Я постарался не повторять все другие подобные обзоры, которые уже много раз всё обсудили и описали, не стал говорить об очевидных вещах просто, чтобы сказать. Я в свою очередь попробовал рассказать о том, что показалось интересным и важным именно мне.
Сначала про сам девайс
Установка и первичный запуск занимают минут 5, ну, 10 от силы. Подключил все девайсы, обновились прошивки, показали, как настраивать и надевать, надел, откалибровал линзы - все, поехали. Никакой учётки Фейсбука, никаких проверочных кодов в мобильном приложении. Единственный минус тут: если вы в шлеме переключились на другую учётку, где не пользовались устройством, то вся процедура с объяснениями запустится заново, и вам придётся ей следовать, в противном случае девайс вам просто выключают и будьте добры делать, что хотели, на плоском экране.
Трекинг глаз - настолько забавная штука, что я бы назвал это одним из самых главных плюсов шлема. Это работает настолько круто и естественно, что вызывает натуральный щенячий восторг. Ощущается как абсолютная магия. Еще бы все игры это использовали в полном объеме.
Полная изоляция от окружения за счет шторок и наушников. В Квесте 2 у меня всегда было видно часть комнаты внизу. Тут я не вижу вообще ничего. С одной стороны легче убить себя, контроллеры или кота, с другой стороны внутри шлема очень классно и удобно отображены границы играбельной зоны, которую ты сам разметил. Трехмерная модель комнаты и окружения, кстати, тоже впечатляет.
Можно спокойно играть в очках. Но нужно ли? Это другой вопрос. Я в очках бываю только дома, и то потому, что сидячий образ работы и досуга. На улицу я в них очень редко хожу, и активностями тоже не занимаюсь. Потому что не удобно, они сползаю, их надо поправлять, под ними потеет лицо, постоянно есть какой-то эффект обзора угла. Те же ощущения я испытываю и в шлеме, плюс в нем по краям очков еще и отсвечивает что-то, полагаю, что сами экраны. В общем я за линзы все равно. Но, возможно, у кого-то будут более удобные окуляры, и им будет вполне комфортно, и тут это вполне реально.
Видел много восторженных отзывов от OLED-экранов, которые стоят в PS VR2. Я, если честно, такого же восторга не испытал. Ну, то есть в сравнении с Квестом 2 да, все ярче, чёрный чернее, в подземельях в RE Village вообще прям мрак жуткий. Но если сравнивать с LG OLED, то до него как до луны все равно. Тут стоит скорректировать ожидания, как мне кажется.
А ещё я очень рад, что тут на шлем выводится именно видео сигнал, а не стриминг видео с чёрт знает каким битрейтом, на который толком не повлиять, как было у Окулуса. Фактически, это самая четкая картинка внутри VR, которую мне пока что доводилось видеть.
Но стоит отметить, что пиксельная сетка есть, ее видно, и с этим ничего не поделать, все-таки экраны находятся у вас прям перед глазами. Хотя я перестал ее замечать на третий день.
С трекингом рук есть немножко какие-то сложности, не всегда оно прям все четко. Один раз мне вообще как-то удалось сломать так, что у меня правая рука и вовсе пропала. Вылечилось только перезагрузкой игры. Пару раз еще сломался сам трекинг шлема, очень неприятное ощущение внутри, как будто что-то с глазом случилось. Тоже лечилось перезапуском игры. Иногда правый контроллер начинает натурально дрифтить, именно не стик, а просто ваша рука постоянно едет влево, хотя вы ничего не делаете. Тут, опять же, ребут игры или консоли.
Я видел некоторые мнения, что изголовье шлема неудобное, и в нем некомфортно. Мне наоборот показалось, что по сравнению с Квестом 2, он очень удобный, он хорошо садится, он не болтается, передняя и задняя части хорошо сбалансированы. Хотя замечу, что PS VR2 можно также надеть очень неправильно как-то, в итоге через час начнут болеть глаза, это перетечет в головную боль спереди, и начнется даже муть, тошнота и головокружение. У меня было такое ровно один первый раз и несколько раз еще потом.
Сложно сказать, что именно вызывает эти ощущения, и идет ли это от глаз или от давления на лоб, потому что порой при хорошей вроде бы посадке, шлем очень сильно начинает давить сверху спереди - возможно, именно это вызывает головную боль и муть. На реддите видел советы, что помогает просто надеть тонкую шапку, чтобы создать дополнительную мягкую прослойку в области давления.
Контроллеры живут, по заявлениям, 4-5 часов. То есть если у вас игровая сессия длится 2-3 часа, то на вторую с одного заряда может не хватить. При этом заряжаются они по 1-2 часа каждый и разряжаются с немного разной скоростью. Я видел жалобы на то, что один может жить в два раза меньше, чем другой. Мои вроде оба живут минимум около 4 часов, но я тоже заметил, что разряжаются они с разной скоростью, и заряд держат по-разному.
И в целом PS5 как-то не всегда точно определяет, какой именно у них заряд. И есть еще прикол: если контроллер не достаточно сильно разряжен, то он и заряжаться будет не до конца. В общем, надеюсь, хотя бы это все прошивками в итоге закроют.
Я бы сказал, что это тот самый редкий случай, когда я не отказался бы менять батарейки, но реже. Потому что заряжать их с такой частотой двумя проводами или по очереди каждый раз - удобства мало. И с течением времени продолжительность их жизни станет лишь меньше в итоге.
Но мне очень нравится, как легко и просто здесь скриншотить и записывать видео - один в один как на PS5, а она впереди остальных устройств и консолей в этом плане. Есть, правда, нюанс: запись идет с правого глаза и обрезана по высоте - поэтому не всегда удается записать именно то, что ты видишь. Или думаешь, что видишь.
Библиотека пока что невероятно скудная. Не считая тех игр, которые я уже играл на оригинальном PS VR или на ПК в Квесте 2, нашел где-то 5 игр, которые вызывают интерес. Всё остальное даже бесплатно не хотелось бы трогать.
Resident Evil Village
Это первое, с чего я начал, так как игра у меня уже давно было, и VR-режим для нее совершенно бесплатно качается из магазина.
Насколько я был в восторге от VR-версии оригинального RЕ4 от Окулуса, настолько же вот эта версия RE8 слабая, дешевая и огорчительная.
Надо понимать, что я вижу два основных способа потребления игрового контента сейчас:
- Ты сидишь на диване с геймпадом перед телевизором, воспринимая игры примерно как кино с какой-то долей интерактива. Ты готов смотреть катсценки хоть по 40 минут, это часть процесса.
- Ты расчистил себе игровое пространство, встал, надел на девайсы на голову и руки, и готов на 2-3 часа уйти с головой в полный интерактив. Здесь ты ждешь чистого геймплея, катсценки тебя особо не интересуют.
Так вот RE8 в режиме VR остался игрой для первого способа. Я только сейчас понял, как же тут много катсценок, какие они все длинные, и как тебе не интересно в этом всем участвовать, стоя на месте. Особенно, когда у тебя постоянно отбирают контроль. Персонаж то сидит, то лежит, то его толкают, то его куда-то тащат. И все это ты делаешь, стоя на месте, поглядывая через собственную геометрию, под идиотскими ракурсами, не имея возможности даже руками пошевелить. Это вот так делать не надо точно никогда, это очень плохо.
Многие катсценки можно переключить в кинотеатральный режим - все равно ты в них не принимаешь никакое участие - но тогда бесконечное прерывание геймплея раздражает еще больше.
И вот эта потеря контроля с постоянным дерганием то камеры, то персонажа, то проваливанием в тебя какой-то геометрии происходит слишком часто. Особенно в сражениях, когда тебя то кусают, то толкают, то хватают. И все это просто-напросто некомфортно испытывать от первого лица в виртуальном пространстве. В “плоском” варианте было нормально. Такая лютая заскриптованность анимаций играбельного персонажа - это крах для VR.
Второй момент - очень мало интерактива. Мир слишком статичный. А небольшой интерактив, который есть, типа отпирания дверей или перезарядки, и тот поддерживает лишь заранее прописанные положения рук, и не учитывает их реальное положение. Двери открываются просто входом в них лицом. Предметы с врагов подлетают в воздух, чтобы ты их взял. А всякие артефакты и ценности даже в руках покрутить нельзя, будь добр крутить их указателем в отдельном режиме просмотра. Игра также не учитывает, когда ты присел в реальной жизни, будь добр присесть нажатием кнопки.
А еще перед тобой постоянно болтается этот идиотский пояс с патронами и пистолетом, хотя они, по идее, должны быть, наверное, где-то снизу и сбоку, и, наверное, прикреплены к телу, как и руки, но нет.
Просто ужас какой-то. Одна из худших VR-игр, что я видел. Я надеюсь, что VR-версия ремейка RE4 не пойдет по этим же стопам и получится действительно хорошей и продуманной.
При этом с технической стороны претензий нет, она хорошо выглядит и стабильно работает, негатив исключительно от механик и подхода.
Horizon: Call of the Mountain
Это пока что лучшая игра, из всех которые удалось попробовать. И не потому что я лютый фанат Horizon, а просто потому что она хорошо сделана, видно, что люди вложили и идеи, и старания, и кучу денег.
Эта самая красивая VR-игра на PS5 пока что, хотя дальность прорисовки местами страдает, и не все текстурки при плотном рассмотрении выглядят так, как мы привыкли. В общем все еще не Half-Life Alyx.
Перед разработчиками явно стояла непростая задача: взять устоявшиеся уже игры от третьего лица с платформингом и с очень динамическими боями с большими машинами и как-то перевести это все в первое лицо, где надо все делать руками. Получилось, как мне кажется, очень успешно.
Стрельба из лука мне здесь очень нравится, как и лютый альпинизм. По трейлерам может показаться, что все это слишком просто и примитивно, а врагов слишком мало, но, поверьте, разложить хотя бы три машины одновременно, стреляя собственными руками из лука, и постоянно куда-то двигаясь и уворачиваясь - это прям употеть можно. И вот так постреляешь минуты 2-3, и руки уже отсыхают просто. Это вам не кнопки нажимать на геймпаде.
С альпинизмом та же тема: его тут много, надо постоянно куда-то лезть, горы есть высокие, и там то руками надо, то крюками, то по канатам, то кошкой. В общем залезаешь так в итоге на самый верх 4 минуты спустя, и плечи уже тоже отвалились, благо похвалой обычно является какой-то сказочно-прекрасный вид природы.
Многие VR-игры теряют часть размаха и становятся более камерными и интимными в плане масштаба. Эта не является исключением. Масштаб ощущается за счет того, что ты все видишь от первого лица снизу вверх, а не за счет просторного открытого мира, что и понятно.
Основным минусом я бы тут назвал излишнюю коридорность, хотя игра постоянно дразнит просторами на вершине гор, но некоторым предметам и стенам даже подойти вплотную не дают, а еще игра не понимает, где у вас пол. Совершенно. Благо предметы все равно подбираются, если рука где-то рядом.
Я бы даже сказал, что получилось удачно сделать отдельную историю, вписав ее в общий устоявшийся мир и позвав пару приглашенных звезд из основных игр. Но, зная, что сюжет Horizon разные люди любят за разные вещи, я сразу скажу, что здесь нет ничего про наш старый мир или про устройства машин и сам апокалипсис, здесь история связана исключительно с новым миром и его племенами и междоусобицами.
И это прям полноценная игра, часов на10, для VR это довольно много и хорошо.
Star Wars: Tales from the Galaxy's Edge - Enhanced Edition
Это игра, которую я полностью пропустил в свое время на Окулусе, не знал о её существовании и, соответственно, вообще не ждал. А это оказалось очень классным приключенческим шутером в любимой вселенной.
Она довольно простенькая визуально - я бы даже сказал мыльненькая и мир тут не очень интерактивный, зато сама стрельба и механики управления инвентарем и аксессуарами прям очень хорошо сделаны. Я особо ценю, когда VR-игра все-таки дает пользоваться именно руками, а не заставляет жать кнопки и не сваливает все в неинтерактивные меню. Horizon таким грешит местами, как и RE8. Но здесь у персонажа прям есть тело, и предметы расположены на нем в сумках и отделах.
Мы играем за обычного механика без Силы, который чуть неудачно нарвался на пиратов близ планеты Батуу, и на ней разворачивается почти все действие игры. Тут довольно прикольные основные персонажи, одного из них опять озвучивает Рис Дарби (до этого был замечен в Half-Life Alyx помимо карьеры в кино и сериалах). Конечно же, встречаются и упоминаются и легендарные знакомые герои.
Ну, и слово Tales в названии не просто так. В игре есть отдельные миссии-рассказы, где можно поиграть за других персонажей в других локациях и с немного другими механиками.
Внезапно очень прикольный саундтрек, который частично написали Bear McCreary и Joseph Trapanese.
Из минусов я бы отметил довольно дурацкую систему чекпоинтов, с которой можно далеко улететь назад при выходе из игры или смерти. Ну, и проходится это чудо за 6 часов. Это дольше, чем многие простенькие VR-игры и типа демки, но хотелось бы больше.
Но по духу и атмосфере она мне зашла больше всех в итоге, не смотря на то, что Horizon явно дороже и качественнее.
***
Отдаю себе полностью отчет в том, что PS VR2 стоит довольно дорого и контента для него слишком мало, и есть некоторые железные и софтверные проблемки, поэтому я не могу его спокойно рекомендовать сейчас.
Я же слишком испугался роста курса и цен, и решил хватануть, пока еще можно. Мне удалось взять девайс за более-менее приемлемую, как мне показалось цену, как стоила PS5 на старте в далеком 2020-м. И плюс я умеренно поехавший по VR, и мне уже поднадоел Quest 2 со всеми его трудностями, я хотел более простого и адекватного опыт использования, и я его получил.
О покупке не жалею, шлемом очень доволен. Надеюсь лишь, что поток контента не закончится. И что это будут не теннисы и гольфы в различных вариациях. Пока нет толком даже анонсов каких-то толковых. И тут два варианта: либо девкиты действительно очень поздно попали разработчикам в руки, либо PS VR2 закончит свою жизнь, как первый, и как PS Vita.
*** ***
Мой Telegram-канал - @tony_tnm.