый, он в большой моде. Также в это время у него большой госзаказ на роспись виллы Медичи в Вольтерре.
Но пока китайцы стоят плотным кольцом вокруг экскурсовода и загораживают главный шедевр от зрителей, спокойно осматриваем все, что есть на соседних стенах: небольших, но очаровательных боттичеллиевых "мадонн ин тондо» (в круге) или многофигурное «Поклонение волхвов» (A13). Последнее очень интересно для любителей истории и зрителей сериала "Медичи", поскольку вокруг новорождённого Иисуса с поздравлениями и подарками стоит вся флорентийская знать. Дюк на дюке и дюком погоняет. Современник автора, художник и историк искусства Джорджо Вазари всех узнал и для потомков перечислил. Среди волхвов, писал Вазари, изображено все семейство Медичи, начиная с пожилого Пьеро де Козимо, главы семейства, который касается ноги младенца, и заканчивая всеми родственниками и знакомыми кролика герцога. 25-летний Лоренцо Медичи (по прозвищу Великолепный) справа в красном, за его спиной седой дядька в голубом плаще Гаспар ди Заноби дель Лама, успешный бизнесмен и заказчик этой картины, указывающий на себя пальцем: «Если непонятно, кто за этот праздник заплатил, так это я» , а красивый и надменный юноша в бархате и с богато украшенным мечом в ножнах на переднем плане слева - Джулиано Медичи. Нам же особо любопытно то, что напротив Джулиано, в другом углу Боттичелли поместил свой автопортрет. Одетый в коричневый плащ автор обернулся к нам, и усмехается сквозь 578 лет: «Да, я там был, мед-пиво пил, по усам текло. В рот не попало».
В зале рядом с «Весной» висит необычное «Благовещение» - у Боттичелли Дева Мария от неожиданного известия аж подпрыгнула, чуть из картины не выбежала и в сторону от Архангела Гавриила немного жеманно шарахнулась. Эту сцену никто так не изображает, обычно все чинно-благородно, Марии положено принимать благую весть с покорностью и благоговением.
Залы Боттичелли полны прелестных небольших и очень разных Мадонн. Самая известная среди «тондо» - «Мадонна Магнификат», Мария изображена в толпе ангелов, им даже тесновато в круге, как мне кажется. Написана одновременно с "Весной" и "Рождением Венеры". Другая «Мадонна в розовом саду» - одна из ранних, немного похожа на работы учителя Фра Филиппо Липпи – тут дева Мария очень юная, почти девочка. Моя самая любимая - «Мадонна с гранатом», вещь лирическая, а младенец трогательно-сонный, вот-вот уснет. Кстати, она в чудесной подлинной раме XV века, что редкость.
Поверьте, хоть они туристам и не слишком интересны, камерные мадонны Боттичелли ничуть не уступают монументальным произведениям. У Мадонн есть общий секрет - почти все они напоминают чертами лица Симонетту Веспуччи, бессменную музу Боттичелли. Юная жена Марко Веспуччи (брата того Америго Веспуччи, в честь которого Америка названа Америкой) была абсолютно прелестна, появившись во Флоренции, произвела неизгладимое впечатление при дворе герцога, всех поголовно очаровала. Джулиано Медичи официально провозгласил ее своей «прекрасной дамой» на рыцарском турнире. Злые языки говорили, что она стала его возлюбленной в буквальном, а не платоническом смысле, но очевидцы, державшие канделябр, отсутствуют. Современники, в том числе оба герцога Медичи, слагали в честь La Bella Simonetta оды, сонеты и гимны. Высокие отношения, что сказать! Сандро Боттичелли ее боготворил, писал ее портреты и повторял ее черты во всех своих красавицах. Она так или иначе присутствует на его картинах, она и Весна, и Венера, она стоит в кулисах на больших сборищах, танцует во всех трех Грациях, улыбаясь своей нежной и немного грустной улыбкой. Но вскоре придворные поэты и опечаленные герцоги посвятили Прекрасной Симонетте эпитафии, так как она внезапно умерла от туберкулеза. Ей было 23 года. Овдовевший муж Симонетты женился вновь и назвал своего первенца от второго брака Джулиано. Мне кажется, что это доказывает чистоту отношений Симонетты и Джулиано Медичи, ведь никто не станет называть сына в честь своего соперника, даже бывшего. Потерявший свою музу Боттичелли был в страшном горе, поклялся никогда не жениться и завещал похоронить себя в семейном склепе Веспуччи, в капелле при церкви Всех Святых, «в ногах» любимой Симонетты. Через 34 года его пожелание исполнилось.
Рождение Венеры
❤️Как известно из греческих источников, богиня Венера (она же Афродита, у греков) вышла на берег у острова Кипр, зародившись из морской пены, когда в море упал отрубленный член верховного божества Урана. Так плачевно закончился поединок Урана (Неба) с восставшим против его власти сыном Кроносом (Временем). Рядом с островом Кифера, на месте падения детородного органа в море, из божественной крови и спермы образовалась обильная морская пена. Из пены родилась вечно юная и бессмертная богиня любви. Она взобралась на раковину и ветер пригнал это символическое плавсредство к острову Кипр, где она и вышла на берег.
🐚Образ «Афродиты Анадиомены» (богини любви, выходящей из пены морской) был очень популярен и в Греции, и в Риме, а вслед за ними во всех культурах, обращавшихся к античному наследию.
🌤️На картине Боттичелли к новорожденной рыжей и обнаженной Венере спешит Ора с розовым покрывалом, словно говоря: прикройся, мол, простынешь, ветрило-то какой! А слева и впрямь, ветрило: раздувает облака Зефир - бог западного ветра. На Зефире плотно намотана его жена Флора (в девичестве Хлорида) которая, чтобы летать вместе с любимым, крепко держится за него руками и ногами. Даже во времена Ренессанса было ясно, как важно не разрешать мужу летать без вас.
🎨Рассказываю вам только пикантные нюансы античного сюжета, потому что передать словами светящуюся, нежнейшую, переливающуюся всеми оттенками перламутра живопись Боттичелли нереально. Боттичелли не полюбишь, пока не увидишь в музее своими глазами. Ни одна репродукция, никакая супер-HD, цифровая, высокая-превысокая печать не в силах передать эффект, производимый на зрителя непосредственно живописью.
«Весна» почти священная. Шифры и аллегории
Картина Боттичелли "Весна" была свадебным подарком племяннику от Лоренцо Великолепного Медичи. Для украшения дома племянника также была заказана "Паллада и кентавр". Символическое значение было вложено художником в каждый элемент полотна. Образованным современникам, изучавшим греческую философию и литературу, Овидия, Вергилия, Аристотеля и Платона, все намеки были прозрачны. Нам - не так просто, придется разбираться детально и смотреть пристально. На центральной фигуре удивительное покрывало: с одной стороны - пурпурный бархат, цвет царской власти и брачная символика девственности невесты; со стороны подкладки - синий с золотыми звездами шёлк, словно позаимствованный из покрывала Девы Марии - Царицы Небесной. Получается сочетание чистоты небесной и земной чистоты. Собственно, является ли эта фигура олицетворением Весны или Венеры, понятно не вполне. Неплохо было бы, чтобы автор подписал для нас каждую фигуру, но бирок нет.
🌛На груди у Весны кулон с золотым полумесяцем – лунный талисман фертильности, на голове - драгоценная диадема
💐На переднем плане, в платье, вышитом цветами, Флора – римская богиня цветов и растений, а дальше, в непосредственной близости от нее - часть ее же биографии: момент ее превращения в богиню, когда на ней женился Западный ветер-Зефир. Она была нимфой Хлоридой, пока Зефир до нее не добрался. Ветер тоже тут изображен, по всему видать, вот-вот женится. За руку держал, в глаза смотрел… ну, продолжение вы знаете.
💃Слева еще более любопытная группа персонажей. Три танцующие Хариты, нам больше известные как Грации. Общая численность и функционал контингента Харит древними греками никогда не уточнялся. Среди их имен встречаются и Сияние, и Ликование, и Радость, и Изобилие, и Гармония – всех не упомнишь. Известно, что одна из них точно замужем за Гефестом (олимпийским богом-кузнецом), три из них, вроде бы, служили Афродите-Венере (в хорошем смысле), еще некие три вечно водят хороводы на древнегреческих камеях и, как следствие, у скульпторов эпохи Ампир тоже пляшут. Короче, Хариты - такие мультизадачные барышни, добрые и веселые, но без определенных занятий, большие любительницы танцев, общения и приятного времяпрепровождения.
🍊Рядом с танцующими Харитами полуобнаженный юноша задумчиво слоняется по саду. На юноше военный шлем и модные сандалии. Геройский парень на Харит не глядит, и к ним хороводиться не спешит, мол: «Вся эта весна ни к чему, и песня не нужна никому, и вешняя вода – ерунда… Да?» Девушки тоже юношу не замечают, фруктов ему отведать не предлагают, а тусуются втроем. На полотне в левом углу - полный игнор и загадочность.
💘Надо всеми порхает шаловливый сын Венеры Амур, пытается в кого-то стрельнуть из лука, но глазки завязаны, так что кому куда прилетит, пока неясно. Все эти любовные символы вызывают множество догадок и разнотолков, можете не запоминать, а просто разглядывайте, не торопясь, чудесные детали картины: непростые прически Харит (модные в XV веке, делались они с помощью накладных кос и прядей, честное слово), яркие цветущие растения на черной весенней земле (ботаники насчитали там 138 видов, зануды эдакие), вышитые шелком и золотом прозрачные струящиеся платья героинь в античном стиле.
Фантазийный античный haute cuture на всех аллегорических полотнах - чистая выдумка Боттичелли. Ни в Древней Греции, ни, тем более, во Флоренции ничего подобного не носили. И еще лет 400 в Европе носить не будут. В 1445 году современниц, не то что в сетчатом платье или в прозрачной рубашечке не было шансов увидеть, но и в облегающем платье-гамурре, плотно зашнурованном сверху донизу со всех сторон, девушка показывалась только дома в узком кругу ближайших родственников. Под гамурру надевалась длинная льняная рубашка. А выходя на улицу, девушки поверх нижнего платья надевали верхнее платье чоппу (ciopa) в многочисленных складках или объемную накидку симарру (zimarra) с шлейфом, подбитую ватой (и иногда, до кучи, снабженную широкими ниспадающими рукавами a gozzi). С головы на плечи спускали тонкое покрывало из драгоценной полупрозрачной вуали.
Нам далеко до них. Увидев то, что мы называем многослойностью в одежде, ренессансные женщины над нами бы хохотали. Мы пока даже не догадываемся, что к платью можно пришнуровать рукава другого цвета. А вот в их время допустимо было даже отдельно подарить рукава (например, невесте) из приличной ткани. Ну там, из дамасского шелка или из бархата, вышитого золотой нитью. В целом, пустяк, и стоило недорого, флоринов 20. Золотых флоринов, если что. То есть, 70 грамм чистого золота🪙
💡Впрочем, перед Сандро Боттичелли не стояла задача изобразить реальность. Как раз, напротив. Совсем недавно художники доказали обществу философскую значительность своих произведений. Живописцы продолжали формально состоять в ремесленной гильдии, наряду с аптекарями, но теперь они были общепризнанными авторами и творцами великой культуры. Живопись демонстрировала результаты духовных поисков, а не просто формат «здрастье, забор покрасьте», как было принято в предшествующих столетиях. Художник занял достойное место рядом с Философом, Поэтом и Музыкантом, теперь он имел право и должен был говорить языком мифологии и мистики, а не только иллюстрировать библейские сюжеты и портретировать заказчиков.
😇Иносказание и аллегории были нужны и полезны. Ватикан и так слишком нервничал, когда видел, как «распоясалась» и заигралась в свою античную философию флорентийская знать. Витальность и эротизм культуры Древнего Рима смущала Рим века XV. Самую наилучшую археологическую находку того времени не знали, как сбыть с рук и с глаз долой. Речь идет сейчас об обнаженной Венере, которую нашли в руинах Терм Траяна. В Ватикане дружно выдохнули, когда Медичи захотели ее приобрести в свою коллекцию. Она, конечно, Венера pudica, то есть застенчивая и рукой прикрывшаяся, типа купающаяся: «Выхожу из моря, никого не трогаю, а навстречу вы. Ой!» В ногах дельфин, в качестве доказательства. Но все равно, кругом католики, монахи, кардиналы, а тут такое и такая!
👀И последнее, если вы видите в залах Боттичелли (10-14) работы, подписанные Алессандро Филипепи, не пугайтесь, это настоящее имя художника. Миру он известен по прозвищу Сандро Боттичелли (то есть, "бочонок", "толстячок"). Прозвище было шуточным, досталось ему, возможно, от старшего брата, сам Боттичелли толстяком не был. После того, как весь Боттичелли детально осмотрен, можно переходить к водным процедурам к следующим пунктам моего плана ЭКСПРЕСС-МЕТОД ОСМОТРА УФФИЦИ
3 must have:
🔖Залы Сандро Боттичелли, все без исключения (10-14)
🔖Зал «Рафаэль и Микеланджело» (А38), Благовещение «Леонардо да Винчи» (А35)
🔖Тициан «Венера Урбинская» (D23)
+ интерьер и скульптура в зале La Tribuna