Всякий раз новая война вызывает оживление политиков до её начала, бурные протесты активистов во время и интерес широкой публики после того, как события подойдут к своему логическому финалу. Так и с американской операцией в Афганистане: суета в Конгрессе, бурные протесты на Ближнем Востоке и у стен Белого дома — и пелена молчания после бегства американцев из Кабула на фоне всё возрастающего интереса аудитории: как всё было? Почему получилось так, как получилось? А могло быть иначе?
Появляются мемуары и художественные произведения, снимаются фильмы и сериалы. Один из таких кинофильмов — драматичный «Переводчик» Гая Ричи. Лента получила достаточно благосклонные отклики, хотя сборы пока не дотягивают даже до самоокупаемости.
Как всегда бывает с кино о недавней войне, лента вызвала ожесточённые споры. Поэтому мы решили немного рассказать о том, как всё было на самом деле.
Что это за война такая?
Афганская война в её последней итерации началась в 2001 году после атаки исламистов Усамы Бен Ладена на Всемирный Торговый центр в Нью-Йорке. Довольно быстро международная коалиция под командованием США расправилась с основными силами боевиков — а дальше началась перманентная партизанская война. В указанное время в стране действовали две миссии: одна американская, «Несокрушимая свобода». Вторая — натовская, под мандатом ООН.
По факту они действуют в тесной координации между собой, хотя юридически это две разных операции во время одного конфликта. Достаточно сказать, что в натовской операции, наряду с США и членами НАТО, принимали участие их многочисленные союзники, среди которых мы с удивлением обнаруживаем такие страны, как Грузия, Украина и Молдова. И даже Россия на раннем этапе оказывала содействие, перевозя для коалиции грузы и предоставляя аэродромы для военных целей.
Переводчики на службе оккупантов: кто они и почему решили помочь американцам?
Разумеется, восточная война не может обойтись без переводчиков — это столь же необходимый её элемент, как оружие и модный пробковый шлем (в XIX веке) и кевларовая или стальная каска (в XX-XXI). С учётом того, что через Афганистан прошло в общей сложности более полумиллиона солдат и офицеров одной только армии США, число переводчиков на две миссии в совокупности может достигать нескольких десятков тысяч.
Где они их брали в таких количествах?
- Ну, во-первых, это были сотрудники дипломатических представительств США европейских стран в Кабуле или Исламабаде, всевозможные шпионы, торговые представители и сотрудники аппарата военного атташе. Но одними дипломатами и разведчиками много не навоюешь, да и «товар» штучный.
- Наконец, третий и наиболее многочисленный вариант — это афганские граждане, по тем или иным причинам владеющие английским языком и пошедшие на сотрудничество с военными в качестве наёмных гражданских спецов по контракту. Эти люди чаще всего изучали язык не в университете и даже не в школе (хотя, справедливости ради, у мужчин при талибах была возможность учиться в средних и высших учебных заведениях. Другое дело, что английскому там не учили, всё это наследие режима Наджибуллы), обходясь курсами английского языка.
Обычно взаимодействие выстраивалось через краткосрочные, на год-другой, контракты с возможностью последующей пролонгации. Некоторые помогали тренировать бойцов, допрашивать пленников, осуществлять радиоперехваты.
По меркам США опасный труд оплачивался не так дорого — от 500 до пары тысяч долларов, однако для афганских гор это было целое богатство. Очень часто, впрочем, наряду с официальной работой, переводчиков привлекали к нелегальной, на ЦРУ или другие разведывательные службы США и стран НАТО.
Американским гражданам с Афганистаном повезло больше. Тут и зарплата в пару десятков тысяч долларов, что уже примерно соответствует принятым на Западе расценкам на риск для жизни, и условия работы заметно лучше: достаточно сказать, что раз в три месяца эти люди получали возможность отправиться в краткосрочный отпуск.
Наконец, кадровые переводчики без афганской предыстории и родственных связей в стране оплачивались лучше всего, пользуясь полным доверием властей, и работали с дипломатами, руководством американской резидентуры в стране и генералитетом.
Очень часто эти были люди с высшим образованием, нередко — лингвистическим, притом владевшие языком на уровне не хуже носителей. Иногда разведка США этим пользовалась — переводчика переодевали в национальные одежды тех или иных племён, и никто не мог отличить такого агента от местного жителя. Про них мы не знаем практически ничего — ни деталей службы, ни размеров фонда оплаты труда.
Почему американцы не пользовались помощью афганских военных и разведчиков?
Всё дело в том, что американцы не могли доверять своим союзникам. Отношения с ними всегда строились по достаточно специфической модели.
Афганская армия была мало боеспособной (за вычетом отрядов некоторых полевых командиров, которые и сами неплохо справлялись с противодействием талибам, без помощи США), при первой возможности сдавалась в плен или разбегалась. Потому доверить таким сомнительным кадрам безопасность американских солдат было нельзя.
Кроме того, среди них было полно агентов Талибана, даже в высших чинах армии и полиции (например, главный афганский борец с наркоторговлей служил двум хозяевам сразу аж с 2011 года и сейчас преспокойно работает с новым режимом, не испытывая по этому поводу никаких моральных мук).
Публично при этом американцы относились к своим союзникам подчёркнуто-вежливо, очень предупредительно и уважительно. Афганцы платили своим союзникам взаимностью, тем более что при разработке совместных операций офицеры США и НАТО не доверяли деталей операций даже высшим афганским офицерам, не то что рядовому и сержантскому составу.
А вот после того, как в 2020 году США и талибы провели переговоры в Катаре и стало понятно, что Вашингтон сдаёт своих союзников новому режиму, ни о каком доверии и речи не было.
Что стало с персоналом американцев после бегства армии США?
Наперекор рассказу Гая Ричи афганский военный персонал американской армии не оказался брошенным после ухода военных и чиновничества. Напротив, многие афганцы получили возможность перебраться в США, причём армия оказала им всемерное содействие в визовых вопросах.
И если чиновники и политики демократического правительства Афганистана, установленного два десятилетия назад при прямой военной поддержке Пентагона, были без всякого сожаления брошены на произвол судьбы (притом судьба их действительно была незавидной: многих зверски убили, а те афганские республиканцы, что остались в живых в тюрьмах или лагерях беженцев в Пакистане или сумели прорваться на север, в Панджшерское ущелье, могут считать себя счастливчиками), то к армейским вспомогательным частям проявили внимание и заботу.
Всего, по разным оценкам, из Кабула было вывезено свыше 100 000 человек. Это и бойцы взращенных американцами спецподразделений с членами семей, и переводчики с проводниками — все они получили возможность жить в США.
Более того: даже сегодня человек из Афганистана, который за время военной операции оказывал содействие любым органам власти США хотя бы на протяжении 60 дней, может получить шанс перебраться в Америку. Некоторые другие страны НАТО, прежде всего Великобритания и Франция, придерживаются той же позиции, позволяя своим контрактникам перебраться в безопасное место и эвакуировать семью.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.
Читайте также:
✅Вы знали, что американцы красят свои газоны зеленой краской? Рассказываем, зачем
✅ Если собрались в путешествие по США на машине: что нужно знать о местных заправках
✅Сможет ли Европа полностью остановить поставки российского СПГ?
✅ Почему в США так популярны чековые книжки, а в России — нет
✅ История двух американских инженеров, ставших самыми успешными шпионами в истории СССР