Мы с Вами совершили виртуальный осмотр интерьеров Парадных сеней и залов № 1 – 21 постоянной экспозиции Исторического музея. Прежде, чем мы «поднимемся» на второй этаж, обязательно надо рассмотреть одни из самых красивых и впечатляющих залов нашего музея – литерные залы «А», «Б», «В». Сейчас, на протяжении уже многих лет, в этих роскошных интерьерах располагается экспозиция «Золотой кладовой». Однако по программе, разработанной одним из основателей музея А.С. Уваровым, этим залам предстояло познакомить посетителей с наследием раннехристианского и византийского искусства, культурой греческого Причерноморья и христианского Кавказа.
Зал «А», куда посетитель попадает сразу из Парадных сеней, исторически назывался «Византийским». Зал является уменьшенной копией центральной части храма Святой Софии в Константинополе. Купол зала украшен копиями фресок из римских катакомб, в которых первые христиане хоронили членов своей общины и совершали тайные религиозные обряды. Так как росписи катакомб создавались в эпоху официального запрета христианства, они наполнены скрытым символическим содержанием. Так, на своде купола «Византийского зала» помещено изображение Орфея с арфой в руках. У первых христиан Орфей считался символом Христа.
Над входом в зал помещена композиция «Добрый пастырь», скопированная с мозаики в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне. Добрый пастырь – Иисус Христос – восседает на скалистом склоне, одной рукой опираясь на крест, другой указывая на агнцев. При выходе из зала «А» помещена копия мозаики из храма Святой Софии в Константинополе «Христос на троне и припадающий к его ногам византийский император Лев VI».
В угловых нишах изображены символы евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Различные плоскости стен зала покрывает орнаментальная живопись на темно-синем фоне, также созданная по мотивам мозаик Равенны: побеги трилистника, виноградная лоза и венки с монограммами Спасителя.
Полихромный мозаичный пол из натурального камня в этом зале является копией пола катакомбы святой Елены в Риме. В центре сложной мозаичной композиции изображен голубь с масличной ветвью.
Сохранились дореволюционные фотографии «Византийского зала» с первоначальной экспозицией. Любопытно, что интерьеры литерных залов, в отличие от многих других залов, которые мы с Вами уже рассмотрели, уцелели во время масштабной реконструкции музея в 1930-х годах. Во многих залах была сбита лепнина и забелена живопись, но ценнейшая стенопись зала «А» сохранилась.
Историческое название зала «Б» – «Памятники греческих поселений Южной России на берегах Черного моря». Экспозиция зала была посвящена памятникам греческих городов Причерноморья: Пантикапеи, Ольвии, Боспора и Борисфена. Зал, перекрытый цилиндрическим сводом, украшают четыре двухколонных портика, облицованные искусственным мрамором. Колонны темно-красного цвета поддерживают гипсовый архитрав, перекрывающий промежуток между колоннами. Рисунок мозаичных полов скопирован с мозаик храмов Равенны V века.
Одним из главных элементов оформления зала «Б» является панно «Керченский пролив», созданное знаменитым русским художником-маринистом И. К. Айвазовским. На картине изображен пролив и гора Митридат, на склонах которой располагался древний Пантикапей. На переднем плане справа виден Царский курган, за ним – берега Таманского полуострова.
Последний зал в анфиладе «Золотой кладовой» – зал «В» (историческое название «Памятники Крыма и Кавказа до XI в.». Плоский расписной потолок, разделенный балками на ячейки, имитирует деревянные перекрытия с открытыми балками. Оригиналом для его художественного оформления послужили росписи римских базилик Святого Павла, Святого Иоанна Латеранского, Святых Косьмы и Дамиана. Декоративное обрамление окна (сейчас закрыто) было вдохновлено орнаментальной композицией из сени церкви Пантократора в Константинополе начала XII в. В основе рисунка мозаичного пола лежит орнамент пола церкви Спаса в Константинополе XI в.
Обрамление арочного дверного проема, ведущего из зала «Б», повторяет наличник из храма Святого Баграта в Кутаиси, а двойной арочный проем в зал № 6 выполнен по образцу входа в Татевский монастырь IX в. в Армении.