Найти в Дзене

Как хирург из Краснодара создал команду, которая строит скейт-парки в России и за рубежом?

Константин Таранов создал XSA Ramps в 2006 году в Краснодаре и за 15+ лет превратил в мощное объединение, построившее более 600 скейт-парков по всей России и за рубежом.

Бизнес-посольство Dipmission продолжает интервью-проект «Искусство создавать». Беседуем с самобытными мастерами, руководителями уникальных производств и интересными людьми в смежных с недвижимостью сферах.

-2

- В 2006 году, когда вы вернулись из Москвы после обучения на хирурга, Вам друг предложил помочь в строительстве скейт-парка для соревнований по экстремальным видам спорта в Сочи, приуроченных к подаче Россией заявки на проведение Зимней Олимпиады. Расскажите, знакомы ли были с экстремальными видами спорта и почему согласились помочь?

- Ну, конечно, я знал что такое экшн-культура, симпатизировал ей, но в тусовке я на тот момент не был. И да, я катался до этого и до сих пор катаюсь на серфе и сноуборде. На скейте тоже передвигаюсь свободно, часто при съемках видео в парках, на мероприятиях и просто по городу. Раньше активно увлекался еще и BMX, катался, но потом порвал коленные связки в нашем парке в Новороссийске, делая мэнуал, и поставил все на стоп.

Включился в первую стройку в Сочи я просто потому, что мог и хотел помочь. По пути обрел новые знакомства и открыл для себя многогранный мир экшна, ничего уже не могло быть как прежде. Но до этого никаких больших мечт и представлений о нашем нынешнем деле у меня не было.

-3

- Возвращаясь к тому первому скейт-парку. Как я понимаю, это был болезненный опыт, Вам не заплатили, а скейт-парк после соревнований увезли. В фильме Вы говорите, что это заставило дать себе обещание вывести экстремальные виды спорта в России на новый уровень. Почему? Как Ваши мысли именно в эту сторону заработали, что зацепило?

- Мы с легендой роллерспорта Леней Камбуровым, с которым нас как раз свел тот сочинский проект, сразу же придумали себе дивный новый мир русского экшна, в который готовы были тут же инвестировать средства с первой стройки и ивента. Нафантазировали грандиозную вертикальную рампу, с которой будем гонять по городам, всех рвать и влюблять в культуру, как выйдем на международную арену. И тут ситуация — кто-то просто решает кинуть вас на деньги, обломать вашу мечту, подвести вас и целую команду людей, причастную к этому. В смысле? Это и зацепило.

-4

У меня в голове быстро сложилась определенная картина, к которой я решил идти. И по сей день я не удивляюсь, не отношусь с придыханием даже к большим достижениям нашей компании, все это я видел и планировал еще тогда, в самом начале. Я сразу поставил себе высокие цели и пусть они были основаны на чувстве справедливости, а не на выгоде.

- Создав XSA, вам удалось получить поддержку администрации Краснодара и вам дали в пользование ангар, где вы разместили купленный в Москве мобильный скейт-парк, прошедший несколько крупных соревнований и построили первый закрытый скейт-парк на Юге России. Кто эти люди, с которыми вы жили в одной квартире и создавали невероятное в ангаре? Они переехали в Краснодар ради этого?

- Это фанатики экшн-культуры тогда и сейчас, горящие идеей изменить мир вокруг себя и показать всем кто мы есть, это влюбленные сердца и по совместительству топовые атлеты в своих направлениях: Леня Камбуров — легенда роликов, катался за Red Bull International, Андрей Гордеев — топ BMX, Вячеслав Хромов и Александр Белевский, которые до сих пор с XSA, — топовые MTB-райдеры. И так каждый, и это далеко не всё и не все их достижения. Мои друзья подтягивали своих друзей-райдеров, чтобы менять положение, превращать Краснодарский край в русскую Калифорнию. Все они переехали сюда и делали дела сообща, по пути собирая еще более крепкую команду единомышленников.

-5

Начинали мы не ради бизнеса и зарабатывания денег. Мы просто хотели собрать лютую тусовку и кайфовать от того, что нам нравится. Только спустя полтора года существования нашей организации-тусовки мы взялись переделывать какие-то фигуры в уже существующем ангаре. До этого занимались в основном ивентикой, всюду катались. Идея о том, почему бы не построить что-нибудь, пришла внезапно, а развитие получила только спустя определенное количество времени. Делали все за супер низкий прайс, учились по книжке, которую взяли у парней из локального скейт-шопа PADVAL. Все было в дюймах, переводили их на калькуляторе, чертили на кальке. Было нелегко, но очень интересно.

Забавно еще, что отношение у тусовки ко мне изначально было неоднозначное, как это часто бывает: «Кто этот чувак и что он хочет?», «Ты реально думаешь, что ты тут что-то изменишь?», «Все это возможно, но точно не на нашем веку». Зарабатывал репутацию я только действиями, это и позволило стать со временем, наверное, лидером племени. Какой-то период, несколько лет, может 3 года, даже среди тех переехавших сюда я был подозрительным челом, появившимся из ниоткуда. Дела и искренняя отдача — вот что дало результат и авторитет.

-6

И сегодня это один из принципов компании — невозможно прийти в XSA в маске всезнайки и большого босса даже на топовую должность, сходу начать командовать и распоряжаться. Ты станешь настоящим руководителем только добившись авторитета среди команды, и только своими грамотными действиями. Иначе не работает. Мы панки.

- Когда работа шла уже 2 года, произошел пожар по вине рабочих соседнего помещения и всё содержимое ангара сгорело. Что дало силы двигаться дальше? Откуда черпали новые силы?

- Помню этот момент, как вчера. Мы входим в ангар, на наших глазах начинает гореть поролон в яме… Вода, бочки огнебиозащиты — ничего не работает, поздно. Понимаем, что всему приходит конец. Выбегаем на улицу, люди переносят припаркованные у ангара машины на руках, пытаются действовать оперативно, вокруг паника. Мы с Сэмом (он же Вячеслав Хромов — ныне ведущий специалист каркасных парков XSA) сидим, смотрим на все это, я тут же размышляю на тему того, что нам теперь делать. Но не в негативном ключе, а наоборот — пытаюсь найти плюсы, продумать дальнейшие действия. Понимаю, что поддаваться эмоциям не вариант — у меня есть команда, у меня есть договоренности с муниципалитетом. Конечно, стресс у меня тоже был, не без этого. Но я быстро понял, что поддаваться панике, сходить с ума и пожимать плечами — не моя история. Слишком много ответственности. Рядом есть второй ангар, выходим завтра и продолжаем строить, как ни в чем не бывало, идем к своим целям дальше.

-7

- Потом за 5 лет в лесу ваша команда на собственные деньги создала скейт-парк. Что это был за проект, расскажите! Как удалось удержать команду в одном месте такой длительный период без дохода от этого дела?

- Это был легендарный Backyard, который вспоминают до сих пор с чувством теплой ностальгии.

Важно понимать, что мы мечтали об этом споте с самого начала, даже макеты физические делали. Многие из тех, кто были рядом, уже успешно практиковали подобные точки притяжения райдеров в своих городах. Были активно включены в диайвай культуру и возводили земляные дерты. Вот поэтому мы взяли и начали делать: сначала наняли трактор, который приехал и просто стал копать там, где нам это было нужно, и тогда, когда было нужно. Без согласования, нам просто понравилась территория, мы просто решили так. Вы представляете себе сегодня такой процесс? Вот и я нет, слишком много ограничений. Тогда было свободнее и на улице, и в голове, мы прочувствовали нужный момент. Захватили территорию, взяли имеющийся на тот момент инструм, и стали делать парк своей мечты.

-8

И это уже был, я бы сказал, пик развития XSA. Мы тогда активно катались по краю в рамках программы развития уличных видов спорта (мы договорились на строительство 50 скейт-парков), строили — Stereo в Сочи, например, возвели два лютых парчка в Анапе и в Новороссе, которые взорвали всем мозг, восстановили наш ангар. Так что мы зарабатывали деньги, хоть и смешные по сегодняшним меркам. А все свободное время посвящали тусовкам и Backyard'у. Сколотили из остатков дерева с какого-то проекта мини-рампу, параллельно с этим начали кататься по городам с нашим фестивалем для райдеров Young Blood. И где-то там, в промежутке, нам пришла еще более смелая и масштабная мысль: почему бы не притащить в Краснодар звезд мирового BMX и всю заинтересованную в этом Россию заодно. У нас ведь уже есть отличное место для такого движа, осталось только немного докрутить парк и как-то все организовать. Пошли в администрацию, договорились, влюбили их в нашу идею и даже получили финансирование.

В итоге Краснодар горел фестивалем Backyard Jam, здесь было какое-то рекордное количество райдеров со всех городов и даже стран. Был настоящий резонанс и все эти люди искренне любили XSA. Мы сделали экстрим-Диснейленд из того парка в лесу и одно из лучших экстрим-событий России. Это давало нам стимул работать, мы создавали себе имя такой трушностью.

-9

- Не было ли сопротивления администрации вашему занятию? Как вы сохраняли построенное на открытой площадке от хулиганов?

- Люди из администрации тоже были, не без этого, конечно. Тогда городом управлял Владимир Евланов, он пришел в гости, посмотрел на все то, что мы успели наделать, и сказал что-то вроде: «Вот с кого надо брать пример, продолжайте, парни, так держать!». Так что нет, проблем особо не было. Как я уже говорил, ни внутри нас, ни снаружи. С хулиганами тоже, нас уважали и особо не лезли. Да и мы, честно говоря, проводили в парке очень много времени, жили в палатках, просто не допустили бы.

-10

- В фильме об XSA вы говорите, что пластическая хирургия - это основной источник вашего дохода. Это по сей день так? Правильно ли я понимаю, что деятельность XSA больше про идею, чем про бизнес?

- Прошло много лет со времен съемок фильма, пластическая хирургия больше не основной мой заработок, а команда работает в основном только над нашими проектами, но при этом никаких рамок и ограничений в развитии в XSA не существует и не будет существовать. Для нас важно, чтобы наши люди жили свободно, творили и занималась тем, чем и когда хотели — пошел раздал стиля в закрытых спотах в паре шагов от основного офиса в перерыве между дел, поиграл на качественных инструментах в репетиционной, пообщался с командой, прогулялся…

-11

Сегодня XSA — это очень тонкий микс. Если бизнес воспринимать как прибыль, то мы не про это. Мы больше про идею до сих пор, она важнее, она первична. Мы и сейчас принципиально не переступаем через свои ценности, обретенные изначально, даже если теряем собственную выгоду от этого, теряем деньги. Мы не в Forbes, но мы остаемся при своих взглядах.

- Строительство скейт-парков, в моем понимании, это очень много работы руками и большая подготовительная работа - проектирование, причем довольно специфическое. Как вы искали специалистов, которые могли бы закрыть весь цикл создания скейт-парков?

- Мы учились всему сами, имея какие-то базовые познания и инструменты. Искали, находили, ошибались, переделывали, развивались… Во-первых, практически каждый из нас прошел через диайвай еще до того, как в России появились первые парки. Мы нарабатывали скиллы годами на собственных пробах и ошибках. И при этом всегда делали то, что никто не делал, были первопроходцами во многих нюансах паркостроения. Мы рисковали. Возможно поэтому мы часто парились и могли переделывать что-либо дольше, чем обычно, но в итоге всегда получали желаемое. А потом еще и заряжались невероятным фидбэком от комьюнити.

-12

Строительству скейт-парков сегодня, как и раньше, нигде не учат профессионально, но могут научить у нас. С нами работают только гуру— дерева, бетона, металла и т.д. Наши парни уже набили руку и отточили это тонкое и специфическое мастерство. К ним подтягиваются влюбленные пацаны, они на практике передают знания. Такая система.

- Расскажите, как обучается ваша команда? Всё строится на преемственности или перенимаете опыт коллег?

- Опять же, обучается, скорее, на собственных ошибках — делаешь, пробуешь, понимаешь что сделал не то, выносишь урок, переделываешь и идешь дальше. Мы собираемся командой, обсуждаем актуальные вопросы, ищем грамотное их решение, работаем над ним и над своим любимым делом… Это бесконечный процесс совершенствования. Везде так. Я приверженец мнения о том, что без ошибок не будет развития.

-13

Какими-то идеями мы, само собой, вдохновляемся у мировых топов, всегда наблюдаем и радуемся за коллег по цеху. Что-то приходит в голову внезапно и получает реализацию. Это еще один бесконечный генеративный процесс. В итоге мы вошли в ТОП-10 сертифицированных международных компаний по мнению Мировой федерации скейтбординга.

- Какие скейт-парки стали самыми запоминающимися за 17 лет работы и почему?

- Тут нужно рассматривать целый срез… Ведь мы каждый год старались делать что-то уникальное, что-то взрывное, что-то, что казалось до этого нереальным — первый в России биг-эир в Лаго-Наки с 12-метровыми пролетами, первый деревянный пул в стране, проект в Олимпийском парке, в котором четыре года проводили крутейший XSA Invitational, первая плаза по олимпийским стандартам в Вишняковском сквере, спот с китом в Адлере, пул по чертежам Alvar Aalto, реконструирование легендарной «Таблетки». Мы всегда на передовой. Поэтому самого любимого нет, все наши проекты экстремальные для своих периодов.

-14

- XSA - это ещё и более 500 спортивных событий, в том числе международных. Расскажите о формировании субкультуры и обучении молодежи. Что думаете про формирование отдельного направления и создание франшиз, школ и курсов?

- Все, что мы делали до и делаем сейчас так или иначе влияет на развитие культуры, на то, что в ней происходит. Мы строим парки для всех, мы общаемся со своей аудиторией и образовываем ее, мы подаем пример тем, какие мы есть, участвуем в форумах и делимся нашей историей, развиваем институт амбассадоров и поддерживаем райдеров, организовываем или принимаем события в наших парках, и многое-многое другое.

Я против франшиз, но, конечно же, за то, чтобы однажды у нас открылся свой институт для ребят, которые хотят развиваться в дизайне, урбанистике, строительстве, проектировании. Все это, естественно, есть в наших планах.

- На сегодняшний день в Краснодарском крае 35 скейт-парков, которые создали XSA. Удалось сделать Краснодар столицей летних экстремальных видов спорта?

- Я бы сказал, что мы дали базу, но при этом необходима инициатива и от кого-то, кроме нас, от локального комьюнити — контесты, шопы, ивенты… Только в таком ключе, в партнерстве, возможно развитие и процветание. Когда мы ушли в масштабирование и тотальную прокачку в контексте паркостроения, отпустив, например, ивентику, здесь не нашлось никого, кто смог бы взять на себя ответственность продолжить то, что начали мы, приумножить наше наследие, делать также масштабно и регулярно.

Все это ведет к тому, что именно нам нужно включаться снова. Когда мы активно занимались ивентами, тогда можно было стопроцентно говорить, что центром BMX культуры с 2006 по 2019 был Краснодарский край. То была золотая эра биэмикса, без преувеличения.

-15

- Когда в вашем портфеле уже проекты мирового уровня, куда смотрите дальше, какие творческие планы?

- У меня довольно своеобразный подход в этом ключе, я уже говорил, что видел все намного заранее, что не удивляюсь успехам и не схожу с ума. Так вот, в моем понимании, все, что уже произошло, и даже то, что делается в данный момент — уже старье. Это держит меня в тонусе и не позволяет мне сидеть на игле «успешного успеха», дает энергию двигаться дальше безостановочно.

Планы, как всегда, масштабные — пойдем по всему миру, XSA Worldwide. Будем делать ивентику, строить парки, производить авторскую продукцию, веселиться, делать счастливыми тысячи, сотни тысяч, а может быть и миллионы людей.

-16

- На одной из встреч онлайн-клуба Dipmission для девелоперов вы говорили про повышение привлекательности жилых районов за счет ценного общественного спортивного актива. Расскажите об этом вкратце для тех, кто не был.

- Если коротко и просто, то спортхаб на районе, в который вы в любой момент можете прийти с семьей и качественно, весело провести время — топ. Разные активности для каждого члена семьи — скейт-парк с пулом, детская зона для самых маленьких на беговелах, воркаут, игровая площадка и грамотно спроектированные зоны отдыха. Таким образом вы закрываете сразу несколько важных аспектов — находитесь на открытом воздухе, проводите время активно, развиваетесь физически, общаетесь с семьей. Все это влияет не только на каждого, но и непосредственно на сами города.

-17

- Сейчас в жилых комплексах и общественных пространствах куда чаще стали встречаться скейт-парки. Однако многие застройщики всё равно их вырезают из всех проектов благоустройства и даже мысли о них не допускают - из-за опасений насчёт травматичности, шума и того, что они (о ужас) привлекают подростков, а те могут там пить и курить. Эти стереотипы, конечно, имеют под собой основу, но что с ними делать и как менять эти взгляды?

- Во-первых, BMX и скейтбординг — это уже спорт высших достижений, это олимпийские, признанные и зрелищные виды спорта. Во-вторых, скейт отлично подходит для социализации и «правильного» развития подростков, которые могут ломаться в переходном периоде из-за перестройки личности или, например, проблем в семье, насилия, дисконнекта со сверстниками, буллинга.

Какие есть варианты? Можно направить свою энергию в деструктив, связаться с плохой компанией, а можно выплеснуть все это в скейт, придя на спот — в трюки и творчество на доске, обретя таких же заинтересованных. Скейтбординг объединяет — это однозначно.

Другой важный момент — для того, чтобы научиться делать хотя бы один трюк, тебе, скорее всего, придется обломаться несколько десятков раз или больше. В дальнейшем этот скилл позволит тебе достигать целей по жизни, со временем ты выработаешь терпение и упорство. Вся эта польза и многие другие аспекты очень грамотно, а главное, научно изложены в одном из переведенных нами материалов.

-18

А все, что касается шума, курения, поведения, мне кажется, уже неактуальным. Глобально, стереотип о том, что в парках собираются одни маргиналы — устарел. Это пережиток прошлого. Да, конечно, всегда есть и будут недовольные. Всегда сохраняется процент тех, кто нарушает правила поведения в парке, несмотря на контроль, таблички, камеры. Нарушает разными методами. Но я вижу, что сегодня эта тема воспринимается иначе, она уже намного безболезненнее, чем 10 лет назад. Люди в большинстве своем рады и благодарны за парки, неважно где — в глухой деревне или в мегаполисе. А мы рады давать им эти парки.

Делитесь мнением и подписывайтесь, чтобы не пропустить следующее интервью с интересным героем - оно уже в процессе.

А пока ждёте, рекомендуем прочитать материал о том, как в России производят элитную мебель из микробетона и фанеры, не имеющую аналогов за рубежом. Соосновательница студии российской дизайнерской мебели Ply рассказала нам о том, как началось уникальное производство, где реализуют дизайнерские предметы интерьера, которые не могут создать в других мастерских.

Кстати, если вы знаете тех, о ком стоит рассказать, смело пишите нам в соцсетях!
___
Фото в статье взяты из телеграм-канала https://t.me/xsalife и с сайта https://xsaramps.com/contacts/.