На Руси закоренело была установлена монархия. Киевская Русь, Российская империя - все это конкретный пример абсолютной монархии. Для оккультности абсолютизма на Руси была принята вера. Действительно, православное христианство на земле русской является одной из важнейших сопутствующих монархического строя государства. В целом, православие сыграло важную роль в русском мире и объединении земель русских. Общей верой в единого Бога уничтожилась самодержавная локальная власть, народ на Руси стал един, появилась верификация русского христианина. На самом деле вся история Руси происходила только в центральной ее части, дальние территории затронуть просто не приходилось возможным. Как пример, поморы понятия не имели, что такое крепостное право. Но сейчас не об этом.
Истинное русское православие - спутник абсолютной монархии. Но был на Руси и один прекрасный пример зарождения демократии. Конечно, этот пример далек от демократии в современном понятии, но любое общественное проявление имеет начало. Неровное, с большой кипой огрешности, но все таки начало. Итак, мусульманство. Именно эту религию я привожу как пример зарождения демократии в Российской империи. Сейчас поочередно начну приводить доводы к своему выводу.
Мусульманство в Российской империи было. Было непонятно прогрессивному православному обществу, тем не менее иное вероисповедание власть упразднить никак не могла. Ну называют бога Аллахом, ну есть у них свои догматы, довольно схожи с законопризнанными, в целом, ничего страшного. На власть главное не посягайте, а все революционные настрои мы так или иначе сдержим либо стерпим. Так относились к исламу. Примерно в 18 веке российская государственность обращает внимание на мусульманство. Почему так произошло? Все очень прозаично и просто: сильное соседнее государство с мусульманским вероисповеданием (Османская империя), ну и на территории российской империи к тому времени проживает довольно внушительное количество мусульман. Доподлинно неизвестно, насколько это количество внушительно, но вот по переписи населения 1897 года утверждается, что мусульман в русском государстве проживает около 10 процентов, а это 15 миллионов человек. Что интересно, это чуть меньше населения всей Османской империи к тому времени. В государстве российском уже давно настроено религиозное православное правление, есть синод, который назначает всех епископов и архиепископов и так далее, да и сам государь батюшка - это помазанник божий на вечное правление. И вот представьте себе такую ситуацию, приходит Российская империя к мусульманам, и говорит: «ну все ребята, теперь вы не инородцы, как мы раньше относились к нехристианам, вы теперь тоже заслуживаете внимание. Мы у себя православную систему контроля настроили, теперь и у вас настроим. Кто тут у вас главный?». И вот на этом моменте в абсолютно монархической Российской империи проявляется демократия, в понятии того времени конечно, ведь у мусульман в России не было никаких главных, не было никакого муфтията, это уже после, самой православной имперской властью было создано Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Мулл и имамов никто сверху не назначал, их выбирала локальная община. Вот оно, проявление демократии того времени. Люди сами выбирали себе главного, опираясь только на общественное положение избранника и личное восприятие. Конечно, такой главный не участвовал в общественно-политической деятельности, а всего лишь нес мессу, но что для верующих людей важнее?
В целом, я не хотел принизить одну религию и возвысить другую, я лишь хотел заострить внимание на том, что православие в Российской империи - это атрибут монархии, а мусульманство - удивительное проявление демократии. Такое вот у нас государство со своим завораживающим бэкграундом. Позже мусульманству придумали систему, схожую с православной. Создали управляющий орган, который назначал мулл и имамов (об этом органе я уже рассказывал чуть раньше). В мусульманских поселениях это не особо работало. Доходило до того, что избранные народом духовные наставники имели большее почитание, нежели законно утвержденные. Скептицизм к мусульманской духовной государственной структуре, в целом, объясним тем, что, пока в Европе ведьм на кострах сжигали, арабы алгебру придумали. А тут этот европейский настрой «налаживает» мусульманам структуры веры. Некий диссонанс, который привел к революционным мусульманским движениям, появлению националистических активистов, таких как Абдулрашид Ибрагимов (мусульманский религиозный деятель, татарский националист). Эта личность заслуживает отдельного рассказа.
Конечно, демократия - это не только про свободу выбора, как было в мусульманских общинах. Со своим «свободным» выбором мусульмане все равно проживали в монархической Российской империи, и, так или иначе, являлись ее частью. Но все имеет свое начало, и, как полагается, свой конец.