Найти тему
Папирус бывшего жреца

Расхитителей гробниц казнили на дереве

Многие удивляются тому, что древние египтяне были способны совершать акты ограбления гробниц. Учитывая их религиозную веру в необходимость иметь неповрежденную мумию, полностью снабженную ритуальными принадлежностями, необходимыми для выживания в загробной жизни...

Популярное мнение рассматривает ограбление египетских гробниц как подлый поступок, совершенный негодяями, которые не верили в религиозное значение погребальных обычаев, которых придерживались другие, более респектабельные египтяне.

-2

Согласно этой точке зрения, расхитители гробниц происходили из самых низших слоев общества. Они были преступниками, движимыми сочетанием жадности и голода, которые совершали отчаянные набеги на места последнего упокоения порядочных, богобоязненных египтян. Легко представить, как эти негодяи украдкой пробираются ночью в гробницы, трепещут в освещенных факелами тенях перед гробами тех самых мертвых, в святость которых они, по их словам, не верили, и тайком вывозят свои незаконные сокровища в тайные места среди неохраняемых гор и холмов пустыни...

-3

Такие драматические приключения происходят чаще в голливудских фильмах, чем в древности на западных берегах Нила. Конечно, нечастые вылазки отчаявшихся действительно имели место, но фактическое крупномасштабное разграбление большинства гробниц производилось теми самыми жрецами и гробовщиками, которые предавали покою мертвых. И значительная часть этого грабежа была известна правительственным чиновникам, которые использовали украденную добычу в своих интересах, и им потворствовали. Расхищение гробниц в Древнем Египте было сложным и многогранным "институтом", и мы просто недостаточно знаем о древней психологии, чтобы полностью понять весь диапазон значения, которым обладала эта деятельность для египтян.

-4

Но факты дают некоторые подсказки, которые указывают на то, что наши популярные представления о расхищении гробниц чрезмерно упрощены. Само собой разумеющаяся идея о том, что египетская гробница была запечатана навечно в день похорон ее владельца и что повторное посещение ее позже всегда было святотатством, нуждается в серьезном пересмотре.
Во-первых, следует отметить, что понятие "расхищение гробниц" для нас сегодня имеет более общее значение, чем оно имело для древних египтян. В нашей культуре под "расхищением гробниц" подразумевается любое действие, при котором личные вещи, захороненные вместе с умершими (включая тело умершего), эксгумируются и незаконно присваиваются для получения выгоды каким-либо другим лицом или лицами. Как мы увидим, египтяне использовали понятие "расхищение гробниц" в гораздо более узких рамках. Есть много примеров того, как египтяне совершали действия, которые сегодня были бы единодушно осуждены как расхищение гробниц, но которые были приняты и оправданы самими египтянами.
Например, мы знаем, что определенным людям было разрешено входить в гробницу и забирать предметы для последующего использования при собственных захоронениях.

-5

Второй внутренний гроб Тутанхамона, четыре его миниатюрных канопы и золотые ленты вокруг его мумии - все это было взято из погребальных принадлежностей его (предполагаемого) старшего брата Сменхкара.

Пинуджем I присвоил гробы Тутмоса I, которые были тщательно переработаны, чтобы скрыть личность их первоначального владельца.

Примеров такой переработки могильных принадлежностей, взятых из более древних захоронений, множество, что указывает на то, что эта практика была, по-видимому, "политкорректной". Но чем это отличалось от вида расхищения гробниц, которое было наказуемым преступлением, остается предметом спекуляций.
Один из возможных способов объяснить эту практику - обратиться к древней вере в то, что фараон был земным воплощением бога Гора.
Каждый фараон был тем же Гором, хотя и в по-разному проявляющихся материальных формах, и в этом смысле можно сказать, что каждому царю принадлежало все погребальное имущество правителей, которые были до него.

-6

Другое объяснение египетской практики повторного использования погребальных принадлежностей может основываться на гипотезе, что такие товары поступали только из захоронений, которые уже были незаконно разграблены, предполагая, что гробница, однажды ограбленная, стала оскверненной, и дальнейшее изъятие оставшегося содержимого не вызывает возражений.

Конечно, можно возразить, что факты не подтверждают это предположение. После того, как воры давно ушли, многие гробницы (в том числе гробницы Тутанхамона, Юйи и Туи, а также Махирпры) были приведены в порядок и вновь запечатаны должностными лицами некрополя, что указывает на то, что эти конкретные гробницы все еще сохраняли свою святость или её обновили с помощью надлежащих ритуалов.

-7

Правители с конца XX по XXI династии создавали комиссии по перезахоронению, которые в массовом порядке извлекали останки царей из разграбленных гробниц и перезахоранивали их с соответствующей торжественностью в более безопасных местах. Все это указывает на то, что гробницы, предметы погребения и мумии могли сохранять свой священный характер даже после того, как к ним прикасались незаконные руки.

Возможно, древние египтяне различали различные степени осквернения, так что некоторые разграбленные гробницы можно было очистить и повторно запечатать, в то время как другие гробницы, в которых степень разрушения была серьезной, списывались как не подлежащие ритуальному ремонту, а уцелевшие погребальные принадлежности перераспределялись для других целей.

Если уж на то пошло, как насчет множества навязчивых захоронений, при которых отдельные люди сами хоронили себя в могилах других людей? Разве это не можно рассматривать как окончательный акт разграбления гробницы, в ходе которого вся гробница была передана в пользование кому-то другому, а не ее первоначальному владельцу? Тем не менее, многие египтяне делали именно это, по-видимому, без угрызений совести. На самом деле, такие навязчивые захоронения, вероятно, были мотивированы сочетанием целесообразности и религиозного почтения к первоначальному владельцу гробницы. Люди, которым не хватало средств для строительства собственных гробниц, хоронили себя в давно заброшенных гробницах, чтобы воспользоваться аурой магической силы, которую сохраняли такие места. Вероятно, они считали, что делят гробницу с духом ее первоначального владельца, и ни в коей мере не считали свои действия неуважительными.

-8

Но как насчет тех, кто проникал в гробницы способами, которые древние египтяне считали незаконными? Это и были настоящие расхитители гробниц, те, кого сажали в тюрьму, судили и сурово наказывали за свои действия всякий раз, когда им "повезло" попасться. Что это были за люди?
Археологические данные предоставляют много информации о расхитителях гробниц. У нас есть реальные письменные записи, датированные концом XX династии, в которых описаны судебные процессы над различными людьми, обвиняемыми в расхищении гробниц в Долине Царей. Эти записи ясно говорят нам, что гробницы были разграблены теми же самыми рабочими, которые вырезали их в известняковых скалах долины. Тексты на папирусах также упоминают мэра Западных Фив и других фиванских чиновников, которые, по-видимому, знали о незаконной деятельности в некрополе, но ничего не сделали, чтобы остановить их, вероятно, потому, что им доставалась часть награбленного.

-9

У нас также есть косвенная информация о разграблении гробниц, которая может быть выведена из фактического состояния самих гробниц на момент обнаружения и из инвентаризации их оставшегося содержимого. В этом контексте гробница Тутанхамона предоставила чрезвычайно ценные данные по вопросу о разграблении гробниц. Группа древних могильщиков вела подробные письменные описи всего, что было включено в погребальные принадлежности Тутанхамона. Эти письменные записи были похоронены вместе с царем и, когда их обнаружили, позволили археологам выяснить, каких предметов не хватало в первоначальном погребальном ансамбле. Это также дало информацию о том, за какими вещами охотились воры.

Большинство грабителей, в первую очередь, интересовалось драгоценными изделиями из металла, которые можно было легко переплавить, чтобы скрыть их незаконный источник происхождения. Скоропортящиеся товары, содержавшиеся в гробницах, то есть дорогие масла, специи и вино, которые богатые египтяне массово брали с собой в Подземный мир, также были приоритетными и обычно вывозились во время первой "волны воровства".

-10

Другие свидетельства указывают на то, что погребальное оборудование крали еще до того, как гробницу запечатывали. Археологи обнаружили наборы гробов, в которых неповрежденный внешний гроб скрывает повреждённые внутренние.

В качестве примера, красивый внешний гроб Мааткара можно сравнить с ее оскверненным внутренним гробом, с которого полностью сняли толстый лист золота, когда-то закрывавший лицо и руки. Единственными людьми, которые имели доступ к внутреннему гробу до погребения, были жрецы и другие участники похоронной процессии, которые позаботились о том, чтобы спрятать свою грязную работу внутри нетронутого внешнего гроба. Гости на похоронах Мааткара ничего бы не заподозрили, наблюдая, как прекрасную жрицу помещают в ее гробницу.

-11

Какое отношение к мертвым могли иметь расхитители гробниц?

Мы должны быть очень осторожны и не предполагать, что эти древние люди думали о своих действиях так же, как мы сегодня. Это только кажется для нас очевидно, что расхитители гробниц были атеистическими приспособленцами, которые с полным презрением относились к погребальным верованиям и обычаям своей культуры. Древнеегипетская религия сильно отличалась от нашей собственной и могла бы предложить концептуальные лазейки, с помощью которых расхититель гробниц мог рассматривать свои действия как оправданные его религиозными убеждениями, а не как противостоящие им. Весь контекст, в котором египтяне интерпретировали отношения между живыми и мертвыми, должен быть принят во внимание при нашей оценке ограбления гробниц.
Сегодня мы рассматриваем кладбища как выполняющие чисто мемориальную функцию. Души тех, кто был похоронен в них, ушли в другое царство, и у нас не будет дальнейшего контакта с ними, пока мы сами не присоединимся к ним на "другой стороне".

-12

У древних египтян, однако, были радикально иные представления. Египетский некрополь делал гораздо больше, чем просто увековечивал память умерших. Он служил точкой соприкосновения, где умершие родственники и правители все еще могли общаться с живыми.
Археологи обнаружили многочисленные "письма к мертвым", которые были написаны египтянами с просьбой о какой-либо помощи здесь, на земле, от тех, кто ушел в загробную жизнь. В этом контексте мертвые рассматривались как способные каким-то образом заступаться за живых, чтобы влиять на ситуацию позитивным образом. Вполне возможно, что люди, написавшие такие письма, почувствовали бы негодование по отношению к мертвым, если бы на их просьбы, казалось, не было ответа, особенно если живой человек добросовестно выполнял свою часть "похоронного контракта", часто оставляя подношения в часовне у могилы умершего.

Такого рода негодование могло проявляться и на более высоком уровне и быть направлено на царские гробницы во времена, когда страдало благополучие всей страны. Регулярно взимались огромные налоги, чтобы поставлять подношения в погребальные храмы умерших царей, которые, в свою очередь, должны были оказывать положительное влияние на дела Египта. Понятно, что негативные чувства по отношению к царственным усопшим возникали во времена природных, экономических и социальных проблем и могли легко послужить мотивом для разграбления царских гробниц.
Акты расхищения гробниц, вызванные такими чувствами, не подразумевали бы никакого атеистического неверия со стороны грабителей. Вместо этого эти действия были бы полностью основаны на глубоко укоренившихся религиозных убеждениях, и воров можно было бы интерпретировать как действующих в духе праведного гнева, а не циничного неверия. Они рассматривали мертвых правителей Египта как обманщиков, которые отступали от своей части сделки, отказываясь поддерживать материальную безопасность своих живых подданных. Почему бы не отомстить по справедливости, вмешавшись в благополучие мертвых в Подземном мире?
Оценивая жестокость такого рода мести, мы, возможно, можем придавать большее значение сохранности гробницы и мумии, чем это делали сами древние египтяне.

-13

Современные толкователи египетской погребальной религии не устают утверждать, что наличие хорошо сохранившейся мумии в неповрежденной гробнице было sine qua non пропуском в египетскую загробную жизнь. Но есть тексты, в которых делаются исключения из этого правила в особых случаях, например, когда тело человека, утонувшего в Ниле, найти не удалось. В египетской религии существовали особые положения, которые позволяли человеку, лишенному мумии или гробницы, по-прежнему попадать в Иной мир.

Вероятно, большинство расхитителей гробниц думали, что они просто причиняют неудобства мертвым, разграбляя мумии и гробницы. Поскольку считалось, что умершие ведут загробную жизнь, очень похожую на их прежнюю жизнь на земле, ограбление гробницы не так уж сильно отличалось от ограбления дома и не обязательно имело тот метафизический смысл, который придают этому наши собственные интерпретации. Мы всегда должны помнить, что для подавляющего большинства египтян мумификация и погребение в дорогой гробнице были роскошью, намного превышающей их возможности. И очень рано появились религиозные верования, в которых дорогостоящие предметы роскоши для захоронений представителей высшего класса рассматривались как излишество. Пышные погребальные традиции богатого правящего меньшинства, скорее всего, рассматривались большинством просто как способ поддержания определенного уровня "жизни" в Ином мире, а не как необходимое условие для входа туда. Поэтому они, вероятно, не думали о разграблении гробницы, как о действии, которое лишило бы ее владельца шанса на загробную жизнь.

-14

Вместо этого, речь шла о... социальном уравнивании?
Как ни странно, расхищение гробниц на самом деле могло сыграть стабилизирующую роль в египетском обществе. С чисто экономической точки зрения египетская практика хранения огромных богатств вне оборота в запечатанных гробницах изначально кажется недальновидной. Но эта практика, в сочетании с религиозной верой в то, что мертвые должны помогать поддерживать общественное благосостояние, фактически гарантировала, что золото, серебро и другие ценные товары будут возвращены в оборот,
посредством ограбления гробниц, именно в то время, когда они были нужны больше всего. Помимо их явного религиозного значения, гробницы функционировали как сберегательные счета и страховые полисы, и за досрочное снятие средств предусматривались штрафы, которые заставляли потенциальных воров воздерживаться от крупномасштабных грабежей до тех пор, пока экономическая необходимость не станет достаточно острой. Кроме того, поскольку нападать на мертвого царя было гораздо менее рискованно, чем на живого, расхищение гробниц представляло собой безопасный способ выплеснуть общественную враждебность, которая не причинила бы реального вреда действующей администрации.
Чтобы лучше понять ограбление древнеегипетских гробниц, мы должны начать рассматривать его как социальную практику, выросшую
в контексте египетских погребальных верований и обычаев. Распространенный взгляд на это древнее занятие, согласно которому расхитители гробниц считались социальными изгоями, которые были полностью отчуждены от религиозных верований своей культуры, не в состоянии определить весь диапазон значения, которое могло иметь расхищение гробниц для египтян.

Однако, как не крути, а казнили пойманных воров жестоко: сажали на кол))