Найти тему

Мария Мыслина. Несущая свет сквозь тяготы жизни

Посмотрите на эту чудную стайку карапузов, ползущих в детсад с прогулки.

Как здорово, в несколько акварельных пятен, все решено, как играют на форму случайные затеки воды и пигмента.

И у всех ведь – разные характеры, и все - при деле: кто-то преданно смотрит воспиталке в глаза, кто-то еле тащится, кто-то под ногами что-то рассматривает.

-2

Или еще один лист со схожим сюжетом. Нагулялись, в снегу навалялись, еле волокут ноги, распаренные, пищат и ждут очереди на вход в детсад.

А с точки зрения акварельных приемов – вся толпа изображена чуть ли ни в одну краску, с несколькими ударами тона и цветными акцентами.

-3

Или вот кусочек летней дачной веранды. Августовское раннее утро с розовым светом. Аромат зеленых яблок и ягодного компота. Все еще спят, не стучат босые пятки по деревянным полам, не вопят за каким-то «надо» с крыльца.

Тут ведь три краски: ультрамарин, изумрудная зеленая и красная, может быть сиена. Но так расставлены пятна белых кусочков незакрашенной бумаги, что мы ощущаем движение первых солнечных лучей в стеклах веранды и лёгкий ветерок.

-4

Или вот рыба мается на солнце. Слышим шорох и стук, ощущаем кисловатый запах соли и морской бриз.

Но с точки зрения изобразительности – минимум средств: две краски, легкие заливки, еле видный карандашный рисунок, который чуть-чуть добавляет точности форм.

Художница не создает визуально достоверный слепок действительности, где пересчитываются каждая чешуйка рыбины или замерзшая ворсинка детской шубки. Но наше воображение, воображение зрителя, прекрасно все дополняет, мир с картинки становится реальным, наполняется звуками и запахами.

Те, кто интересуется акварельной живописью, конечно узнали рисунки Марии Владимировны Мыслиной. За легкими, невесомыми работами – очень непростая человеческая судьба, история несломленного характера.

Начиналось все хорошо: детство и юность прошли в частных студиях не кого-нибудь, а русского импрессиониста Константина Коровина, Ильи Машкова, Михаила Леблана.

Недолго – ВХУТЕМАС. Художница работает на разные издательства и в рекламе: плакаты, иллюстрации к книгам, оформление клубов и демонстраций.

С мужем, участником гражданской войны, художником Владимиром Каабаком получают «убитое» помещение, приводят его в порядок, проводят отопление и освещение, создают в нем свою мастерскую.

-5

Посмотрите на портрет Марии кисти Константина Коровина. Легкая, радостная девушка, кокетка в широкополой шляпе. Момент – и поскачет дальше по выставкам и художественным тусовкам.

Но случается 1937 год, муж арестован и расстрелян. Мария репрессирована и отправлена в Акмалинское отделение Карлага - АЛЖИР (Акмолинский лагерь жён изменников Родины).

-6

Вот ее автопортрет, совсем другая поза, молодая женщина придавлена овчинным тяжелым тулупом. Другой, тревожный взгляд.

В лагере она работала на текстильной фабрике в вышивальной мастерской, но все свободные минуты посвящала рисованию. Остался репортаж в легких, живых рисунках о тяжелой лагерной жизни. С какой теплотой и любовью она рассказывает о людях, работавших тогда рядом с ней.

После освобождения в 1946 Мария из-за запрета жить в больших городах не смогла вернуться в Москву. Она оказалась во Владимире, работала оформителем в театре и даже рисовала на заказ портреты в парке. Интересно, хранится ли в семьях тогдашних праздношатающихся те портреты.

Только почти через десять лет, когда ей пятьдесят четыре, Мария Владимировна реабилитирована и возвращается в Москву. Ничего прежнего уже нет. Она пишет заявления в Союз Художников, просит хоть какую-то мастерскую, хочет продолжать работать, но ее не слышат или не хотят слышать.

И Мария Владимировна приходит к акварели: для работы не надо большого пространства, достаточно стола и недорогих материалов, но можно рисовать, заниматься любимым делом.

С течением жизни что-то потихоньку возвращается: художница к иллюстрирует детские книги, рисует поздравительные открытки с жанровыми милыми сценками, участвует в выставках.

Людмила Рончевская, тоже художница, так описывает стиль работы Мыслиной:

"Акварельная техника считается классической для непосредственной передачи впечатлений от натуры. Таких работ у Мыслиной было много, но к концу своей жизни она работала иначе. Жесткий рисунок с натуры карандашом очень подробный; потом свободная интерпретация виденного в романтически приподнятом стиле".

Насколько я понимаю эту цитату, легкости и непосредственности она добивалась через тщательную проработку и анализ натуры. А после этого, возможно уже на следующем листе была акварельная живопись.

-8

Простые пейзажи и натюрморты, букеты цветов, городские и морские виды. Каждая ее работа – про радость, про любовь, про свет.

Добавила в галерею несколько работ Марии Владимировны. Отбирать было трудно, потому что меня восхищает все.

Много лет своей жизни художница была лишена тепла, но сохранила его в себе, а главное – сохранила желание этим делиться.

__________________________

Все работы Марии Владимировны Мыслиной взяты из открытых источников в сети Интернет для иллюстрирования статьи.