В июле, еще находясь в Крыму, генерал-поручик Суворов получает новое назначение, переходит под непосредственное руководство фаворита императрицы Екатерины II графа Григория Александровича Потемкина губернатора Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний и назначается командующим приграничной Новороссийской дивизии.
Как видим, по служебной линии Александр Васильевич даже получил некоторое повышение, заполучив себе в непосредственные начальники самого влиятельного человека Российской империи. Однако, в личной жизни у Суворова не все так гладко. Его брак дает трещину из-за измены супруги.
Справедливости стоит отметить, что его молодая 29-летняя жена Варвара Ивановна, будучи на 20 лет моложе своего мужа, все последние годы супружеской жизни вынуждена либо проживать в глуши — поселке Опошне под Полтавой, либо следовать за своим беспокойным мужем по тряским дорогам. В результате у Варвары Ивановны в 1776 — 1777 годах случилось подряд два выкидыша. Кроме того, проживая со своим мужем в Крыму, заболев лихорадкой, она пролежала в постели 8 месяцев. Александр Васильевич, постоянно занятый важными делами, не мог уделять жене внимания, часто по полгода с нею не видевшись. Ничего удивительного нет в том, что в результате молодая красивая женщина, не имеющая твердых нравственных убеждений, поддалась искушению.
Летом 1777 года у Варвары Ивановны начался роман с секунд-майором Санкт-Петербургского драгунского полка Николаем Суворовым. Это был двоюродный племянник генерал-поручика Суворова. Молодой, красивый, разбитной Николай Суворов начинал службу в Суздальском полку и прошел под началом Александра Васильевича всю Польскую кампанию против конфедератов, весьма отличившись в сражении под Ландскроной и при осаде Кракова, выказав при этом чудеса отваги. В 1778 году Николай Суворов был приставом при Крымском хане Шагин-гирее и все это время пользовался уважением и покровительством генерал-поручика Суворова.
В июне 1779 года услужливые люди открывают Александру Васильевичу глаза на отношения между Варварой Ивановной и Николаем. Чистый и прямодушный, сказавший о себе: «кроме брачного, ничего не разумею», А. В. Суворов потрясен открывшимся вероломством сразу двух близких ему людей.
- Столь мною облагодетельствованный оказался гнусным соблазнителем, а она — блудницей! — возмущенный предательством Суворов избегает теперь даже упоминать имя жены.
После бурного, но короткого объяснения Суворовы расстаются: Варвара Ивановна с дочерью Наташей отправляется в Москву, в дом на Большой Никитской, а Александр Васильевич остается довершать свои дела в Крыму. Ревность точит и грызет его. Суворов готовится к разводу.
В сентябре 1779 года расстроенный Александр Васильевич подает прошение о разводе в Славянскую духовную консисторию. Он обвиняет жену в том, что она, «презрев закон христианский и страх Божий, предалась неистовым беззакониям явно с двоюродным племянником моим…»
Обычная решительность Суворова проявляется и в семейном конфликте. Александр Васильевич хочет определить свою дочь в Смольный институт благородных девиц, отобрав ее у Варвары Ивановны. Воля Суворова исполняется. В январе 1780 года маленькую четырехлетнюю Наташу забирают у матери из Москвы и увозят в Санкт-Петербург, где помещают в Смольный пансион.
Горе Александра Васильевича очень велико. Издерганный, измучившийся муками ревности генерал-поручик совершенно падает духом, переживая раз за разом внезапно открывшуюся измену. За прошедшие месяцы Суворов сильно осунулся и постарел.
В декабре 1779 года императрица Екатерина II неожиданно вызывает генерал-поручика Суворова в Санкт-Петербург. Александр Васильевич, полный переживаний и неясных надежд, выезжает в столицу.