Найти тему
SkyRoutes

Посадочные системы.

Посадочные системы в авиации являются одним из ключевых аспектов безопасности и эффективности полетов. Вот именно поэтому я решил написать данную статью, важно иметь хорошее понимание о посадочных системах. Также ниже приведу несколько примеров почему важно, а ниже уже будет сама статья. Погнали вообщем:)

  1. Безопасность полетов: Посадка — самый критический этап полета. Правильное функционирование посадочных систем может предотвратить серьезные аварии, обеспечивая стабильную и безопасную посадку.
  2. Аварийные ситуации: Знание о посадочных системах помогает экипажу адекватно реагировать на непредвиденные ситуации, такие как отказы двигателей, проблемы с шасси или другие технические проблемы во время посадки.
  3. Выбор аэропорта: При выборе аэропорта для посадки экипаж должен учитывать его техническое оснащение, длину взлетно-посадочной полосы, наличие инструментальных посадочных систем и другие факторы. Знание о посадочных системах помогает принимать правильные решения.
  4. Управление эмоциями и стрессом: Время посадки может быть напряженным для пассажиров. Знание о том, как работают посадочные системы, может помочь пассажирам чувствовать себя более уверенно и спокойно. Если например заход на посадку ночью в сложных метео условиях вам даже как пассажиру будет проще эмоционально,понимая что аэропорт оборудован такими системами посадки, которы

е помогут пилотам безопасно и безаварийно посадить самолет.

  1. Эффективность и экономия: Правильное использование посадочных систем позволяет оптимизировать процесс посадки, сокращая время на подготовку и выполнение посадочных маневров. Это важно для оперативной работы авиакомпаний и экономии топлива.
  2. Обучение экипажа: Пилоты и члены экипажа проходят специальное обучение по использованию и реагированию на различные посадочные системы. Это обеспечивает их готовность к различным ситуациям и повышает уровень безопасности полетов.
  3. Развитие технологий: Авиационная технология постоянно развивается. Понимание посадочных систем помогает профессионалам в отрасли оставаться в курсе последних технологических инноваций и адаптироваться к ним.

Кратко говоря, знание о посадочных системах в авиации является неотъемлемой частью безопасности, эффективности и успешности полетов.

ILS – instrumental landing system.

Система точного захода на посадку. Обеспечивает полет ВС в створе ВПП и снижение в конечном этапе захода (GS). В состав ILS входят:

· LOC (курсовой радио маяк);

· GS (глиссадный радио маяк).

LOC работает в диапазоне 108.0-111.95 мГц. Опознается с помощью 3 или 4 буквенного позывного, первая буква всегда должна быть «I» (И). Дальность действия 25 nm (46 км). Антенна LOC устанавливается за противоположным торцом ВПП ≈ 1000ft. Имеет легкоразрушаемую конструкцию.

GS работает в диапазоне частот 329.15-335.0 мГц на 45 фиксированных каналах. Дальность действия 10 nm. GS создает углы наклона глиссады 2°30`÷3°30`. Для захода по категориям I и II не более 3°. Антенна GS установлена справа от ВПП (около 250-650ft от оси ВПП и 750-1250 ft от торца в сторону центра ВПП).

Маяки LOC и GS кроме фактических линий курса и глиссады могут создавать ложные. LOC может создавать линию курса в обратном направлении, которую можно использовать для

неточного захода при соблюдении и учете правила: исправление БУ при заходе по обратному лучу противоположны действиям при заходе по прямому лучу.

LDA loc type direction тип курсовых маяков направленного действия. Точность сравнима с ILS, однако LDA не входит в состав ILS и не используется для захода в створ ВПП

SDF упрощенное средство направленного действия. Его точность хуже, чем ILS и LDA может быть смещен от оси ВПП до 3 градусов. Наводит по курсу

MLS – microvave landing system.(не используется)

Точная система захода на посадку, превосходит ILS. Обеспечивает построение схемы захода на посадку по криволинейной траектории. В состав системы входят:

· Два курсовых маяка;

· Два глиссадных маяка;

· Дальномерное оборудование.

Работает в диапазоне частот 5310-5090,7 мГц.

Из-за высокой стоимости широкого применения не получила.

GNSS – global navigation satellite system.

Общее название всех спутниковых навигационных систем. В настоящее время ИКАО сертифицировало для целей аэронавигации только 2 системы:

· GPS (USA)

· ГЛОНАСС (РФ)

· Испания (Galileo)

· Китай (Beidol)

GNSS обеспечивает выполнение функций:

1) Определение местоположения в виде фи лямбда (долгота, широта) (Ppos – Present position);

2) Обеспечение навигации (NAV);

3) Является базой для основанного на характеристиках навигации (PBN – performance based navigation) радиовещательного (ADS-B) и контрактного (ADS-C) наблюдения.

На совр. ВС установлен только GPSресивер(приемник) инфо от которого о мс исп. только update

США предложило GPS для реализации потребностей ГА в 1994 году, а РФ предложило ГЛОНАСС в 1996 году на безвозмездной основе. Annex 10 GPS, Glonas (ICAO) doc 9849

Спутниковые навигационные системы состоят из:

· Группировки навигационных спутников:

Ø GPS – 24 спутника на 6 орбитах, покрывают зону обслуживания до высоты 3000 км;

Ø Спутники GEO

Ø ГЛОНАСС – 24 спутника (иногда 26), высота орбиты 19000 км, зона обслуживания Н = 2000 км.

· Группировка геостационарных спутников (SBAS), плоскость орбиты находится в плоскости экватора. Они предназначены для уточнения МС, поскольку из-за невозможности сохранения стабильными параметров орбит, требуется корректировка;

· Наземные станции ля корректировки фактических отклонений орбит от заданных (эфемериды).

Спутники GEO предназначены для увел Ppos поскольку в программу обеспечения закладываются точные параметры орбит, которые на практике сохранить невозможно.

Наземные станции USA 17, РФ 19 планируется до 45,

Для определения МС, согласно Приложению 10, необходимо не менее 4 спутников.

На современных ВС устанавливается только GPS receiver, который выдает только PPos (данные о МС).

Приоритет обновления данных о текущем положении ВС:

· GPS;

· DME/DME (по двум дальностям);

· VOR/DME (по радиалу и дальности);

· IRS*.

В Приложении 10 определены 3 системы функционального дополнения сигналов навигационных спутников (система дополнений):

1) Бортовая (ABAS или RAIM).

ABAS - бортовое оборудование, обрабатывающее сигналы GPS или ГЛОНАСС для достижения точности и целостности сигнала;

2) Система SBAS.

Система уточнения, расположенная на GEO спутниках. Используют сигналы наземных станций, определивших эфемериды спутников для уточнения геопозиций. Используются для неточных систем захода (RNAV GPS, RNAV GNSS, RNAV RNP, RNP). Обеспечивает зону действия от земли до 2000-3000 км.;

3) GBAS (GRAS).

Использует установленные в аэропорту станции контроля для отработки сигналов GNSSи передачи поправок и данных о траектории захода на посадку. Обеспечивает точные истемы захода на посадку.

GLS – GNSS landing system.

В настоящее время GBAS обеспечивает заход по категории I.

Особенности использования SBAS.

Зона покрытия – от земли до высоты 2000-3000 км. Зона обслуживания устанавливается государством внутри зоны покрытия для выполнения заходов на посадку по схемам RNAV, используя авионику четырех классов:

· Класс I.

Обеспечивает полет по маршруту, в районе аэродрома (по SID/STAR/Transition) и LNAV approach (LPCH). Глиссада выдерживается вручную;

· Класс I I.

Обеспечивает то же, что и I плюс LNAV и VNAV Approach.

· Классы III и IV.

Второй класс + LPV APPR (Locolizer performance with vertical guidance).

Оборудование SBAS класса III и IV, обеспечивающее заход LPV, называется:

· WAAS в США;

· EGNOS в Европе;

· MSAS в Японии;

· GAEAN в Индии;

· CDKM (система дифференциальной коррекции и мониторинга) в РФ.

Подводя итог, хотелось бы увидеть от вас обратную связь понятно ли все описано в статье, или есть смысл что-то добавить. Если все понятно, будет здорово, я старался:)

Кстати, а кто знает что это за огни на фото?) В следующей статье поговорим об этом поподробнее:) Спасибо за внимание, всем удачи !)