Чтобы обеспечить высокий уровень конкуренции, прибыль должна быть достаточно высокой. Поэтому сам принцип «чем выше конкуренция, тем лучше» не всегда работоспособен в таких социально чувствительных отраслях, где нельзя повышать цены до бесконечности, в том числе и на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами.
Инициаторами «мусорной реформы» подразумевалось, что конкуренция между крупными операторами, у которых есть достаточные ресурсы для обеспечения услугой нескольких районов, приведет к тому, что они будут стараться получить дополнительную прибыль за счет совершенствования технологий вывоза мусора, последующей его сортировки и переработки.
Вместо этого они зачастую стремятся минимизировать затраты, снижая периодичность вывоза мусора и прочих уловок, ухудшающих качество предоставляемой услуги.
Лечится это только неусыпным контролем. И в этом должна помочь обратная связь от людей: сфотографировали, загрузили на сайт контролирующей организации, та взяла на карандаш, внесла в базу данных – и по мере накопления упущений сделала оргвыводы. Возможности контролирующей организации при этом увеличиваются.
А ситуация с вывозом мусора неидеальна не только в северных районах Нижегородской области, где решено заменить регионального оператора «Экостандарт», но и Нижнем Новгороде.
Когда у нас проходил Чемпионат мира по футболу, продекларировали раздельный вывоз мусора, однако он за эти пять лет так и не налажен, хотя вроде бы при правильной организации такая система дает оператору дополнительный доход.
Чтобы раздельный сбор мусора стал реальностью, нужны и организационные, и агитационные усилия. В этом смысле интересен опыт, когда люди сами в ТСЖ организовывали раздельный сбор мусора, что давало и некий товариществу дополнительный доход и снижало расходы жильцов. Но там были активные граждане – инициаторы и пропагандисты. С нашим населением без правильной и последовательной агитационной кампании организовать раздельный сбор не получится.
Вывоз мусора в областном центре тоже не везде осуществляется достаточно регулярно, но здесь проще достучаться до контролирующих инстанций и побудить оператора к выполнению своих обязательств. Я знаю, что недавно пример такого решения вопроса был в одном из дворов на улице Белинского. Но это неправильно, когда эта работа проводится после обращения «на самый верх».
Нужно, чтобы у людей была возможность оперативно давать сигналы и получать соответствующую отдачу. Не жалобы писать в различные инстанции, а ставить отметку на сайте или в приложении, чтобы быстро и в рабочем порядке принимались управленческие решения, а не административные с расторжением договора.
Дмитрий Скворцов, экономический обозреватель