И было слово Господне к Иеремии вторично, когда он еще содержался во дворе стражи: «Так говорит Господь, Который сотворил землю, Господь, Который устроил и утвердил ее, - Господь имя Ему: воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер 33:1).
При очередном чтении этого хорошо известного всем текста у меня возник вопрос: что же такое Бог обещал показать Иеремии? И показал ли? Это ведь не просто красивый, золотой стих из Библии?
Иеремию называют "плачущим пророком" из-за того, что в своих пророческих речах он часто оплакивает духовное состояние и участь Израиля. Есть даже такое понятие в литературе - «иеремиада». Это произведение, в котором оплакивается состояние общества и предрекается неминуемая беда. Порой и проповеди, полные безнадёги, тоже так называют. Но что же происходило во дни Иеремии, что наложило такой отпечаток на его пророческое служение?
Иеремия жил на закате царской династии Давида. Он знал, что она скоро прекратится и ничего хорошего их не ждёт. Это сейчас мы знаем, что было первое и второе рассеяние евреев, второй и третий храм, а тогда всего этого люди не знали. И только Иеремия пророческим взором предвидел, что иудеи впервые целиком попадут в плен, а царской династии Давида придет конец.
Но вместе с этим он знал и троекратное пророчество о том, что "не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле". Это было обещано Богом Давиду (3Цар 2:4), затем подтверждено Соломону, когда Бог явился ему после строительства храма (3Цар 9:5). Это было предметом молитвы Соломона в храме (3Цар 8:25). Это называлось заветом соли:
Когда Израиль разделился на северное и южное царство, Иеровоам собрал 800 тысяч израильтян - людей отборных - чтобы идти войной на Иерусалим. Авия, сын Ровоама, с 400 тысяч иудеев - тоже опытных воинов - стоя на горе, произнёс такую речь перед сражением:
«Послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне! Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?» (2Пар 13:5)
Это была самая масштабная война в истории Израиля: Иеровоам потерял 500 тысяч человек, а Авия одержал победу, т.к. был завет соли, обетование, пророчество. С тех пор прошло около 450 лет, сменилось 16 царей, и у последнего благочестивого царя Иудеи - Иосии - родились нечестивые сыновья: Иоахаз (3 месяца правления), Иоаким (около 10 лет правления) и Седекия (11 лет правления). Иеремия жил как раз во времена этих 4 царей.
Как пророк, он видел, что царской династии Давида приходит конец. И не потому, что сыновья Иосии самые нечестивые - Ахав и Манассия похуже были. А потому, что слово Божье больше не имело веса и ценности. Когда Иоакиму принесли свиток с пророчеством, он отрезал от него ножичком по мере прочтения и бросал в огонь. Свиток читали три раза - перед народом (народ объявил пост), перед князьями (они пришли в ужас) и перед царём.
Бог терпел 55 лет нечестивого царствования Манассии, потому что его ещё можно было спасти. Иеремия понимает, что его современники безнадежны. Он знает о силе завета соли, о непреложности Божьих обетований и истинности пророчеств. Однако, как пророк, он не видит положительного исхода. Он в отчаянии. Такое чувство, что завет соли вот-вот рухнет. Это и было причиной его страданий: как примирить эти два факта? Как преодолеть это противоречие? Ему было так тяжело, что даже не хотелось пророчествовать:
“И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог.” (Иер 20:9)
Если заглянуть в историю, то после Иеремии иудеи 70 лет были в вавилонском плену, затем около 200 лет жили под персами, потом, после завоеваний Александра Македонского, 165 лет под греческим владычеством. Далее они восстали и начался интересный 103-летний период династии Хасмонеев, описанный в книгах Маккавейских. Затем римское владычество, рождение Христа, разрушение Иерусалима...
Вряд ли Иеремия знал это всё по датам, но он видел, что царствованию дома Давида приходит конец. Однако ему было неведомо, что придёт Тот, кто навсегда сядет на престоле Давида. И это было то великое и недоступное, чего он не знал. И находясь в темнице в самые тёмные дни своей жизни, он взывает к Богу так, как никогда раньше. И получает ободрение:
“Вот, наступят дни, говорит Господь, когда Я выполню то доброе слово, которое изрек о доме Израилевом и о доме Иудином. В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь оправдание наше!" Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева”. (Иер 33:14-17)
Иеремия увидел великое и недоступное. Разрешилось главное противоречие в его жизни. Он понял, что не вечная череда сменяющихся царей - то праведных, то нечестивых - будет сидеть на престоле Давидовом, а один Царь однажды и навсегда воссядет не только на престоле Давида, но и в сердцах миллионов людей.
Павел пишет Тимофею: «И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». (1Тим 3:16). Это и есть то самое великое и недоступное. Оно недоступно не только людям, но даже ангелам: они желают проникнуть в эту тайну. Тот факт, что Сам Бог сядет на престоле Давида, является великим и недоступным. Евреи ждут Мессию-человека, а Мессией будет сам Бог.
Иоанн восклицает: «Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1Ин 1:2). Христос пришёл, чтоб мы имели жизнь с избытком. Эта жизнь была недоступна нам ранее. Бог во Христе открыл её нам.
Павел пишет Титу: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11). В наших поступках, словах, делах, должна быть явно видна доброта Божья. Это великое дело было недоступно нам раньше, но благодаря Христу это стало возможным.
Павел также пишет Римлянам: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки» (Рим 3:21). Эта праведная жизнь была недоступна нам раньше, но во Христе она доступна всем. Вы понимаете масштабы произошедшего?! Иметь перед глазами Бога в образе человека, уподобляться Ему, перенимать Его образ мысли и жизни, чувства. Иметь Его в сердце. Это то, о чем не могли даже мечтать ветхозаветные пророки.
Во Христе мы с Вами способны на великие и недоступные другим дела. То, что мы имеем во Христе и к чему уже привыкли, для ветхозаветных пророков было великим и недоступным. У нас есть немыслимая ранее привилегия - являть собой образ Божий, чтобы люди, вглядываясь в нас, видели Бога. В трудные моменты жизни мы можем воззвать к Богу, как Иеремия, и Он покажет нам великое и недоступное - Христа, его силу, характер и красоту. У нас есть возможность познавать Самого Бога во Христе - в Нём ключи к счастливой жизни, успеху , росту, полному миру и гармонии. Давайте вместе познавать это великое и недоступное!
© Андрей Кропочев
#проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание #протестантизм