Найти в Дзене
Haus-Master

Байки от деда Семёна. "Мишка-заика."

Основано на реальных событиях. - Семён, куда это ты намылился? - раздался за спиной сердитый голос жены. - И чуприну-то прилизал... - Да особо и никуда. Вот до магазину схожу. Жарко что-то. И не скажешь, что осень. Солнце жарит и жарит. - Семен погладил седые усы и хитро прищурил глаз. - Мороженко тебе хотел купить, Настёна. - Знаю я, что ты хотел купить. Смотри у меня... - пригрозила жена и хотела сделать сердитое лицо, но у нее не очень-то получилось, все равно глаза смеялись. - Ладно, иди. Только, по дороге зайди к Кузьминичне, долг отдай, я у неё давеча брала. - Хорошо, - обрадовался Семён, что так легко отделался. - И обратно будешь идти, телёнка домой приведи. На ночь не оставляй, мал он ещё. - Ладно, - Семён вздохнул, вышел во двор и направился к Кузьминичне. --------- - Здорово, соседка. Как дела? - И тебе не хворать, сосед. Да вот, поросята что-то плохо едят. Думала уже переводить на комбикорм, но обожду. Может от жар

Основано на реальных событиях.

- Семён, куда это ты намылился? - раздался за спиной сердитый голос жены. - И чуприну-то прилизал...

- Да особо и никуда. Вот до магазину схожу. Жарко что-то. И не скажешь, что осень. Солнце жарит и жарит. - Семен погладил седые усы и хитро прищурил глаз. - Мороженко тебе хотел купить, Настёна.

- Знаю я, что ты хотел купить. Смотри у меня... - пригрозила жена и хотела сделать сердитое лицо, но у нее не очень-то получилось, все равно глаза смеялись. - Ладно, иди. Только, по дороге зайди к Кузьминичне, долг отдай, я у неё давеча брала.

- Хорошо, - обрадовался Семён, что так легко отделался.

- И обратно будешь идти, телёнка домой приведи. На ночь не оставляй, мал он ещё.

- Ладно, - Семён вздохнул, вышел во двор и направился к Кузьминичне.

---------

- Здорово, соседка. Как дела?

- И тебе не хворать, сосед. Да вот, поросята что-то плохо едят. Думала уже переводить на комбикорм, но обожду. Может от жары? - Кузьминична поставила ведро на землю. - Ты-то чего хотел?

- Настёна моя просила зайти, долг тебе отдать, - Семён достал деньги и протянул соседке.

- Дело хорошее, - Кузьминична вытерла руки о засаленный фартук, взяла стопку и пересчитав купюры, спрятала в карман. - Жарко... Может зайдешь? Холодным квасом угощу.

- Да, квасок у тебя знатный. Не откажусь, - с охотой согласился Семён.

В доме, через открытое окно послышался шум и смех.

- А что, внуки не уехали в город? Вроде на занятия пора? - удивился Семён.

- Не внуки это. Студенты вчера приехали на картошку. Ты что, не слышал? Там хлопцы одни, да две девочки всего. Ребят бригадир в старой школе разместил, а девчат меня попросил на постой пустить. А что? Я одна, всё веселее. И копеечка лишняя... - Кузьминична ещё раз вытерла руки о подол. - Ты квас-то будешь? Пошли тогда.

На кухне у Кузьминичны было шумно и весело. Кроме девушек, "в гостях" было и несколько парней. Один играл на гитаре, остальные ребята подпевали, что-то обсуждали между собой.

- Здорово, молодёжь, - Семён погладил седые усы и обвёл взглядом присутствующих. - Как деревенский труд? Не тяжело?

- Здорово, деда, - парень перестал петь и отложил гитару в сторону. - Нормально. У нас многие из деревень, так что эта работа не в диковинку.

- Ну тогда другое дело, - Семён присел на свободное место у стола. Кузьминична поставила на стол глиняный кувшин с квасом и кружку.

- Одно плохо, - подал голос паренек, сидящий возле окна, - бригадир у вас жёсткий.

- Как это понять? - удивился Семен, наливая себе в кружку квас.

- Да очень уж виртуозно ругается. Нам-то парням всё равно, а вот девушкам не привычно.

- Да, - согласился Семён, - Петрович мужик правильный, но есть за ним такой грешок.

- Кстати, а почему его местные зовут Мишка-заика? Он же вроде говорит нормально, не заикается? - вступила в разговор девушка.

Семён глянул на Кузьминичну, усмехнулся.

- Раньше Петрович сильно заикался. Можно было папиросу выкурить, пока он предложение скажет. И не ругался он, - Семён отпил из кружки. - До одного случая. Ну да, вы же приезжие, историю эту не знаете. Хотите расскажу?

- Давай деда! - обрадовалась молодежь.

дед Семён
дед Семён

Семён погладил свои седые усы, сделал глоток кваса, собираясь с мыслями.

- Хотите верьте, хотите нет, а дело было так, - начал он свой рассказ. - Было это лет семь или восемь назад, как раз в начало осени. Я ещё в ту пору водителем в колхозе работал. Машинка у меня старая была, уазик грузовой. И вот дали мне задание в район за запчастями съездить. Я на базу приехал, к обеду всё оформил, запчасти получил и домой собрался. А раз едешь обратно, то по дороге и попутчики находятся. Смотрю, наши деревенские на остановке автобус ждут, в районе были по делам, а тут я на машине. Из бухгалтерии женщину взял в кабину, а мужик запрыгнул в кузов, ну и поехали. Едем мы, значит, едем. Разговоры умные с бухгалтером нашим, Алевтиной Петровной, разговариваем. Алевтина Петровна женщина интересная, дородная. Едем полем, едем лесом. Дорога грунтовая, еще асфальта не было. Погода хорошая, солнышко. Не так, конечно, жарко как сейчас. Вот уже и деревня наша показалась. И тут на дорогу прямо перед машиной выходит лось. Здоровый такой. Вышел и стал. Красавец.

Лось
Лось

Семён замолчал, отпил кваса из кружки, погладил свои седые усы и продолжил:

- Мне бы остановиться, пропустить сохатого. Тем-более они в это время не очень мирные. А я заговорился с Алевтиной Петровной и попёр на него. Тормозить уже поздно. Думаю: "Будь, что будет. Даст бог, проскочу мимо, не тронет". И уже почти проехали, но тут он заревел и к нам. Как дал рогами в задний борт, только щепки полетели. Я на газ до упора, машина взревела, но... старая она уже была, мотор кроме гула уже ничего добавить-то и не мог. Так и понеслись: впереди мой уазик, сзади лось. Сохатый рогами по борту лупит, щепки в разные стороны летят. Алевтина в кабине так кричит, что рёв мотора заглушает. А мужик, тот, что в кузове был, уже почти на крыше кабины сидит, лупит по ней со всей дури кулаками и орёт благим матом. Таким порядком почти до деревни и доехали.

Семён допил квас, смачно крякнул, вытер капельки с усов.

- Ох и забористый у тебя квас, Кузьминична. Благодарствую, - отодвинул кружку. Так, о чем это я? Ах, да. Почти доехали до деревни. Не знаю, что там лось от моего уазика оставил бы, но на наше счастье навстречу ехал Михейчик Пётр. Вы его наверное видели. Он трактористом работает. Ещё прихрамывает. Ехал он нам навстречу на мотоцикле. И как потом он рассказывал: "Гляжу, Семён лося поймал, за рога к машине привязал и в деревню тащит." - Семён усмехнулся и погладил усы. - Чудак человек. Он развернулся, догнал нас и давай сигналить и орать. Радовался значит, веселился. Но недолго. Лось-то видит плохо, но слышит хорошо. Бросил он нашу машину, ну или то, что от неё осталось и обернулся к Петрухе. Тут-то Петька и понял, что лось был не привязан и не мы его тащили, а он нас перед собой толкал. В общем, свалился Петька с мотоцикла и каким-то чудом вскарабкался на ближайшее дерево. И уже оттуда смотрел как лось поднял мотоцикл на рога и отправил его в канаву. Петька-то потом еще часа два на дереве сидел. А когда вниз слез, понял, что на ногу ступить не может - сломал. Долго лежал с переломом, лечился, но так и не стал ровно ходить. Хромает с того случая, - Семён почесал нос. - Вот бы закурить. Но хозяйка не дозволяет в хате. Айда молодёжь на крыльцо, покурим.

Все высыпали гурьбой на крыльцо, всем было интересно, что было-то дальше.

- А чем закончилось-то, дед Семён? - спросила девушка.

Семён неспеша закурил, выпустил колечко дыма и только тогда продолжил:

- Пока лось разбирался с Петрухой, я машину загнал на мехдвор и заглушил. Глядь, а Алевтины уже и след простыл, только дверца открытая осталась. Мужик с крыши кабины тоже слез и матюкаясь ушёл в мастерские. А я смотрю, лось мотоцикл с дороги скинул и дальше в деревню идет. Наши все увидали, давай кричать, детей малых хватать и по домам прятать. Мой дом тоже недалеко, вот и я поспешил домой. Вдруг Настёна, жена моя, не услышит и попадётся ему на пути. Боязно. Бегу, а тут и сосед мой, Степан, на велосипеде мне навстречу едет. Спрашивает: "Что случилось-то?". Я и сказать ничего не успел, лось уже позади меня прёт. Я к себе во двор, Степан к себе. У него двор напротив моего, через дорогу. Я так шустро юркнул, а он с велосипедом замешкался. Вот лось и к нему во двор повернул. Но Степан молодец, успел сам заскочить в дом, да и велосипед затащить. Лось ревёт, по двору мечется. Жена Степана, Аня с испугу заголосила, так он как подскочит к хате, как шарахнет рогами по окну, только осколки полетели. Тут уже и Степан заорал... Да... Не знаю, что дальше бы было, но замычала корова у Степана в хлеву. Уже и не помню, чего она дома осталась. Может захворала, так не выгнали её в поле? Лось как услышал, давай рогами ворота в хлев ломать. Как даст, как даст! Крик, стук, треск! Степан выскочил из хаты, схватил палку и давай лося отгонять. Тот к Степану... Да... Страх. Ну, тут уж я и подоспел. Двустволка у меня дома была. По молодости любил на охоту похаживать. Вот я и с двух стволов как дал. Бах! Бах! - Семён затушил папиросу, кашлянул и замолчал.

- Дед Семён, попал? - кто-то тихо спросил.

Семён обвел взглядом ребят, усмехнулся.

- Конечно попал. Лось взвился, проломал забор и понёсся в сторону леса. А Степан... Степан упал как подкошенный.

- Убили?- снова спросил тот же голос в полной тишине.

-Тьфу ты. Разве солью убить можно? Так попортил зад соседу. Правда потом, где-то полгода, я старался ему на глаза не показываться. Осерчал Степан, грозил отбить мне руки. А за что? Я же его, можно сказать, спас. Но потом он остыл, сейчас уже и не вспоминает тот случай. - Семён усмехнулся.

Ребята вокруг засмеялись.

- Ой, хлопцы, заболтался я с вами, а мне еще в магазин за мороженым поспеть надо и за телёнком. Пойду я. Свидимся ещё, - Семён поднялся и направился со двора.

- Дед Семён, ты же собирался рассказать про бригадира: почему он был заика и почему начал ругаться, а рассказал про лося, - засмеялся парень с гитарой. - Перепутал?

Семён остановился, повернулся, погладил свои седые усы.

- Тот мужик, что кричал на меня последними словами, сидя на крыше кабины моего уазика и был наш бригадир, Мишка-заика. Только с того дня заикаться он перестал, а вот ругаться начал. И ругается мастерски. Такие вот дела!

Семен ещё раз усмехнулся, повернулся и заспешил в магазин. Дома ждёт его Настёна, нельзя же заставлять её волноваться.

---------------

Если рассказ понравился, пожалуйста, поддержите лайками.
Подписывайтесь на мой канал. Буду вам очень благодарен.