Юбилей. Петербуржцы отметили 100‑летие со дня рождения выдающегося корабела Героя Соцтруда лауреата Государственной премии СССР Владимира Емельянова.
Возглавляя две ленинградские верфи, он вывел их на передовые позиции и руководил строительством крупных серий судов. В мероприятии, связанном со знаменательной датой, участвовали представители Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), а также «Северной верфи» и Средне-Невского судозавода.
Новинки. Научно-исследовательское судно (НИС) «Пионер-М», которое петербургские корабелы построили для Севастопольского госуниверситета, готовится к первой своей экспедиции. Она пройдет будущей осенью. К тому времени функционал НИС предстоит доработать, чтобы использовать его как полигон для тестирования разных комплексов и систем.
Это первое в России судно такого типа, где воплощены технологии безэкипажного управления движением. В его проектировании участвовали студенты, а реализовали проект предприятия, входящие в ОСК. Ее гендиректор Алексей Рахманов побывал в Крыму и обсудил с ректором университета дооснащение новинки с учетом предстоящих научных исследований.
Импортозамещение. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (она объединяет 34 российские компании) представила свои предложения по импортозамещению в отрасли на встрече с руководителями Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
С учетом санкций эксперты советуют не повышать при начавшемся строительстве судов по инвестквотам порог локализации. А субсидии по кредиту, льготный лизинг и другие меры господдержки распространить на постройку отечественных рыболовных судов. В области судоремонта, где высок износ фондов, по их мнению, нужно создавать кластеры.
Атомный флот. На третьем серийном атомоходе проекта 22220 «Якутия» завершена погрузка паротурбинной установки левого борта весом около 300 тонн. Специалисты Балтийского завода, строящие эти крупнейшие в мире суда такого назначения, сделали это поэтапно. Сначала переместили генератор и конденсатор, а затем — гороподобную турбину массой 140 тонн.
Доставил и погрузил их на ледокол могучий плавкран «Демаг», после чего корабелы приступили к сборке и монтажу установки. Она предназначена для выработки электроэнергии, требуемой для работы главных электродвигателей и систем жизнеобеспечения судна.
Технологии. Утверждена комплексная научно-техническая программа «Новые композиционные материалы». Она предусматривает создание передовых технологий производства таких материалов и изделий из них, в том числе для судостроительной отрасли.
Ее участникам предстоит разработать и внедрить до 2027 года более 40 технологий мирового уровня, а также найти оптимальные решения по утилизации композитных отходов и вторично переработанного углеродного волокна. Общий объем финансирования программы составит более 6,7 млрд рублей. Половина этих средств будет направлена из федеральной казны.
Квоты под киль. Траулер-процессор «Белое море» проекта КМТ01 (разработало его одно из петербургских КБ) пришел в порт приписки после ходовых испытаний и готовится выйти на промысел. Это третье судно в серии из четырех единиц, которые строятся на Выборгском судостроительном заводе для архангельских рыбаков в рамках программы инвестквот.
Подготовка кадров. В Макаровке завершилась международная летняя школа «Молодые кадры Арктики», проходившая для студентов из разных городов России и стран СНГ. Ее образовательная программа включала лекции и практические занятия по таким направлениям, как предпринимательство, производство и транспортная логистика в Арктической зоне РФ.
Студенты освоили навигационные тренажеры в морском учебно-тренажерном центре ГУМРФ, пробуя провести судно в сложной бухте Баренцева моря, не сев на мель. Они прошли также курс выживания в море, а затем вышли на учебных яхтах в Финский залив. Нынешним летом, добавим, морская академия этого вуза выпустила 346 будущих моряков, 38 из которых получили красный диплом.