Найти тему
Naked Science

В МГППУ узнали, как разные системы обучения влияют на коммуникацию и учебную мотивацию третьеклассников

   В МГППУ узнали, как разные системы обучения влияют на коммуникацию и учебную мотивацию третьеклассников / ©Getty images
В МГППУ узнали, как разные системы обучения влияют на коммуникацию и учебную мотивацию третьеклассников / ©Getty images

Ученые из МГППУ исследовали особенности коммуникативных компетенций, учебной мотивации и эмоционального отношения у третьеклассников, обучающихся в различных дидактических системах. В исследовании приняли участие 41 школьник из Москвы, из которых 21 обучались в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова, а 20 — в системе традиционного обучения.

Для определения особенностей коммуникативных компетенций, учебной мотивации и эмоционального отношения к учению использовались различные методики, включая диагностику мотивации учения и эмоционального отношения к учению, а также тест-опросник коммуникативных умений.

Как рассказала Маргарита Расторгуева, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А.Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, полученные результаты позволяют сделать выводы о сформированности коммуникативных компетенций у третьеклассников.

Так, обучающиеся по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова проявили более высокий уровень коммуникативных навыков, включая умение устанавливать контакт, обращаться с просьбой к сверстникам и адекватно реагировать на критику и провокации. В то же время, третьеклассники, обучающиеся по системе традиционного обучения, продемонстрировали недостаточный уровень развития таких коммуникативных умений, как обращение за помощью к сверстникам и учителям, а также задавание вопросов.

Отмечается, что положительное отношение к учению характерно для половины третьеклассников, обучающихся по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В то же время, для такого же числа обучающихся по традиционной системе обучения типичны сниженная мотивация и нейтральное или отрицательное отношение к учению.

Эти результаты позволяют более глубоко понять различия между дидактическими системами и их влияние на коммуникативные компетенции, учебную мотивацию и эмоциональное отношение третьеклассников.

Результаты исследования описаны в научной статье «Особенности коммуникативных компетенций, учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников» в «Вестнике практической психологии образования».