80 лет назад, 17 августа 1943 года, войска Брянского фронта (командующий – генерал-полковник М. М. Попов) начали Брянскую наступательную операцию. В ходе нее Красная Армия освободила важный Брянский промышленный район и часть Белорусской ССР. Сегодня мы расскажем о немецком оборонительном рубеже, который должен был остановить наши войска, но пал под ударами советского оружия.
Линия обороны, о которой будет идти речь, получила у врага кодовое название «Хаген». Рубеж был назван в честь героя германского национального эпоса «Песнь о Нибелунгах» – могучего и бесстрашного воина, одержавшего немало побед. Впрочем, при ближайшем рассмотрении Хаген оказывается личностью малопривлекательной – кичливый, самонадеянный, жестокий, коварный. Именно он из зависти подло убил одного из главных героев эпоса — благородного принца Зигфрида. Впрочем, каков режим – таковы и герои. Кстати говоря, имя Хаген созвучно и немецкому слову «der Hag», что в переводе на русский означает «забор, изгородь». Немецкое командование полагало, что об этот «забор» Красная Армия разобьет свой наступательный потенциал на рубеже реки Десна на Брянском направлении.
По замыслу неприятеля, оборонительная линия «Хаген» должна была быть обустроена западнее Орла, и идти от города Севска через Брянск на город Жиздру. Основным назначением рубежа «Хаген» было повышение устойчивости брянско-гомельского участка немецкой обороны и затруднение наступательных действий советских войск во время отхода гитлеровцев с орловского выступа. К строительству оборонительных сооружений планировалось привлечь около четверти миллиона человек – местное население, а также немецкие войска тыла и отведенные в тыл на доукомплектование подразделения вермахта.
Впрочем, с самого начала у фашистов все пошло не по плану. Многие части пришлось спешно перебрасывать на фронт, чтобы «залатать дыры» в обороне, а местные жители всячески саботировали распоряжения оккупационной администрации и разбегались при первой же возможности. Партизаны и подпольщики регулярно производили нападения и диверсии. Наконец сама природа словно пришла на помощь советским войскам: начались проливные дожди, сковывавшие проведение широкомасштабных работ по строительству рубежа.
Тем не менее, хотя полностью закончить оборонительные работы к началу советского наступления так и не удалось, рубеж представлял собой полевые укрепления в виде нескольких (от трех до четырех) линий траншей полного профиля, которые были усилены развитой системой инженерных заграждений. Предполье с Ульяновско-дудинским и Медынцевским узлами обороны, которые были построены заранее, оказались мощными позициями с глубиной обороны в 5-7 км. Главная полоса обороны имела развитую систему траншей и ходов сообщения, а также укрепленные опорные пункты и узлы сопротивления. Здесь же применялись и железобетонные ДОТы. Особое внимание было уделено укреплению местных деревень и хуторов, которые были превращены в опорные пункты с заминированными подступами и проволочным заграждением. Под домами были устроены блиндажи с бойницами для ведения кругового обстрела. Все дорожные развязки, просеки и высоты были прикрыты огневыми точками из деревянных срубов и перекрыты многослойными накатами. Немецкие инженеры даже придумали строить бревенчатые противопехотные стены.
17-18 августа войска Брянского и правого крыла Центрального фронтов вышли к рубежу «Хаген», но прорвать его с ходу не смогли и были вынуждены перейти к обороне. Перегруппировавшись и подтянув резервы, 1 сентября Красная Армия возобновила активные боевые действия на этом участке, а 7 сентября начала решительный штурм вражеской обороны. Под натиском советских воинов гитлеровская оборона рухнула: уже 17 сентября наши бойцы освободили Брянск.
Эпического Хагена, как известно, не спасли ни грубая сила, ни изворотливый ум – в «стране гуннов» (территория которой охватывала, в том числе и современную Россию) он попал в плен и сполна поплатился за свои злодеяния. «Белокурых бестий», пытавшихся покорить нашу Родину, ожидала такая же участь.
В зале №13 нашего музея представлены экспонаты, посвященные М. М. Попову: награды, личный пистолет системы Маузера обр. 1896 г. (модель 1926 г.), а также малая ручная стереотруба командующего. Неподалеку в зале №15 можно увидеть подлинную землянку Брянского партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова.