Найти в Дзене

Мой друг Вася и Степан Великий

Прежде чем начать эту историю мне следует дать описание ее пассивного персонажа, памятника национальному герою Молдовы Степану Великому и Святому (Stefan cel Mare si Sfint – Штефан чел Маре ши Сфынт). Мой читатель, посещавший центральную площадь Кишинева (площадь Национального Собрания, бывшая площадь Ленина), уверен, сможет подтвердить мои слова.

Итак, наш памятник, это бронзовая скульптура мужчины, спортивного телосложения со строгим взглядом, одетого по моде второй половины XV века, с короной на голове, правой рукой, сжимающая огромный меч, а левой, поднявшая над своей головой христианский крест.

7 Ноября 1967 года, юбилей – пятьдесят лет советской власти, День Великой Октябрьской Революции. На площади Ленина проходят колонны демонстрантов, на трибуне приветствуют людей гости и партийные работники республики Молдова.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Леонид Ильич смотрит трансляцию демонстрации в Кишиневе в прямом эфире. Все счастливы, Площадь в красных знаменах и воздушных шариках. С трибуны машут демонстрантам руками, приветствуя их. И тут взгляд Леонида Ильича упирается в памятник Степану Великому. Он даже удивился и довольно громко произнес: – А этот с крестом, что тут делает! Убрать! (СССР – страна воинствующего атеизма).

Первый секретарь компартии Молдавии, личный друг и соратник Леонида Ильича Бодюл Иван Иванович тут же отрапортовал: – Есть! Будет исполнено!

А про себя подумал, – Не выполнить желание высокопоставленного друга нельзя, это опасно. Выполнить это желание, мама проклянет. Надо что-то придумать. Надо что-то делать.

В голове Иван Ивановича план действий созрел почти мгновенно. Уже к вечеру этого дня по городу пошли слухи, что памятник будут переносить с центральной площади на окраину. И тут же в Государственном университете Кишинева студентами был создан штаб по защите памятника от переноса. Если горожане отнеслись к этой новости безразлично, без всякого интереса, то для студентов это была увлекательная игра. Начальником штаба назначили студента первого курса юридического факультета, моего знакомого, Васю. Ему уже исполнилось семнадцать лет, и он только два месяца назад как стал студентом университета.

И таких защитников памятника собралось около трех с половиной тысяч. Рядом с памятником в городском саду студенты поставили палатку своего штаба и вели круглосуточное дежурство не только вблизи палатки, но и у дальних подступов к памятнику, выставив наблюдателей. Среди скучающих у памятника студентов, ходили дядьки постарше, это были сотрудники службы безопасности. Время от времени они пытались образумить непослушных детей. Но все шло по плану. Наконец в ночь с 10 на 11 ноября подъехали две машины, автокран и грузовой автомобиль со слесарями-монтажниками. Постояв около получаса перед цепью студентов, машины покинули площадь под улюлюканье и свист студентов.

Все. Памятник остался стоять на своем прежнем месте. Но это только первый акт спектакля. Во втором акте уже раздавали награды, точнее, наказания участникам первого акта. Мой друг Вася был отчислен из университета за политическую безграмотность и был тут же призван в армию в ракетные войска стратегического назначения. Пусковая шахта находилась в таком «медвежьем углу», что Вася до сегодняшнего дня не знает, в какой части Советского Союза он проходил службу.