В детстве несколько раз видела эту историю о чудаковатом парне с ножницами вместо рук. Мрачные тени, яркие краски, странные люди – было забавно. Совсем недавно я пересматривала это творение от мастера странности и безумной эстетики и обнаружила, что дебютная совместная работа Бёртона, Деппа и Райдер - это глубокая социальная драма на тему инклюзии.
Волею случая молодой человек с особенностями, физиологическими и психологическими, проведя практически всю свою жизнь в изоляции, знакомится с Пэг Боггс (исп. Дайан Уист), которая сразу проникается к нему симпатией и приглашает в свою семью. Попав к Боггсам, Эдвард получает полное принятие, поддержку, участие и душевное тепло. Под поливом позитивных подкреплений в герое начинают проявляться разнообразные таланты: фигурная стрижка кустов и деревьев, парикмахерское искусство, художественная резка по льду. Эдвард раскрывается навстречу любви, превращая свою недееспособность в уникальность, раскрывая свой потенциал. Он создаёт красоту, созидает, влюбляется, становится смелее и, в конце концов, заметнее для общества, чьего принятия и одобрения он ожидает по примеру своей новой семьи. Ведь если они его приняли и полюбили со всеми его отличиями, почему бы и всем остальным не поступить точно так же? Но всё не так просто.
Пока Эдварда никто не видел, он никому не мешал жить, никого не ставил перед выбором и не озадачивал определением отношения к таким, как он. Люди жили – не тужили, все были примерно одинаковы и понятны.
Но он не мог не выбраться из замка. Если бы Пэгг не пришла, рано или поздно он нашёл бы из него выход. Это как метафора взросления - как ни весело сидеть в песочнице, когда-то ты из неё вырастишь и пойдёшь познавать мир. До поры Эдвард был обособлен в своём замке, лишён полноценного общения, любви, самореализации. Кто-то может принять это за свободу, но это не так. Можно ли рыбу считать свободной от воды? Так и человек, будучи существом социальным, не может быть свободен от социума, пока не реализуется и не найдёт своё место в нём.
Людям, ощущающим свою инакость особенно важно это место обрести, быть принятым, быть своим. Когда герой ценой своих усилий становится известным, он начинает привлекать всеобщее внимание, оттягивая его от других, более заурядных людей, не привыкших за это внимание конкурировать здоровым образом. Таким образом рождается агрессия. Эдвард начинает не только раздражать, но и пугать, как всё непонятное, неизвестное.
Люди всегда боятся того, чего не понимают, неизвестное они считают опасным. Это становится поводом для проявлении агрессии. Даже наоборот - людям по природе свойственно проявлять агрессию. Они ищут повод и находят возможность излить её в социально одобряемом русле. Под предлогом защиты от угрозы (выдавая мнимую за реальную) агрессия легко трансформируется во враждебность. И здесь уже любой повод сгодится.
А ещё масла в огонь подливает неопытность и доверчивость парня. Противостоять соблазну совершить подлость, воспользовавшись чужой неискушённостью для некоторых ох, как сложно. Таким кажется, что если человека можно легко обмануть, то он сам в этом виноват. Но это лишь оправдание собственной гнусности.
У Эдварда, как у любого человека с расстройством аутистического спектра, есть сложности с выстраиванием коммуникаций. И это так не похоже на тех, кто его теперь окружает.
Людей, не привыкших видеть дальше своего носа, отталкивает любая непохожесть, а ещё – чистота, силу которой не все могут вынести. Это от того, что рядом с этим светом и чистотой люди яснее видят свои тёмные пятна и чистого хочется поскорее испачкать, чтобы сравняться. (Ведь легче запачкать чистое, чем отмыть грязное).
У страха, как известно, глаза велики, легко создать чудовище, демонизируя непонятное, акцентируясь лишь на негативном, игнорируя и нивелируя всё светлое и положительное. Вспомним эпизод, когда Эдвард спасает из-под колес несущегося фургона своего младшего брата Кима, но случайно ранит его, и все обращают внимание именно на это, выбирая видеть необычного парня монстром. Есть такое выражение «если человека всё время называть свиньёй, в конце концов он захрюкает». Подвергаясь сильнейшему давлению, Эдвард ломается и, защищаясь, совершает убийство. Герой в ловушке: теперь он монстр, жестокий и беспощадный убийца, люди оказались правы.
Немудрено сломаться под давлением общества, которое сначала борется за возможность побыть с тобой рядом, приласкать, сказать доброе слово, а приглядевшись, с разбега сталкивает в пропасть, потому что решило, выбрало тебя не принимать. Какой бы прекрасной ни была твоя душа, как бы ни поддерживали тебя близкие люди, общество всегда будет тыкать пальцем и говорить что-то вроде: «Уйдите с детской площадки, мой ребёнок вас боится!», «Это кафе только для нормальных!» или «Зачем показывать Параолимпийские игры? На это же неприятно смотреть!»
В начале истории Эдвард изолирован от социума, в конце попадает в полную социальную изоляцию, в финале сознательно выбирает отшельничество. Ему дорого обошёлся этот опыт. И всё-таки без этого пути Эдвард так ничего бы и не узнал о себе, о любви, о мире. Он стал таким, каков он есть, и приобрел возможность делать мир прекрасным благодаря пройденному пути. А пока общество не готово, стоит беречь себя.
На мой взгляд, фильм именно об этом. Невозможно интегрировать в общество человека с особенностями, если общество к этому не готово, и любое светлое начинание может быть испоганено и низвергнуто непробиваемостью узко мыслящих граждан.
Конечно, за 30 с лишним лет (фильм вышел в 1990 году) многое поменялось: в одних странах управленцев действительно трогает качество жизни и равные возможности для особенных людей, в других большое внимание уделяют написанию законов и предписаний. Людям из этих стран до равных возможностей как до демократии пешком. Так далеко, что глазами не увидеть. А в иных и этого нет.
Есть о чём подумать.
А о чём этот фильм для вас?