Найти в Дзене
Стиль вне размера

Дофаминовый гардероб: современная ловушка от дизайнеров одежды и маркетологов

Пару лет назад суровый минимализм, который присутствовал в коллекциях одежды практически каждого Дома Моды, внезапно не просто пошел на убыль, а стал невероятно быстрыми темпами уступать завоеванные позиции максимализму. На смену сдержанному нормкору (normcore - стилистическое направление, характеризующееся нарочитой, но комфортабельной простотой) пришла отчаянно яркая палитра, обилие броского декора, дерзкие принты и замысловатые детали кроя. Довольно быстро вся эта яркая красота с подиумов сошла на улицы городов, где была охотно подхвачена широкими массами. Пресса довольно быстро нашла этому явлению объяснение, имеющее под собой нечто вроде научной теории - дофаминовый гардероб. Стремление одеваться в яркое, красочное и обильно украшенное декоративными элементами объяснялось усталостью от той психологической нагрузки на человеческую психику, которая была вызвана пандемией и связанными с ней ограничениями. Мода в тот период, надо признаться, была своеобразной: удаленный режим работы

Пару лет назад суровый минимализм, который присутствовал в коллекциях одежды практически каждого Дома Моды, внезапно не просто пошел на убыль, а стал невероятно быстрыми темпами уступать завоеванные позиции максимализму.

На смену сдержанному нормкору (normcore - стилистическое направление, характеризующееся нарочитой, но комфортабельной простотой) пришла отчаянно яркая палитра, обилие броского декора, дерзкие принты и замысловатые детали кроя.

Довольно быстро вся эта яркая красота с подиумов сошла на улицы городов, где была охотно подхвачена широкими массами. Пресса довольно быстро нашла этому явлению объяснение, имеющее под собой нечто вроде научной теории - дофаминовый гардероб.

Стремление одеваться в яркое, красочное и обильно украшенное декоративными элементами объяснялось усталостью от той психологической нагрузки на человеческую психику, которая была вызвана пандемией и связанными с ней ограничениями.

Мода в тот период, надо признаться, была своеобразной: удаленный режим работы и ограничение социальной активности вынудили убрать до лучших времен яркие и красивые наряды, сменив их комфортным простым трикотажем и другими такими же непритязательными предметами одежды.

Термин "дофаминовый гардероб", "дофаминовая одежда" родился буквально из воздуха, когда дизайнеры чутко уловили усталость потребителя от нормкора и начали выпускать новые коллекции в яркой палитре. Воздействие цвета на человеческие органы чувств начали изучать почти сто лет назад и даже была выведена некоторая теория, позволяющую использовать цветотерапию в качестве лечебного средства.

Однако современные психотерапевты считают, что системы нашего организма реагируют не столько на сам цвет или его оттенки, сколько на то, какие ассоциативные чувства у конкретного человека этот цвет вызывает. Поэтому попытка назвать какой-либо материал, узор или цвет дофаминовым выглядит больше, как маркетинговая уловка, нежели как реально работающий способ улучшить настроение.

Благодаря журналистам, сегодня принято считать, что гормон дофамин - это то, что позволяет нам чувствовать удовольствие от какого-либо действия. На самом деле, у дофамина много и других функций (например, регулировка работы ЖКТ), но самое главное - это то, что гормон отвечает не за получение приятных эмоций, а за нашу мотивацию, являясь своеобразным предвестником удовольствия.

Как выяснилось, самых высоких значений дофамин достигает во время шопинга (как его планирования, так и самого процесса), затем, пока мы надеваем новую вещь в первый раз, придерживается примерно тех же показателей, после чего резко снижается.

-4

Однако маркетологи настойчиво продолжают убеждать покупателей в том, что для их психического и физического самочувствия просто необходима "дофаминовая одежда". На самом деле, за всем этим стоит самое обычное желание мотивировать покупателя на приобретение новой яркой одежды. Если раньше все яркое и броское традиционно относилось либо к теплому сезону, либо к вечерним/выходным нарядам, то сегодня "дофаминовый гардероб" преподносится как внесезонный.

На самом деле, ничего плохого в этом нет, но лишь до тех пор, пока дофаминовые приобретения легко интегрируются в уже существующий гардероб. Как только любая новая вещь начинает требовать дополнительных покупок ("эта ярко-оранжевая кофточка ни с чем не сочетается, надо докупить к ней брюки, сумочку и украшения") - это знак, что пора переосмыслить подход к формированию хорошего, продуманного, работающего гардероба.

-5

Иначе есть большая вероятность, что благодаря дофаминовой одежде наши шкафы превратятся в то самый анекдотичный завал, когда "полный шкаф одежды, а носить нечего"...

А как у вас обстоят отношения с дофаминовой одеждой?

***************************************************************

Style-avenue — тематическая группа ВКонтакте

Style-avenue — канал в Телеграме

****************************************************************

Туфли Мэри Джейн и разные способы их стилизации

-6