«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лук 1:76-79).
Захария, едва обретя дар речи после девятимесячного молчания и исполнившись Духа Святого, открывает нам некоторые тайны о Боге, о характере Его Божественной Личности. Он использует несколько интересных и довольно смелых выражений, и одно из них: «благоутробное милосердие Бога нашего». Вряд ли где-то еще, кроме Священного Писания, можно встретить это редкое слово - «благоутробное». Что оно означает?
Оно состоит из двух корней: «благо», т.е. добро и «утроба», т.е. внутренность. Милосердие нашего Бога исходит из Его доброй природы: Он таков изнутри, это Его главная сущность. Он добр не потому, что Его к этому что-то обязывает, Он добр Сам по Себе, по своей «благой утробе». Да, Он иногда бывает строг к нам, иногда Ему приходится наказывать, взыскивать, воздавать - но не это составляет Его главную суть, Его натуру. Он «благоутробен», т.е. внутренность Его состоит из доброты.
Захария в этот момент находится на пике своей духовной жизни, своего служения. Возможно, это первый и последний раз, когда он исполнился Духом Святым. Он говорит вещи, которых никогда прежде не говорил.
Я раньше полагал, что, исполнившись Духом Святым, человек вдруг узнает пути решения каких-то проблем, получает новое знание, интересные идеи. И порой действительно бывает так. Но самое ценное в исполнении Духом Святым - человек начинает величать Бога, увидев какой он есть на самом деле. Он начинает говорить о Боге такие вещи, которых никогда прежде не говорил, порой используя при этом слова, каких никогда прежде не использовал. Подобное можно увидеть и в пророческих речах Марии и Елисаветы.
«Никто не благ, как только один Бог» - сказал Христос (Лук 18:19). Это значит, что среди людей или ангелов не существует никого добрее Бога. Если Вы знаете, по Вашему мнению, самого доброго человека на земле - Бог несравнимо добрее. Невозможно быть добрее Бога. Поэтому не стоит переживать, если Вы были слишком добры к кому-то: Бог все равно добрее.
Все вокруг нас говорит о Божьей благости. Небо - как открытая Библия над нами: смотри, читай, восхищайся Богом. Давид, смотря на небо, воскликнул: Пс 8:4-5: "Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?" Эти слова он прочел не в свитке пергамента, а на свитке неба. Земля - как открытая Библия перед нами: смотри, читай, восхищайся Богом. Рим 1:20: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны."
Жаль, что мы мало рассматриваем Божье творение, красоту неба над нами, красоту земли вокруг нас. Мы больше заняты собой. Даже выезжая на природу, стараемся быстрее пожарить мясо и съесть его там.
Нам трудно понять и принять тот факт, что Бог благ, потому что мы сами по себе не благи. Про нас нельзя сказать, что мы «благоутробны». Даже то, что мы умеем даяния благие давать детям нашим, не меняет факта, что мы злы. И Бог хочет сделать нас подобными себе, благоутробными, как Он. И Он это делает, если позволяем. Этот процесс длится порой всю нашу жизнь. Есть хорошее мерило духовного роста. Нужно честно ответить самому себе на вопрос: становлюсь ли я добрее с годами? Стал ли я добрее, чем год назад?
Наш образ жизни, взгляды и поступки могут быть причиной того, что Божья благость и Его добрые намерения к нам не доходят до нас и не проявляются в полной мере в нашей жизни. У пророка Исаии есть интересный текст: Ис 63:15: "Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоей и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? — благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. "
Благоутробие Бога может быть удержано по причине нашего маловерия, неверия, невоспитанности, неблагодарности, суетности, сосредоточенности на себе. Например, мы сами выбираем сварить суп вместо того, чтобы пойти среди недели на собрание. Или прибраться в доме, вскопать огород (все это тоже нужно), вместо того, чтобы побыть в Его присутствии. И вот так и варим супы по жизни и прибираемся. Порой вся жизнь может пройти в режиме удержания Божьего благоутробия.
Для того, чтобы Божья доброта, благость и милосердие начали работать в нашей жизни, а Его намерения - осуществляться, нужно сделать как Давид: Пс 33:9: "Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!"
Далее Захария употребляет еще более интересное выражение - «Восток свыше». Люди тысячелетиями наблюдали восход Солнца снизу - оно восходило из земли и возвращалось обратно вниз - в землю или в море. Восток, или восход Солнца свыше - явление экстраординарное. Эти слова говорят о том, что Мессия будет не просто Сыном Человеческим, каковым ожидают его евреи, а еще и Сыном Божьим.
Однако это не только мессианское пророчество, оно имеет еще и практический, бытовой смысл для нас. В нашей жизни тоже может быть восток свыше. Это когда решение сложного вопроса приходит прямо от Бога. Или когда я безуспешно пытался решить проблему по старинке, своими силами, а она решилась сверхъестественным образом, вмешательством свыше. И таких случаев в нашей жизни будет много, если Божье благоутробие не будет удержано нами самими.
© Андрей Кропочев
#проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание #протестантизм