Найти тему
ИндияСвами

Космический танец Шивы, разрушающий и порождающий Вселенную

Изображение Натараджи, южноиндийский художник Арумугам Манивелу
Изображение Натараджи, южноиндийский художник Арумугам Манивелу

Танец, исполняемый Шивой – Тандава-нритья – в индуизме считается источником цикла творения, сохранения и разрушения. Шива также известен как Натараджа, Бог танца. Сначала Он танцует Ананда Тандава — танец блаженства, а затем — Рудра Тандава, танец разрушения.

Шива, Боленатх — это Бхайрава. Он спаситель и разрушитель. И, следовательно, он постижим, но за пределами понимания, интеллекта, знания, мудрости и рассуждения. Он – само сострадание, но при этом у него есть его третий «разрушительным» глаз. И, прежде всего, он Бог Богов (Махадэв).

Шива — это все, что сочетает в себе вселенские противоположности. В образе Натараджи, бога танца, Шива может быть самым жестоким, но и самым радостным.

И Нритья или Тандава — это танец, в котором каждое движение священно и неотделимо от другого, и внутренняя сущность Бога движет всеми частями тела, которые едины. Нритья — это священное учение, Адигуру (первичными учителями) которой были Господь Шива и Мата Кали.

Почему Шива танцует?

Космическая нритья Шивы служит на благо мира. Цель Его танца — освободить души от пут иллюзии, от трех оков Анавы, Кармы и Майи. Он не просто разрушает, но Он возрождает. Он — Дана Мангала и Дана Ананда, дарующий благо и блаженство.

Шива-тандава, храм Таюманавар. Фото: creativecommons.org
Шива-тандава, храм Таюманавар. Фото: creativecommons.org

В двух танцах  единство Вселенной

Танцуя Рудра Тандава Шива, Бог созидательного разрушения, превращается в свою самую порочную форму. Рудра Тандава часто символизирует разрушение космоса.

Метафорически это также означает высвобождение подавленного гнева, жадности, ахамкара (эго), которые прорастают внутри. Большинство людей обычно понимают слово «разрушение» в буквальном смысле, но оно имеет более глубокое значение.

Шива, разрушитель, уничтожает невежество, которое ищет убежища внутри нас, чтобы сделать нас достойными создания всеобщего мира и всеобщего процветания. И разрушение, вызванное Шивой, созидательно, потому что оно прокладывает путь к наступлению мира и процветания в физическом мире.

Считается, что мир, в котором мы живем, связан временем и пространством, а мы подчинены причине и естественному следствию.

Ананда Тандава — это танец блаженства, в котором внутренняя природа Шивы проявляется как Шивам, где он находится в своей чистейшей форме — Сат-Чит-Ананде. Распространенный перевод слов сат-чит-ананда — «истина-сознание-блаженство».

  • Сат: истина, абсолютное бытие или существование – то, что непреходяще и неизменно.
  • Чит: сознание, понимание и осмысление
  • Ананда: блаженство, состояние чистого счастья, радости и чувственного наслаждения.
В философии Веданты сат-чит-ананда используется как синоним трех качеств Брахмана (Бога). Это в высшей степени блаженный опыт чистого сознания, единства и абсолютной реальности.

Это чувство экстаза прорастает глубоко внутри и не затрагивается приземленным миром. Ананда Тандава Шивы обозначает самый чистый аспект его существа.

Образ Натараджи

«Агхада Бхум» — Его песня танца. Когда Шива начинает Тандаву, Вишну-Нараяна, Брахма,  Шива-Ганы (свита) и Кали со Своей чашей из черепа, начинают танцевать вслед за Ним.

Натараджа держит пламя огня на верхней левой ладони. Другая его рука изображает Абхая-мудру. В правой руке Он сжимает тришулу (трезубец). Он держит барабан Дамару и Малу, своего рода оружие. Его украшаяют пять змей, а на его шее - ожерелье из человеческих черепов. Он давит Своими стопами демонического карлика Муялаку, который сжимает кобру. Он смотрит на юг. В его волосах - Ганга и полумесяц.

Этот образ
Господа Шивы говорит: «Управляй пятью своими чувствами, шипящими, как змеи. Ум прыгает, словно олень. Обуздай разум. Сожги его в пламени дхьяны (медитации). Сокруши его тризубцем беспристрастия. Тогда ты можешь соединиться со мной».

Это метафорическое значение образа Господа Шивы Натараджи.

Представление в ашраме Рамакришны во время праздника Маха Шиваратри. Фото: creativecommons.org
Представление в ашраме Рамакришны во время праздника Маха Шиваратри. Фото: creativecommons.org

Где в мире можно увидеть танец Шивы?

Люди могут наблюдать Тандаву в движении океанических волн, в движениях мыслей нашего ума, в колебании наших чувств и праны, во вращении планет по орбитам, звезд и галактик в космосе, в мировых эпидемиях и болезнях, в разрушительных наводнениях и извержениях вулканов, в землетрясениях и стихийных бествиях, в ураганах и огромных пожарах.

Когда начинается танец Шивы?

В ночь Брахмы или во время Пралайи (период отсутствия активности во Вселенной) Пракрити (материя) инертна, неподвижна. Есть только Гуна-Самья Авастха. Три гуны пребывают в покое и уравновешенности. Ничто не движимо, пока Шива не пожелает этого.

И вот, Шива поднимается из Своего глубокого молчания и начинает танцевать. Недифференцированный звук становится проявленным благодаря вибрации, издаваямой Его Дамару. Возникает Шабда Брахман. Непроявленная энергия проявляется.

Равновесие в гунах нарушается. Проявляются три гуны: саттва, раджас и тамас. Все сферы, атомы и электроны также танцуют ритмично и упорядоченно. Атомы танцуют в молекуле, а молекулы танцуют во всех телах. Начинается жизнь пространства и времени, в которых танцуют звезды и созведия. Вся материя начинает танцевать вокруг Шивы.

Прана начинает воздействовать на акашу, или тонкую материю. Начинают свое существование различные формы. Также проявляется Хираньягарбхах, или золотое яйцо (космический разум).
Вся космическая игра, или Лила — это танец Шивы.

Горящие земли являются обителью Шивы. Рудра — разрушительный аспект Господа. Господь Шива танцует в местах кремации с Кали в Своей десятирукой форме. Шива-ганы также следуют его примеру. Звук барабана приглашает все отдельные души к Его стопам.

Индуисты верят также, что все санскритские алфавиты вышли из игры Шивы на Дамару.

Особое место поклонения Шиве-Натарадже

Храм Чидамбарам. Фото: hindupad.com
Храм Чидамбарам. Фото: hindupad.com

Чидамбарам — особо сакральное место  для паломников, особенно шиваитских, в Южной Индии. Тамильские мудрецы и святые возносили гимны в честь Натараджи. Здесь находится акаша лингам, который указывает на то, что Господь Шива бесформен и лишен атрибутов.

Народная поговорка гласит: «Тот, кто умирает в Варанаси с Раманамом на устах и в сердце, обретает спасение. Тот, кто помнит Аруначалам или Тируваннамалай, достигает Мукти. Тот, кто получает даршан Натараджи, достигает Мокши».

Но считается, что настоящий Чидамбарам всегда пребывает в сердце. Натараджа танцует в сердцах преданных, в которые сжигается эгоизм, вожделени, ненависть, гордыня и ревность.

Пять деяний Господа, Панчакрии:

  1. Сришти (творение) – его символизирует Дамару,
  2. Стхити (сохранение) – его символизирует Абхая-мудра,
  3. Самхара (разрушение) – его символизирует трезубец,
  4. Тиробхава (иллюзия) – ее символизирует стоящая на демоне стопа,
  5. Ануграха (благодать) – ее символизирует поднятая стопа Шивы.

Господь Шива — олицетворение изначальной мудрости. Он - Свет огней. Он Парам Джиоти или высший Свет. Он самосветящийся или Сваям-Джьоти. Танец Шивы представляет собой ритмическое движение всего мирового духа. В Его танце зло и силы тьмы трепещут и исчезают.

Ласья

Ласья и Тандава. Фото: bakubestvs.live
Ласья и Тандава. Фото: bakubestvs.live

Танец, исполняемый богиней Парвати, известен как Ласья. В Ласье движения нежные, грациозные и иногда эротические. Некоторые исследователи называют Ласью женской версией Тандавы.

Ласья бывает двух видов – Джарита Ласья и Яувака Ласья.
Согласно Пуранам, Шива танцует дикий и энергичный танец (тандава) на месте кремации ночью, а мягкий и изящный танец (ласья) Парвати танцует в тишине сумерек.