Найти в Дзене
Мастер Творцов

Леон-Баттиста Альберти – «Автопортрет» (примерно 1435 год)

Хотя влияние Леона-Баттисты Альберти (годы жизни 1404-1472) на мир искусства было признано ещё при его жизни, он всё же решил увековечить свой образ ещё до того, как достиг пика своей славы. Это и может объяснить данный относительно скромный (по габаритам) медальон общим размером примерно 20 х 13,5 сантиметров. Тем не менее, это творение стало чуть ли не первым важнейшим произведением во впечатляющем творчестве итальянского мастера. Овальный барельеф Альберти признаёт наследие классической культуры в его близком сходстве с самим собой. Однако историк Энтони Графтон (родился в 1950 году) описывает это произведение с впечатляющей детализацией и поясняет нам, что «оно показывает своего создателя со всей энергией раннего среднего возраста, с мощным профилем и ярко выраженными, решительными глазами и ртом». Графтон также продолжает, что «он классически одет и явно претендует на высокий социальный и интеллектуальный статус». Большинство историков привлекло наличие эмблемы Альберти в форме кр
Леон-Баттиста Альберти – «Автопортрет»
Леон-Баттиста Альберти – «Автопортрет»

Хотя влияние Леона-Баттисты Альберти (годы жизни 1404-1472) на мир искусства было признано ещё при его жизни, он всё же решил увековечить свой образ ещё до того, как достиг пика своей славы. Это и может объяснить данный относительно скромный (по габаритам) медальон общим размером примерно 20 х 13,5 сантиметров. Тем не менее, это творение стало чуть ли не первым важнейшим произведением во впечатляющем творчестве итальянского мастера.

Овальный барельеф Альберти признаёт наследие классической культуры в его близком сходстве с самим собой. Однако историк Энтони Графтон (родился в 1950 году) описывает это произведение с впечатляющей детализацией и поясняет нам, что «оно показывает своего создателя со всей энергией раннего среднего возраста, с мощным профилем и ярко выраженными, решительными глазами и ртом».

Графтон также продолжает, что «он классически одет и явно претендует на высокий социальный и интеллектуальный статус». Большинство историков привлекло наличие эмблемы Альберти в форме крылатого глаза, которая сопровождается надписью «Л. БАТ», связанной с первыми буквами его двойного имени.

Древнеегипетская цивилизация очаровала собой многих гуманистов, и, как отмечает Национальная Галерея Искусства в Вашингтоне (округ Колумбия, США), эмблема Альберти, вполне вероятно, предназначалась для отсылки к так называемому «всевидящему оку Бога, к первенству глаза в человеческом исследовании и даже к египетским иероглифам».

Хотя Альберти и запомнился многими вещами, возможно, в первую очередь своими произведениями и разными проектами зданий, данная работа предлагает нам убедительное доказательство мастерства Альберти как художника и его восхищения эпохой древности.

К примеру, описывая влияние этого произведения, Графтон также заявляет:

«Это замечательное художественное достижение сразу во многих отношениях: самый первый отдельно стоящий автопортрет художника эпохи Возрождения; первый, в котором творец облачился в римлянина; а также это изображение гораздо более индивидуальное, чем многие портреты передовых мастеров той поры».

Работа также послужила моделью для будущих медальонов и, как добавляет всё тот же Графтон, «она явно предвосхитила собой и, вполне возможно, послужила главным источником вдохновения для медалей с портретами принцев и учёных, созданием которых занимались два профессиональных художника, которых Альберти очень хорошо знал лично». Здесь историк имеет ввиду Антонио Пизанелло (годы жизни 1395-1455) и Маттео де Пасти (годы жизни 1420-1467), которые производили все эти медали в 1440-ых-1450-ых годах.

  • Художник – Леон-Баттиста Альберти
  • Название – «Автопортрет»
  • Год создания – примерно 1435
  • Размеры – 20,1 х 13,55 сантиметров
  • Материал – Бронза
  • Место нахождения – Национальная Галерея Искусства (Вашингтон, округ Колумбия, США)