Найти в Дзене
Русь Изначальная

Знаменитые слиманские мечи русов и их производство в "Русском каганате"

Официальная западная историография считает, что на землях Руси мечи не ковались. Все покупалось на Западе, либо добывалось в бою. Но восточные авторы не скрывают, что у русов и славян были свои мечи.

Воин Рус с мечем. Источник: Яндекс-картинки.
Воин Рус с мечем. Источник: Яндекс-картинки.

Меч имел сакральное значение. Предполагалось, что его владелец обладал априори не только мужеством и достоинством, но и властью. На нем клялись, им убивали врагов. Оставляли сыновьям в наследство, чтобы те добывали им средства к жизни.

Следует отметить именно в связи с темой меча у русов, следующее. Как следует из сообщений арабских географов, меч был единственным предметом, который доставался наследникам мужского пола у русов. А это, по меньшей мере, говорит о том, что наследование всего остального имущества приобретенного мечем, осуществлялось в пользу дочерей. То есть если женщина вела свое происхождение "из рода русского", то она наделялась большим количеством прав. Налицо признаки или отголоски матриархата, что подтверждено археологическими исследованиями. Имеется ряд захоронений женщин (девушек) 18 -25 лет, в которых находили оружие и даже останки коней. Боевые топорики в женских захоронениях имеют присутствие примерно в 30 процентах находок, относящихся к 8-му - 9-му векам.

По мнению А.Н. Кирпичникова («О начале производства мечей на Руси»):

«…обращает внимание,…настойчивость, с которой восточные писатели приписывают руссам и славянам…владение, торговлю и изготовление мечей…».

Кирпичников утверждает, что известия восточных авторов относятся к 9-му - 11-му векам, когда мечи являются для русов средством для существования, дара и предметом продажи.

Философ из Багдада ал-Кинди в своем труде «О различных видах мечей ...», указывал, что в Европе наряду с франкскими мечами славятся некие слиманские мечи.

Кинди Ибн Руста упоминает именно русов, как имевших эти слиманские мечи.

Поэту Омару Хайяму тоже были известны слиманские мечи, которые он называет "сулайманскими".

Мечи франков и русов были практически идентичны, только у первых на лезвиях были круги, кресты и иные фигуры, а у вторых узор мелкий и редкого искусства.

Свое название слиманские (сулайманские) мечи русов получили от имени библейского царя Сулеймана (Сулаймана).

Дополнительным источником того, что мечи производились на Руси, следует из содержания фрагмента в трактате «Худут» (9-й век):

«Там производят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое...».

Мифическая история о наличии у русов франкских мечей была, опровергнута в 1953-м году. Это сделал в своей работе Колчин Б.А. «Черная металлургия и металлообработка в Древней Руси». А весь сыр бор был из-за того, что когда то неверно перевели фразу арабского ученого Ибн-Фадлана: "Мечи их плоские, с бороздками, франкские». По мнению Колчина, арабский исследователь, не знал о том, что мечи подобные франкским производились не только во Франкском королевстве, но и в других местах Европы. Поэтому взял и отнес их к франкам.

На самом деле, до крестовых походов арабы называли франками всех европейцев без исключения, то есть не только живших в Западной Европе, но и на Руси.

По мнению Колчина слово "франкские" означает сделанные в Европе или "европейские".

Откуда же у славян и русов появились навыки в изготовлении мечей?

Седов В.В. считал в своей работе "Славяне" отметил, что:

"Славянское кузнечное ремесло 1-го тысячелетия нашей эры по своим особенностям и технологической структуре ближе всего к металло-обрабатывающему ремеслу кельтов...".

Славяне были не единственным народом, который использовал навыки металлообработки кельтов. Это также относилось к другим народам населяющим Центральную и Западную Европу.

У кельтов производство мечей началось во времена Латенской культуры (5-й - 1-й век до нашей эры).

По мысли Седова представители Пшеворской культуры обязаны кельтам в распространении "оружия нового типа" - двулезвийных мечей и не только.

С.В. Цветков в своем труде "Поход Русов на Константинополь в 860 году и начало Руси" помимо описания хорошего качества мечей русов, утверждает, что они имеют салтовское происхождение. Рассуждая о мастерах сделавших такие клинки, он попутно упоминает, что русы были наследниками кельтской цивилизации. Вероятно, Цветков имеет в виду цивилизацию ранних кельтов, когда они еще были такими же представителями индоевропейцев, как русы и славяне.

Получается, русы и славяне были знакомы с производством мечей до 5-го столетия нашей эры. То есть до их переселений из Западной Европы в Восточную Европу. А раз так, то нет ничего удивительного в том, что уже в 7-м веке они не только обеспечивали себя мечами, но осуществляли их реализацию своим соседям.

Историк при этом отмечает, что местом изготовления мечей было : "междуречье Дона и Волги находился и центр по производству знаменитых булатных мечей, столь ценимых арабами". Это территория салтово-маяцкой культуры или так называемого "Русского каганата".

Источник: Яндекс-картинки.
Источник: Яндекс-картинки.

В настоящий момент считается доказанными собственное производство мечей на Руси. В 1965-м году археологом А.Н. Кирпичниковым на мече (конец 10-го века) была обнаружена надпись "ЛЮДОТА". Так же известен и другой меч (середина - третья четверть 10-го века), на обломанном клинке которого имеется надпись - "СЛАВ".

Само слово "меч" русы и славяне как родственники кельтов тоже позаимствовали у них. На кельтском языке это слово пишется как mecc (мец), в индоевропейском - meik, «сверкать, искриться». Оно происходит явно не от римлян или германцев. (Одинцов Г.Ф.) И это произошло задолго до 1 -го - 2-го веков нашей эры.

А вот по Европе только после этих времен начал распространяться римский вариант названия меча "спата", испанское espada, итал. spada, либо появившиеся только в 5-м веке германизированные названия этого вида оружия: «сворд» (датск. sværd, швед. svärd, нем. Schwert и т.д.)

Продолжение можно прочитать в Телеграм канале