Вознесенский Печерский мужской монастырь основан в начале XIV столетия монахом Киево-Печерского монастыря Дионисием, ставшим впоследствии Суздальско-Нижегородским архипастырем, крупнейшим историческим деятелем своего времени. На крутом берегу Волги инок Дионисий ископал себе пещеру, где проводил время в молитве и посте.
Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала стекаться братия. Началось строительство деревянного монастыря, в основание которого была поставлена церковь во имя Вознесения Господня. Этот первый возведенный храм и дал имя обители; название же Печерский монастырь получил в память о первых пещерах, ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонницы. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем - архимандрита. Из стен Печерской обители вышли такие великие русские святые, как преподобный Евфимий Суздальский и преподобный Макарий Желтоводский.
Вознесенский Печерский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно именно здесь монахом Лаврентием был создан древнейший летописный свод - Лаврентьевская летопись.
Печерская обитель в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена - и запустения, и возрождения. К середине XVI века монастырь владел весьма обширными земельными вотчинами, в самой обители были воздвигнуты шесть каменных храмов (тогда как в городе их было только три). 18 июня 1597 года случилось несчастье: гигантский оползень с горы полностью уничтожил монастырь. Признаки надвигающейся катастрофы обнаружились за неделю до происшествия, и все монахи заблаговременно были выведены в безопасное место, унеся с собой иконы, ризы, утварь. В результате оползня были разрушены все храмы обители, но никто из людей не пострадал.
На новом месте, выше по течению и ближе к городу, монастырь возводили "царский подмастерье каменных дел" Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики. Монастырский ансамбль с главным пятиглавым Вознесенским собором был отстроен к середине XVII столетия. Обитель благоукрашалась и укреплялась, к началу реформ императрицы Екатерины II в 1764 году за обителью числилось до 6000 десятин пахотной земли и 8236 крестьянских душ, три подворья в Нижнем Новгороде и одно в Москве.
После секуляризации монастырских земель Екатериной II для монастыря наступили времена бедности и запустения. Обители вместо вотчин и земель было определено жалование, которого не хватало для содержания монастырских строений в должном состоянии. Храмы монастыря ветшали и от полного разрушения сохранялись лишь стараниями братии и пожертвованиями прихожан. С середины XIX века настоятелями монастыря стали назначаться правящие архиереи, затем викарные епископы с титулом Балахнинские, которые проявляли особую заботу об обновлении монастыря. Так, стараниями епископа Балахнинского Агафодора (Преображенского) в 1888 году было открыто Свято-Владимирское духовное училище для мальчиков из бедных семей священнослужителей.
После 1917 года Вознесенский Печерский монастырь разделил участь большинства православных храмов и обителей - осквернение и запустение. В 1925 году монастырь был передан в ведение Губмузея. Богатейшая ризница разграблена, здания стали использоваться под жилье и хозяйственные нужды, колокола и ограда переплавлены. В 1960 году ансамблю Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря был присвоен статус памятника архитектуры республиканского значения. В 1971 году трудами коллектива Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни.
В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и первым вновь освященным храмом стала надвратная церковь во имя преподобного Евфимия Суздальского. В 1999 году был освящен храм в честь святых апостолов Петра и Павла, в 2000 году в престольный праздник Вознесения Господня состоялось освящение главного Вознесенского собора.
Вознесенский собор четырехстолпный на высоком подцерковье, пятиглавый, но главы разного диаметра (западная пара изначально освещала приделы на хорах, потому выполнена большей по размерам). Трапезная часть имеет габариты 14,5 х 8,2 м, в стенах ее устроены глиняные голосники. Позакомарная кровля была тесовой, но в 1759-1766 годах ее заменили на железную, а в 1783 году сделали четырехскатной. Интерьеры собора были расписаны фресками, иконы, в том числе местная святыня - Богоматерь Печерская XIV века, были богато украшены жемчугом, золотыми и серебряными окладами. Иконостас с херувимами для него резал нижегородский мастер XVII века Милетий Иванов.
При возобновлении монастыря на новом месте в 1598 году была срублена бревенчатая восьмистенная высокая колокольня. Сохранившиеся из древней обители прежние колокола были перенесены на новую звонницу. Наибольший "Благовестный" колокол был весом 76 пудов. На колокольне были установлены башенные часы с боем. При строительстве каменного собора в 1730-х годах возвели прямоугольную,
от основания трехъярусную кирпичную колокольню со сводчатой кладовой внизу и рубленой площадкой звона под тесовым шатром. В XVII веке на ней располагались 11 колоколов, но в 1701 году, по указу Петра I, три колокола сняли и отправили в Москву для переплавки на пушки.
28 января 1751 года в монастыре случился пожар, во время которого сгорели деревянные части колокольни, после чего в том же году ее надстроили кирпичным ярусом звона и восьмериком для механизма часов. Ремонтировал часы и ковал крест кузнец из села Бор - Федор Халезов. Еще в XVII веке при осадке насыпного грунта колокольня заметно наклонилась к северу. Но процесс этот впоследствии остановился. В 1751 году каменщики возвели верх колокольни строго вертикально, поэтому ярусы колокольни XVII и XVIII веков находятся относительно горизонта в разных осях. Колокольня Печерского монастыря является редким типом древнерусских звонниц, распространенных в XVI - XVII веках, но практически не сохранившихся в настоящее время.
Одним из немногих сохранившихся шатровых надвратных храмов в древнерусском зодчестве является надвратная Евфимиевская церковь (1645 г.). Первоначальная деревянная церковь на этом месте была построена по храмозданной грамоте Патриарха Филарета в 1629 году. Однако 4 мая 1640 года она сгорела. С благословения Патриарха Иосифа временно, взамен сгоревшей Евфимиевской церкви, перенесли рубленую Никольскую церковь, стоявшую на берегу Волги под старым монастырем. Начиная с 1642 года монастырем закупался в Балахне кирпич для строительства нового каменного храма.
На исходе 1644 года настоятелем Печерского монастыря был назначен дьякон Герман из Успенского собора Московского Кремля, возведённый в сан архимандрита, который взял с собой в Печерскую обитель зодчего Антипу Константинова. Церковь в честь св. прп. Евфимия Суздальского была построена в 1645 году. Она является ярким примером строительства «по образцу». Прообразом служил ранее возведенный Антипой Константиновым Михайло-Архангельский собор Нижегородского Кремля (1629–1631 гг.). Но надвратная церковь Печерского монастыря имела некоторые особенности. Она была без притворов и колокольни, с прямоугольной алтарной частью. Габаритные горизонтальные размеры здания в верхней части были заметно меньшими, чем у основания, что зрительно подчеркивало высоту строения.
После завершения строительства надвратной церкви началось возведение каменной трапезной палаты с Успенской церковью на высоком подклетье. Кирпич закупался в Балахне, по Волге на судах его доставляли на пристань под монастырем. Особым указом от 24 июня 1647 года таможенные пошлины за его перевозку брать запрещалось. Четырехстолпная обширная трапезная возводилась не только для иноков (в XVII в. их было 97 - 106 человек), но и для гостей. Система девяти крестовых сводов с распалубками над оконными и дверными проемами создает редкий рисунок просторного интерьера. Кухни и хлебня были устроены в подклетье. Дымовые межэтажные каналы печей обогревали пол палаты, дополнительно были поставлены три изразцовых печи. Две западные каморы (т.е. комнаты) чашника и хлебодаря на 2-м этаже
сообщались лестницей с кухнями. С востока к трапезной примыкает
четверик Успенской церкви с циркульным арочным входом и одноапсидным алтарем, в то время как под ним выполнена трехапсидная часть. Церковь имеет сомкнутый свод. На него поставлен на восьмерике декоративный полый кирпичный шатер.
Монастыри в Древней Руси выполняли функцию призрения старых и немощных и имели на своей территории больничные кельи с церковью. В Печерском монастыре в начале XVII века больничные кельи с храмом были деревянными. 12 марта 1652 года Патриарх Иоасаф дал архимандриту Стефану благословенную грамоту на постройку в монастыре новой больничной церкви. Но неизвестно по какой причине церковь была построена лишь спустя 35 лет, в 1687 году, при архимандрите Иоасафе, и вновь деревянною, которую освятили в честь св. прп. Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца.
К XVIII веку храм пришёл в ветхость, и в 1738 году был проведен сбор денежных пожертвований на каменное строительство больничной церкви. Настоятели Печерского и Макарьевского монастырей архимандрит Филарет и архимандрит Иона пожертвовали по 100 рублей, а казначей Печерской обители Филагрий дал 65 рублей. В том же, 1738 году, новая больничная церковь была построена. В 1858 году при епископе Нижегородском и Арзамасском Иеремии (Соловьёве) престол в храме был переосвящён в честь святых апостолов Петра и Павла.
Первоначально монастырь был огражден с восточной стороны деревянной стеной. В 1703 году в монастырских описях сообщалось, что "ограда деревянная вся ветха и столбы подгнили", и уже на следующий год возвели новое ограждение. В январе 1743 года во время пожара значительная часть деревянной ограды сгорела. В 1765 году при архимандрите Софронии деревянная ограда была заменена значительно более обширной каменной с пятью башнями. В 1783 году, по причине обрушения северной части стены, был проведен капитальный ремонт всей монастырской ограды. Стены изнутри укрепили контрфорсами, башни покрыли железом, а на шпилях установили флюгера в виде трубящих ангелов.
В 1838 году архитектор А.И. Шеффер предложил провести спешный ремонт монастырских стен. Через два года работы были выполнены под наблюдением архитектора А.Л. Леера. В 1888 году производился ремонт юго-восточной части стены, вдоль крутого склона горы (сложены 4 контрфорса, исправлен фундамент). В этом же году у северо-восточной башни, которой в результате оползня грозило обрушение, «исправлен откос через насыпь щебня и земли с утрамбовкою оной», а также была переложена заново юго-западная стена.
В строительный сезон 1890 года с весны по осень в Печерском монастыре проводились различные ремонтные работы, в том числе и по восстановлению каменной ограды. До 1890 года западный парадный въезд в монастырь со стороны города осуществлялся через арочные ворота, под двускатной кровлей. При настоятеле обители Преосвященном Агафодоре (Преображенском), епископе Балахнинском, викарии Нижегородской епархии, по проекту архитектора Л.В. Даля были выстроены новые ворота: "При въезде в монастырь (от слободы Кошелевка), сооружены вновь каменные ворота, вершенные пятью небольшими главами. Ворота сложены под стать монастырских зданий и придают вид монастырю с горы от Нижнего Новгорода".
Здание Архиерейских палат замыкает северо-западный угол первоначальной территории монастыря. С востока к нему примыкает протяженный корпус братских келий. В результате пожаров 15 января 1743 и 28 января 1751 года года был уничтожен целый ряд монастырских построек. На рубеже XVIII–XIX веков северная башня монастырской ограды была соединена с данным корпусом каменным пристроем. в 1825 году, для проживания в корпусе в зимнее время к зданию с южной стороны был пристроен одноэтажный деревянный оштукатуренный флигель. Тогда же, очевидно, верхний этаж палат был соединен с Вознесенским собором, а точнее с его западным крыльцом. В 1887-1889 годы по инициативе настоятеля монастыря епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии Димитрия (Самбикина), архиерейские палаты были капитально отремонтированы. В деревянном флигеле 9 сентября 1887 года была освящена Крестовая церковь во имя св. Митрофана и Тихона Воронежских и вмч. Димитрия Солунского.
Захоронения на территории Печерского Вознесенского монастыря появились с момента его основания. По началу, погребения производились возле алтаря Вознесенского собора, а в последствии и около Успенской церкви. В самих храмах в древности, погребать усопших не дозволялось. В 2000 году во время строительных работ вблизи алтаря Вознесенского Собора, когда снимали слой земли, то на глубине 0,6 м были обнаружены каменные надгробия XVII века. После закрытия монастыря, судьба монастырского кладбища сложилась трагически. До наших дней сохранились лишь жалкие остатки этого древнего нижегородского некрополя. В 2000 году по благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Нижегородского и Арзамасского сохранившиеся надгробные памятники, которые были разбросаны по территории Печерского монастыря, были собраны и установлены напротив алтаря Вознесенского Собора.
На территории Вознесенского Печерского монастыря имеется "Романовская аллея Славы", где устанавливаются бюсты Императорам, Императрицам и царям Династии Романовых. Они изготовлены заслуженным художником РФ, членом-корреспондентом Российской академии художеств Александром Аполлоновым и нижегородским скульптором Александром Горшковым.
В заключение ещё ряд моих фотографий из монастыря.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.