Найти тему
Theophilus

Трости надломленной не переломит

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова». (Ис 42:1-4)

Книгу пророка Исаии еще называют «Евангелием от Исаии», поскольку под вдохновением Духа Святого он приоткрывает некоторые тайны о характере грядущего Мессии. В этих его описаниях есть, на первый взгляд, противоречивые качества: как можно возвестить народам суд, не возвысив голоса? Как можно утвердить суд на земле, не дав услышать Своего голоса на улицах?

Характеристики, которые пророческим видением Исаия приписывает Спасителю, настолько необычны, что полностью не соответствуют мессианским ожиданиям еврейского народа. Они ожидают царя-избавителя, зачем им такой тихоня? Как может освободитель Израиля от врагов быть настолько деликатным, чтобы заботиться о надломленной трости и курящемся льне?

Из пророческих речей Исаии мы можем не только узнать о личностных качествах Христа, но и о том, какие черты характера угодны Богу в людях. Господь раскрывает нам Свои симпатии, говоря прямо, к чему благоволит душа Его. Это поведение Он хочет видеть и в нас, детях Его, сонаследниках Христа.

Кажется, такая кротость и тихость характера очень непрактичны в наших реалиях. Разве можно посылать учеников, как овец среди волков? Но в долгосрочной перспективе это работает: голос, который был не слышен на улицах, теперь слышен по всему миру. 

Однажды мне пришлось отдать свой автомобиль на обслуживание в автосервисе, а самому сидеть в уютной комнате ожидания на кожаном диване. Со мной там находилось еще человек пять-шесть, мужчин и женщин. На стене напротив висел телевизор, который показывал телеканал «Спас». Какой-то незнакомый мне пастор говорил проповедь о Христе. И какую хорошую! Я сидел весь во внимании, и даже когда подошла моя очередь забирать машину, задержался, чтобы до конца дослушать. Другие посетители тоже молча сидели и внимательно слушали. И я подумал, смотря на них: где бы еще можно было собрать этих совершенно разных людей, чтобы вот так говорить им о Христе? Наверное, если бы Хрущев, который собирался показать последнего попа по телевизору, увидел это, перевернулся бы в гробу: проповедь по телевидению!

Даже Матфей, вспоминая это пророчество, возможно, не мог до конца избавиться от традиционных еврейских представлений о Мессии и привел этот текст немного в другом виде: «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мат 12:20). Однако у Исаии слово «доколе» относится к «не ослабеет и не изнеможет», т.е. Христос не изменит Своему кроткому нраву до самой победы.

Но какое это имеет практическое отношение к нашей жизни? Как можем мы переломить надломленную трость или угасить курящийся лен? На самом деле речь здесь идет не о вещах, а о людях. «О волах ли печется Бог?» (1Кор 9:9).

Трости и лен - это мы с вами. Когда наш ближний, брат или сестра совершает проступок или проявляет слабость - это сигнал о его духовном надломе. Когда член церкви высказал нам что-то в резком тоне или сделал грубое замечание нашим детям - это курящийся лен. Кто-то надломлен духовно, кто-то опален жизнью. Окажись мы на его месте, может, сломались полностью или сгорели бы вовсе. По отношению к таким людям нужно проявить Христов характер, к ним нужен подход Христа: не переломить своим едким замечанием, а исцелить любовью. Не угасить холодным душем осуждения, а согреть заботой.

Когда археологи раскапывают захоронение или стоянку древних людей, они приглашают антропологов и те определяют, к какому племени или эпохе относится находка. И знаете, что является основным признаком цивилизации? Не орудия труда, оружие или украшения. Главным признаком цивилизации является сломанная и затем сросшаяся кость - бедренная или берцовая. Она означает, что человека с таким переломом - беспомощного и ставшего бесполезным бременем для общества - не бросили умирать, а выходили. Кто-то приносил ему еду, охранял от хищников и обрабатывал раны до тех пор, пока тот снова не встал в строй. Это и есть главный признак цивилизованного развитого общества. 

Главным признаком Христовой церкви является не безупречность и непогрешимость ее членов, а способность сильных помогать слабым, нося их немощи. Важным показателем наличия истинной христианской заботы друг о друге в церквах является то, что упавшие встают, споткнувшиеся поправляются, а заблудшие возвращаются на верный путь. Проявление Христова характера в нас больше всего необходимо тогда, когда наш ближний ослаб, надломлен или впал в соблазн. Такому подходу Бог благоволит.

Это вовсе не значит, что никому вообще не нужно делать замечаний, обличать и высказывать. Нужно делать это с осязаемой, понятной ближнему заботой: «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца» (1Тим 1:5). То же самое относится и к проповеди: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1Кор 14:3). И даже к наказанию: «Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей» (Пс 140:5).

Когда дети ведут себя очень плохо на собрании - это тоже надломленная трость: пробелы в воспитании, недостаток строгости, непоследовательность и неорганизованность их родителей. У учеников Иисуса разговор с ними был короткий - убрать их отсюда, чтобы не мешали. Но Христос усложнил им задачу: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мат 19:14).

У одного фермера бык почесался о забор и сломал жердь. Помощник хозяина фермы хотел извлечь поломанную жердь и заменить на новую, однако тот сказал ему, чтобы он поставил новую жердь рядом со старой и скрепил их вместе. Следующий раз, когда бык снова пришел почесаться, забор выдержал. Помощник извлек из этого ценный урок: «И если станет преодолевать кто‐либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется» (Еккл 4:12).

Христос не относится к нам, как к одноразовым. У Него надломленная трость - это все еще трость. Сломавшийся прибор писца, который можно починить. Или тростниковая свирель, которая треснула. Он знает, как ее склеить. Курящийся лен, или, по-другому, тлеющий фитиль, мерцающий светильник - для Него это все еще светильник. Стоит только долить масла, и он снова будет ярко светить. 

Он за этих людей кровь проливал. На исцеление ослабевшего или поднятие упавшего Христос готов тратить не меньше усилий, чем когда-то потратил на его спасение на Голгофе. У нас зачастую не так: мы готовы снисходить к приближенным или новообращенным, но не готовы прощать старым членам церкви.

Я даже встречал членов церкви, которые считают некоторых других членов церкви невозрожденными, потому что когда-то те поступили так, как по их мнению, возрожденный поступить не может. Что это за уверенность в сверхспособностях возрожденного? Возрожденный человек - тоже человек. Он может ошибиться, споткнуться, впасть в соблазн или послужить соблазном для другого. «Ибо семь раз упадет праведник и встанет» (Пр 24:16). Индикатор возрождения - не супер способность никогда не спотыкаться, а всегда вставать.

Нам нужно учиться прилагать усилия для помощи даже тем, кто нам кажется безнадежным. Когда-то старейшины синагоги сказали убитому известием о смерти дочери Иаиру: «Дочь твоя умерла. Зачем утруждаешь Учителя?» (Мк 5:35). Мы тоже порой думаем: зачем утруждать себя, ведь этот человек безнадежен? Но Христос готов утруждать Себя даже в самых безнадежных, на наш взгляд, ситуациях, чтобы спасти, помочь, утешить.

Такой характер у нашего Бога - вместо громкого крика - веяние тихого ветра, вместо вопля - нежный голос:

Иов 33:14-30: "Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.  Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,  чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,  чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.  Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, — и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.  Плоть на нем пропадает, так что ее не видно, и показываются кости его, которых не было видно.  И душа его приближается к могиле и жизнь его — к смерти.  Если есть у него Ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.  Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей. Будет молиться Богу, и Он — милостив к нему; с радостью взирает на лице его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей и говорить: грешил я и превращал правду, и не воздано мне; Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет.  Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком,  чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых. "

© Андрей Кропочев

#проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание #протестантизм