Найти в Дзене

Уголок русского зарубежья на Таганке

Музей русского зарубежья, или Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына - очень эмоциональное пространство. Там не только можно узнать много исторических подробностей о русской эмиграции, особенно первой волны: о военных событиях, драматических перипетиях отъезда, судьбах в эмиграции. Там, если захотеть, можно кое-что ощутить и понять про этих людей. Они были очень разные. И самоопределение их в эмиграции тоже было разным. Там вы прочитаете на огромном стенде знаменитую парижскую речь Бунина о миссии русской эмиграции - и это будет правда. Многие из них действительно ощущали призвание донести до мира правду о России и не дать оборваться нити той русской культуры, служителями которой они были. Но стоит помнить, что легче других было Бунину рассуждать об этом: его много и охотно печатали. Иные же безуспешно обивали пороги редакций. Как вспоминает один из тогдашних эмигрантов, особенно тяжело было поэтам, потому что платили "не за гениальность, а за количество знаков". И в эт
Оглавление

Музей русского зарубежья, или Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына - очень эмоциональное пространство. Там не только можно узнать много исторических подробностей о русской эмиграции, особенно первой волны: о военных событиях, драматических перипетиях отъезда, судьбах в эмиграции. Там, если захотеть, можно кое-что ощутить и понять про этих людей.

Они были очень разные. И самоопределение их в эмиграции тоже было разным. Там вы прочитаете на огромном стенде знаменитую парижскую речь Бунина о миссии русской эмиграции - и это будет правда. Многие из них действительно ощущали призвание донести до мира правду о России и не дать оборваться нити той русской культуры, служителями которой они были. Но стоит помнить, что легче других было Бунину рассуждать об этом: его много и охотно печатали. Иные же безуспешно обивали пороги редакций. Как вспоминает один из тогдашних эмигрантов, особенно тяжело было поэтам, потому что платили "не за гениальность, а за количество знаков". И в этих условиях постоянного сражения за кусок хлеба, наверное, не так часто звучали в их голове патетические слова о миссии. Это была тяжелейшая драма, обрушение всей привычной прежней жизни. Нелегко было сохранить себя. Вероятно, многие совсем не думали о миссии. Думали о выживании. Работали и зарабатывали, как могли. В Париже перед второй мировой войной было такое общественное объединение: Союз русских водителей. Только представьте себе: люди, некогда находившиеся в окружении Их Императорских величеств, работали шофёрами. По большому счёту, у этих людей тоже была своя миссия: не пойти по миру с протянутой рукой, а сохранить человеческое достоинство и способность самим обеспечивать себя и семью, несмотря ни на какие "исторические обстоятельства". Этому тоже стоит у них поучиться.

Они увезли с собой, и трепетно хранили, и оставили на хранение потомкам своим разные маленькие кусочки родины. Символические кусочки. Многие из потомков подарили эти вещицы музею. Смотришь на них - и становится больно. В каких на первый взгляд незначительных вещах для них материализовалась память!

Посмотрите, вот столовая салфетка из Зимнего дворца.

-2

Вот что рассказывает дарительница:

Салфетка с монограммой Николая Второго хранится уже сто лет. В Петрограде в дни Февральской революции 1917 года враждебная толпа разграбила и опустошила Зимний дворец. Некоторые из предметов были разбросаны, растоптаны и оставлены на улице перед дворцом, в том числе и три сервировочные салфетки

Только вдумайтесь. Кусочек ткани с монограммой уже не существующего императора. Подобранный с земли в дни смуты. Так и путешествовал с кем-то по земному шару, пока в музей не попал. Был для кого-то кусочком России.

В музее много таких вещей. Эти люди хранили крестильные сорочки младенцев, крещённых в русской церкви.

-3

Или вот рубль. Так называемый "брутовский" рубль.

-4

Очень интересный артефакт. Банковский билет достоинством 1 рубль выпуска 1898 года, с подписью кассира по фамилии Брут. Кассир этот растратил на карточную игру казённые деньги и покончил с собой. Поскольку в среде карточных игроков существовало поверье, что петля или любая вещь, принадлежавшая повешенному, приносит удачу, то "брутовский" рубль сначала стал амулетом в кругу картёжников, а потом и в более широких кругах стали верить в то, что это вещь "на счастье". Банкнота находилась в портмоне некой Н.В. фон Бок с запиской:

Кошелек бабушки Наташи. Въ немъ "Брутовский" рубль на счастье

Рублю этому тоже уже больше ста лет. А вот хранили же кошелёк этой самой бабушки Наташи, наверное, умершей давным-давно. Старый кошелёк старой бабушки с русским рублём на счастье.

Бабушка Наташа нам совершенно не знакома. Но есть в музее много мемориальных вещей, принадлежавших очень известным людям, самым знаковым представителям русской эмиграции.

Перчатки-митенки, очки и портфель Ивана Шмелёва

-5

-6

Куртка Набокова

-7

Настольная лампа Василия Аксёнова

-8

Кроме всего прочего, в Музее русского зарубежья есть прекрасное выставочное пространство, где регулярно проходят очень интересные выставки. Например, сейчас там экспонируются произведения художников начала 20 века из объединения "Голубая роза".

Одним словом, если будет время и окажетесь на Таганке, не проходите мимо музея на Нижней Радищевской, дом 2.

#москва музеи#