Найти тему

Лисовцы. Цецорская битва

Лисовцы

Книга «Лисовцы» (на польском языке) автор Генрик Виснер, издательство Bellona, Варшава, 2013 (Lisowczycy, Henryk wisner, Bellona, Warszawa, 2013) рассказывает о событиях в Польше и Европе в конце XVI – начале XVII веков. Я позволю себе краткое изложение содержания книги, так сказать, вольный перевод, и сравнение с современными событиями в некоторых странах Европы.

В 1584 году умирает московский царь Иван IV, Грозный.

В 1582 году у него родился сын Дмитрий, который погибает в результате несчастного случая 25 мая 1591 года в городе Углич, где проживал со своей матерью Марфой Нагой. Для любопытных читателей скажу, Дмитрий нанёс себе раны ножом, который был у него в руке во время приступа эпилепсии. Власть в московском царстве перешла по наследству к старшему сын Ивана Грозного Федору, страдающему душевным заболеванием и неспособным иметь детей. Страной правил Борис Годунов, опекун царя Федора. Царь Федор умирает в 1598 году и с его смертью династия Рюриковичей закончилась. Царская власть перешла к Борису Годунову. Для монархов других стран сложилась крайне удобная ситуация, чтобы нанести максимальный урон московскому царству с пользой для своих стран. Первым, кто поспешил этим воспользоваться, был польский король Зигмунд III Ваза.

В 1604 году в окружении сандомирского воеводы Мнишека появляется молодой человек, а точнее, Гришка Отрепьев, монах-расстрига. Его представляют королю Зигмунду III как царевича Дмитрия, наследника царского трона. Назовём этого молодого человека Лжедмитрием. Воевода Мнишек согласен выдать замуж свою дочь Марину за Лжедмитрия. А король Зигмунд III даёт Лжедмитрию кредит в один миллион злотых и собирает войско для борьбы с Годуновым. Чтобы понять о каких деньгах идет речь, надо знать цены того времени. Например, во Львове хорошие сапоги стоили 1,5 злотых, а кожух – 4 или 5 злотых.

До серьезной войны между Годуновым и Лжедмитрием не дошло.

23 апреля 1605 года Борис Годунов неожиданно умирает. Семья Годунова была убита спустя несколько дней после его смерти. В мае 1605 года войска Лжедмитрия входят в Москву, и жители города признают его за царя. Даже мать настоящего умершего царевича назвала Лжедмитрия своим сыном.

В мае 1606 года в Москву приезжает Марина Мнишек (родилась в 1589 году). 18 мая 1606 года Марину и Лжедмитрия венчают в Успенском соборе Московского кремля. А спустя неделю, 26 мая, в Москве начался бунт против Лжедмитрия. Толпа москвичей растерзала своего царя, его обнажённое тело валялось в сточной канаве. Марину Мнишек не тронули, она не пострадала. К власти, на трон Московского царства взошёл боярин Василий Шуйский. Польский король Зигмунд III, получив известие о перевороте в Москве, тут же посылает в Россию следующего Лжедмитрия. Чтобы их различать назовём его Самозванцем. Войти в Москву Самозванец не может. Там сидит другой царь, Василий Шуйский, поэтому он останавливается в пригороде Москвы, Тушине. Сторонники Шуйского тут же назвали его «Тушинский вор». Марина Мнишек тут же узнает в Самозванце своего мужа, царя Дмитрия. Между войсками двух царей происходят мелкие стычки-сражения. Как правило в этих стычках проигрывают войска Василия Шуйского.

А теперь я перейду к рассказу о других персонажах тех событий. Знакомьтесь, Александр Йозеф Лисовский. Родился в 1575 году в семье польских дворян, получил домашнее образование. Своим занятием выбрал воинскую службу. Первоначально служил в Литве, где познакомился с Ионом Петром Сапегой. Затем перешёл на службу к господарю Молдовы Михаю Витязу. После смерти Михая Витязу в 1601 году Лисовский был вынужден вернуться в Польшу. До появления Самозванца Александр Лисовский никакой политической или военной роли не играл. Но ситуация сложилась таким образом, что они оба были нужны друг другу. В 1606 году Александр Лисовский оказывается в России и формирует полк, численностью до 2000 человек. Это одна четвертая вооруженных сил Самозванца. Полк Лисовского состоял из авантюристов и наёмников со всей Европы. Это были поляки, немцы, черкесы, запорожские и донские казаки, даже ирландцы и англичане. В 1608 году полк Лисовского осаждает монастырь в Сергиевске, будущую Троице-Сергиеву Лавру.

Здесь он встречается со своим старым знакомым Ионом Петром Сапегой, который в это же время осаждает Смоленск. Но рассказ не об их дружбе.

Беда короля Зигмунда III в том, что его ставленник, Самозванец, не отличается ни умом, ни талантом. Поэтому в 1610 году Зигмунд III начинает прямую интервенцию польских войск в Московское царство. Его войска входят в Москву. Василий Шуйский умирает еще до начала интервенции. Александр Лисовский со всем полком тут же переходит на службу короля Польши. Самозванец пытается убежать, но не проходит какого-то кордона. Его убивают как неопознанного человека. Марина Мнишек в своих скитаниях знакомится с одним из казачьих атаманов и в 1615 году умирает от болезни. Её сын от брака с Самозванцем был убит в этом же году.

В 1613 году полк Лисовского уходит из России домой в Польшу. Но домой уходят поляки, а запорожцы и донцы вынуждены бежать на чужбину. Солдат полка Лисовского называют по фамилии их командира Лисовскими (Лисовичами, Лисовчиками). И это имя закрепилось за этими людьми даже после смерти Александра Йозефа Лисовского в 1616 году. Следует признать, полк был знаменит не столько своими ратными победами, сколько грабежами и разбоями.

Солдаты этого полка после своего возвращения в Польшу продолжают заниматься грабежом населения. На имя короля идут жалобы, и тайное желание Зигмунда III, это чтобы их всех (лисовчиков) перебили, уничтожили в какой-нибудь новой войне. И такой случай появляется в 1619 году. По договору между королём Польши и австрийским императором Габсбургом полк лисовчиков отправляется в независимое государство Седьмеград для установления австрийского закона и порядка.

Что такое Седьмеград? С 1541 года Венгрия разделена на три части: турецкую, австрийскую и независимую. Вот эту независимую территорию надо было подчинить династии Габсбургов.

Переговоры с лисовчиками велись через посредника, через частное лицо. Пока полк двигался к Седьмеграду, он по дороге грабил каждое село или местечко не хуже неприятеля, единственное, что не жег. Неприятелем в то время считали татар. С первого раза взять Седьмеград не удалось, лисовчики были вынуждены удирать. Но спустя короткое время они полезли второй раз. Сражение закончилось победой лисовцев. На этом ратный путь полка в этой войне был завершён. И на службу к Габсбургам они не пошли, а решили возвращаться в Польшу, но уже другой дорогой, ведь на прежней дороге уже брать было нечего. Ещё не ступив на территорию Польши, посылают к королю послов с просьбой о получении жёлда (денежного содержания за службу). А им отвечают, никакого желда лисовчики не получат, так как не были на службе государства, а выполняли задание частного лица, и пусть будут счастливы, что их пропускают через границу в Польшу.

Четыреста лет назад человек с оружием хотел жить только за счёт войны, за счёт грабежа, ничего другого он делать не хотел, да и не умел.

Это описание жизни полка Лисовского я написал, еще находясь в Польше, в уютном небольшом местечке Гродзиск-Велькопольский. Приехав домой, я начал перечитывать, искать любую информацию о том смутном времени. Наконец-то я понял ход событий, описанных в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов». Когда я учился в школе, еще в советское время, историю, хронологию смутного времени так подробно, в деталях, как в этой книге про лисовцев, нам не давали. Всё сводилось к нескольким фразам: «Монархия, это плохо! Царизм, это нехорошо!». А тут так лихо закручен сюжет, что даже А. Дюма с его книгой «Три мушкетера» отдыхает.

Это правда, я уже писал, что в биографии Лисовского и истории его полка больше грязи, мародерства и грабежа, чем ратных побед. Но это война. В наши дни ничего не изменилось, все то же самое.

И я расскажу еще одну главу из славного боевого пути лисовцев. Это Цецорская битва.

В XVII веке Польша и Турция имели общую границу по реке Днестр. В 1617 и 1618 годах польские войска, под управлением гетмана Станислава Жолкевского, и турецкие стояли друг против друга. И только в 1620 противостояние войск привело к войне между этими государствами.

3 Сентября плохо подготовленное десятитысячное польское войско во главе с гетманом Жолкевским пересекло Днестр с целью нанести упреждающий удар туркам. Девять дней позднее, 12 Сентября поляки достигли окрестностей села Цецора (Tutora, Romania) на правом берегу реки Прут вблизи города Яссы. В состав этого войска входили двенадцать хоругвей лисовцев не ушедших на службу к австрийскому императору после Седьмеграда, общей численностью 1500 человек.

17 Сентября подтянулись татары, которыми командовал Кантемир, хорошо знавший местность (его имя и степень родства с Дмитрием Кантемиром мне неизвестны).

18 Сентября подошли главные силы турок под руководством Искандера паши. В этот же день дошло до стычки, причем, целью турецкой атаки был лагерь лисовцев.

19 Сентября произошла стычка главных сил, закончившаяся полным поражением поляков. Нет, потери личного состава были незначительны, но произошла потеря боевого духа и веры солдат в своих командиров.

Лисовцы, как и все это польское войско, совершенно не умели вести поединок в обороне. Вся тактика боя была построена на наступлении, на атаке. И при малейшем сопротивлении и контратаке противника эти вояки спасались бегством, каждый думая только сам за себя. Гетман Жолкевский предложил план организованного отступления на польскую территорию, предусматривающий движение колонной ночью, с обороной от противника днем, прячась за возами.

С самого начала это был плохой план, так как интересы командования и солдат не совпадали. Большинство солдат этого воинства думало только о своем личном спасении, а не об организованном отступлении. В результате в ночь с 20 на 21 Сентября часть солдат совершила попытку удрать, сбежать, переправившись на другой берег реки Прут. Одни нашли смерть, утонув в реке, другие были схвачены татарами, но какая-то часть беглецов достигла противоположного берега. Среди оставшихся в лагере возникла паника, и начался хаос. Часть деморализованных солдат бросилась грабить возы и имущество своего лагеря, включая имущество самого гетмана. Только с наступлением дня гетман Жолкевский восстановил свое управление войском, но с большой долей уверенности можно сказать, если бы турки в эту ночь атаковали лагерь, поляки не смогли бы оказать ни малейшего сопротивления.

22 Сентября Искандер паша начал переговоры с предложением оставить имущество и уйти. Гетман пошел на переговоры с целью выиграть время для поднятия боевого духа солдат, соглашаясь на условия турок, но ничего не делая для их выполнения.

28 Сентября переговоры были прерваны.

29 Сентября хоругви начали движение к границе Польши. Шли ночью, чтобы ослабить силу атак неприятеля, прежде всего татар. Шли в дыму от горящей сухой травы, которую жгли татары, оставляя лошадей и волов польского войска без корма. Шли без сна, испытывая от этого слабость. Все это могло закончиться успехом, если бы не…

Когда 6 Октября колонна добралась до обычного села Сервирки около 10 км от Могилева (подольского), в то время это уже была Польша, те, кто был ограблен в трагичную цецорскую ночь, обратились к гетману с просьбой провести ревизию и возвратить утраченное ими имущество. Станислав Жолкевский провести ревизию не разрешил и обещал расследование и наказание мародеров после пересечения Днестра. Это привело к тому, что в ночь с 6 на 7 Октября часть его войска порвав кольцо возов бросилась к реке. Этим поспешили воспользоваться татары, напав на бегущих к реке и на оставшихся в беззащитном лагере. В схватке погиб Станислав Жолкевский. В плен попали сын и внук гетмана, Ян и Лукаш Жолкевские, его зять, гетман Станислав Конецпольский, в плену у татар оказался и Богдан Хмельницкий. Более двух третьих войска, которое участвовало в походе, погибло, попало в плен или разбежалось.

Спустя несколько лет на месте гибели гетмана Станислава Жолкевского был установлен скромный памятник, который был разрушен в XIX веке. На момент разрушения памятника Польши как единого государства не существовало, она была разделена между Австрией, Германией и Россией. Но это совсем другая история, точнее, другой рассказ.

Аналогичная история с памятником произошла уже в наши дни, в XXI веке, когда в Польше разрушили памятник на месте гибели генерала Красной Армии Черняховского. Советского Союза уже было…