Для того чтобы понимать масштаб личности этой фигуры следует сказать, что это Покрышкин или Кожедуб для Корпуса Морской пехоты. Ас №1 морпехов и один из лучших асов США.
Грегори Бойингтон родился 4 декабря 1912 года в Кёр Д`Ален, штат Айдахо. Его детство прошло в Оканогане, шт. Вашингтон.
В возрасте восьми лет, Грегори впервые поднялся в воздух, познакомившись со знаменитым Клайдом Пенгборном, перелетевшим впоследствии Тихий океан. ''Мне всегда нравилась идея полета. Я читал все книги об асах первой мировой войны, собирал модели самолетов и планеров''.
Его мать жила в Тахома и работала телефонисткой, чтобы будущий ас мог посещать колледж. А сам он зарабатывал тем, что парковал машины. Летом он работал на золотом прииске в Айдахо, чтобы оплатить учебу в университете, и членство в молодежном союзе.
В 1926 г. он серьёзно занялся борьбой. В 1930 году поступает в университет.
В 1934 году Холленбек (фамилия отчима) окончил кафедру авиационного проектирования Вашингтонского университета и получил степень бакалавра по дисциплине проектирование летательных аппаратов.
Вскоре после этого Грег женился. Военную карьеру будущий ас начал еще в высшей школе - как резервист. Два месяца отслужил в 630 батарее береговой охраны, Форт - Уорден, штат Вашингтон.
После увольнения в запас 16 июня 1934 года, Грегори работает чертежником в Сиэтле в компании Боинг. Узнав от матери, что его подлинная фамилия - Бойингтон, Грегори тут же использовал это как шанс для начала новой карьеры: заключенный брак не позволял ему вступить в морскую авиацию. Вспоминаем ролик о подготовке лётного состава флота Японии и США. Тогда морским лётчикам в течение нескольких лет нельзя было вступать в брак. Сменив фамилию и оставив семью с тремя детьми, Грегори был зачислен кадетом в состав авиации морской пехоты 18 февраля 1936 г, и приступил к обучению. Его афёра раскрылась при первой же выплате жалования - Грегори был вынужден платить алименты. Что интересно. До поступления в лётную школу он, вообще не употребляя алкоголь, а затем понеслось. Здесь он зарекомендовал себя как пьяница, скандалист, драчун.
11 марта он официально стал морским летчиком и по распределению был направлен в Квантико, Вирджиния, в состав 1 авиакорпуса морской пехоты. После окончания школы морской пехоты в июне 1938 года переведен в состав 2 авиагруппы (MAG 2) в Сан-Диего. Отметился он на этом месте исключительно с отрицательной стороны. Попойки, драки и прочие нарушения воинской дисциплины. Кроме того, в одну ночь, будучи пьяным, он попытался переплыть залив Сан-Диего. В итоге обнажённым был задержан патрулём. 4 ноября 1940 года, Грегори назначен на должность инструктора. В 1941 г. в состоянии алкогольного опьянения избил старшего офицера, кредиторы обратились в Корпус Морской пехоты о выплате долгов, поэтому ему ничего не оставалось, как отправиться в Китай.
''Я служил в военной авиации с 1934 года и летал с 1935, и стал инструктором первоначального обучения, и в пилотировании вслепую. Там я встретил многих своих друзей, в том числе Джо Фосса. Я комиссовался и подписал контракт с группой американских летчиков - добровольцев в Китае (AVG) в сентябре 1941 года, так как очередного звания было долго ждать, а мне нужны были деньги. В AVG платили 675 долларов месячного жалования, плюс 500 долларов за каждую подтвержденную победу. В 1941 году это было то же самое, что сейчас 5000 долларов. С моей бывшей супругой, тремя детьми, с долгами и моим образом жизни - понятно, мне нужны были деньги. Между прочим, правительство чертовски хорошо знало, чем мы занимаемся. Они это все и организовали. Именно тогда я узнал, что адмирал Честер У. Нимитц имел подробное досье на любого флотского летчика. Единственное, что от нас требовалось - держать рот на замке.''
До официального вступления США в войну, американская сторона не имела права оказывать Китаю официальную военную поддержку. Поэтому, добровольцы ехали в Китай под видом работников фиктивной организации САМСО (Central Aircraft Manufacturing Company), якобы производившей самолеты для китайских ВВС. Чтобы стать членом САМСО, Грег заявил, что он - бывший летчик легендарной эскадрильи 'Лафайетт'. 26 августа 1941 года, он подписал контракт на должность командира звена с ежемесячным окладом 650 долларов плюс 500 за каждый сбитый самолет противника.
Бойингтон и 25 лётчиков под руководством командира группы Кёртиса Смита отправились на войну на американо-голландском пароходе Бошфонтейн'.
12 ноября 1941 года, 26 лётчиков прибыли в Рангун.
Бойингтон тут же положил глаз на Ольгу Гринлоу, жену оперативного офицера Гринлоу, о котором пойдет речь ниже. ''Он был пяти футов роста, - вспоминала она впоследствии в своей книге ''Леди и тигры'' - невероятно широкоплеч и узкобедр, голова держалась на толстой шее. Он имел грубые черты лица, большие глаза, широкий и толстый нос, тяжелые желваки. Другие люди его побаивались - и не без основания. Однажды ночью, будучи в стельку пьяным, Бойингтон поднял с постели Ноэля Бекона, который помимо всего прочего, заведовал транспортными средствами, и потребовал ключи от аэродромного фургона. Ноэль отдал ему ключи - что ему оставалось делать, под дулом револьвера 45 калибра?''
Его боевое крещение состоялось 26 января. Группа американцев столкнулась с превосходившей их по численности группой армейских Ки-27 ВВС Японии. В ходе боя один их Р-40 был сбит. Японцы потерь не понесли.
Бойингтон утверждал, что в Китае он сбил 6 вражеских самолётов. Документы AVG приписывают ему две победы в воздушном бою. В архиве Клэра Шенно имеется следующий документ:
Донесение
6 февраля 1942 года, вкупе с другими членами эскадрильи, заместитель командира эскадрильи Г. Бойингтон вступил в бой с японскими истребителями возле г. Рангун, Бирма. В завязавшемся бою им лично было сбито два вражеских истребителя. 24 марта 1942 года, в составе группы из шести самолетов, им был атакован аэродром Ченг - Маи (Chiengmai), Таиланд. В результате этой атаки, было уничтожено 15 самолетов противника. Поощрение за эту операцию поделено между ее участниками: заместителю командира эскадрильи Бойингтону - 2,5 победы. Всего этим летчиком было уничтожено 4,5 вражеских самолета: 2 - в воздушном бою, и 2,5 - на земле. Бойингтон представлен к поощрению за выдающееся летное мастерство и высокие достижения.
Клэр Шенно, командующий AVG.
27 апреля 1942 года
С Шэнно у Бойингтона были напряжённые отношения:
''Я встречал генерала много раз. Первый раз, это было в деревне Тунгу, в окрестностях Рангуна. Его внешность впечатляла, и командовал он соответственно, хотя многие из его решений позже отвернули нас от него. Он был, мягко говоря, недоволен некоторыми нашими фокусами - например тем, что мы регулярно отстреливали телеграфные провода из револьвера 45 калибра, устраивали гонки на буйволах и уличные родео, или тем, что мы били светильники в баре, когда нас отказывались обслуживать. Кое - кого из техперсонала поймали на том, что они продавали оружие налево. Разумеется, мы делали все возможное, чтобы Шенно все это не узнал. Однажды перед боевым вылетом, мы тренировались в стрельбе по стенкам, и рикошетом едва не зацепили гражданского представителя от фирмы ''Аллисон'', так что вы можете представить, какой рапорт он составил. Сколько раз мне угрожали трибуналом - не сосчитать, хотя с технической точки зрения, мы были гражданскими лицами, так что нам все сходило с рук.
Авторитет Шенно сильно упал в моих глазах, после его приказа атаковать наземные цели. В этих рейдах мы понесли огромные потери в экипажах и самолетах. Именно тогда погиб Джек Ньюкирк. Третья эскадрилья вечно была занята, атакуя воображаемые цели и ''отряды противника неизвестной численности ''. Чушь собачья. Просто Шенно пытался оправдать наше присутствие, раз уж мы не имели возможности встретиться с японцами в воздухе. Многие из наших отказывались летать - велика ли польза от бодания с дубом? А Шенно запугивал нас трибуналом до тех пор, пока мы действительно не покатили на него бочку. Мы были гражданскими спецами, работавшими на иностранное правительство - вот кто мы были, а не его личная команда''.
Вообще его воспоминания аса о службе в Китае наполнены в большей степени рассказами о попойках и борделях, о драках и ссорах с сослуживцами, чем о победах над японскими истребителями. Отношения с руководством AVG у Бингтона из-за постоянного пьянства и грубости последнего испортились окончательно.
Шенно вручил Грегу ''волчий билет'', когда тот ушел из AVG, за три месяца до истечения контракта.
Покинув ряды AVG, Бойингтон добрался до Индии на самолете китайских ВВС, оттуда в Карачи - на летающей лодке ВОАС. Далее, он попытался воспользоваться услугами транспортной авиации ВВС США, но получил решительный отказ - очевидно, он был первым, на кого распространилось требование Шенно - не пускать на борт дезертиров из AVG. В конце концов, Бойингтон совершил путешествие на гражданском судне SS Brasil.
Всего за время своей службы в AVG, Грег Бойингтон налетал 300 летных часов и сбил шесть вражеских самолетов.
Бойингтон вернулся в США в июле 1942 года и подал рапорт о восстановлении его в звании на основании договора с адмиралом Нимитцем. Ему приказали вернуться домой и ожидать приказа, должного решить его участь. Несколько месяцев спустя Бойингтон вынужден был вернуться к своей старой работе — то есть, занялся парковкой машин, чем занимался еще в колледже.
После возвращения Грег развёлся со своей первой женой.
В ноябре 1942, наконец, поступил приказ об отправке Бойингтона в Сан-Диего, где на второй день службы ему присвоили звание майора запаса.
В январе 1943 года, Бойингтон вновь пересек Тихий океан и высадился в порту Нумеа, Новая Каледония. Он был назначен помощником дежурного офицера на аэродроме Эспириту — Санто, но такая служба эта административная работа его, конечно, не устраивала. Грег требовал, чтобы его перевели в летную часть. Его перевели в VMF-122.
Эскадрилья Бойингтона в ту пору летала на Уайлдкэтах, сопровождая пикирующие бомбардировщики с Гуадалканала в налетах на Бугенвилль. За время своего первого оперативного цикла, будущий ас не сбил ни одного вражеского самолета. Затем его часть начали перевооружать на новые истребители Корсар. Грег вернулся в строй в начале июня, но уже 7 июня сломал лодыжку во время игры в футбол, и был направлен в госпиталь в Окленд. Его часть под командованием майора Хансена в это время вела жаркие бои и сбила 30 японцев.
После возвращения в Эспириту-Санто, Грег, как запасной игрок, переходил из одной эскадрильи в другую, практически не участвуя в боевых вылетах. После шестого такого перемещения, 26 июня он был зачислен в состав VMF-112, где пробыл до 11 августа.
Одним из моих занятий было вести дисциплинарные дела офицеров и контрактников. Вот тогда у меня и созрела мысль сформировать эскадрилью. Я переговорил с командиром MAG-11 (Marine Air Group), полковником Сандерсоном, и он на словах одобрил мою идею. И я начал собирать летчиков, откуда, только можно было.
Эскадрилью он набирал по большей части из таких же нарушителей дисциплины, как и он сам.
Новое подразделение получило индекс VMF-124, унаследовав его от другой части, отбывшей в США.
Первоначальный состав включал в себя 26 лётчиков: Стэн Бэйли, Хэнк Буржуа, Роберт Юинг, Пол Маллен, Джон Бегерт, Сэнди Симс, Билл Кейс, Вирджил Рэй. Все, кроме лейтенанта Рэя, уже сбил как минимум один японский самолет. Алан Маккартни (4 победы), Боб МакКлург, Крис Маги, Билл Хейер, Дон Мур, Джон Болт, Эд Оландер, Ролли Ринабаргер, Джордж Ашмун, Боб Брэгдон, Том Эмрих, Дон Фишер, Дания Гувер, Уолтер Харрис, Эд Харпер, Джим Хилл, Берни Такер, Брюс Мэтисон.
Эскадрилья была переименована в VMF-214, предыдущее подразделение убыло в США.
Бойингтон был самым старшим из лётчиков (большинству его подчинённых было чуть за 20, тогда как ему 31), благодаря чему и получил прозвище Grandpappy — Дедушка. Постепенно прозвище сократилось до Рарру, то есть Батя.
Изначально подразделение называлось Ублюдки Бойингтона, но командование посчитало, что это слишком. В итоге эскадрилья стала называться Чёрная овца. Аналог нашей белой вороны.
Свежесфомированная эскадрилья приступила к тренировкам в Черепашьей бухте на Эсприту-Санто.
В начале сентября 1943 г. подразделение прибыло на базу Рассел, Соломоновы острова. Знаменитый Хэндерсон филд.
Свой первый боевой вылет они выполнили 14 сентября 1943 года - сопровождение пикирующих бомбардировщиков Dauntless на небольшой остров Баллале на западе Бугенвиля, где у японцев была сильно укрепленная взлетно-посадочная полоса. Здесь он сбивает Зике. Через два дня в аналогичном рейде Бойингтон заявил пять сбитых. В октябре ВМФ-214 поднялся из свою первоначальную базу в Расселах в более передовое место в Мунда. Во время одной миссии над Бугенвилем, согласно рассказу самого Бойингтона, японцы связались с ним по радио на английском языке и попросили сказать его местонахождение. Грегори указал координаты, но высоту назвал на 5000 футов ниже. Когда появились Зики, группа сбила двенадцать Рэйсенов из них на его счету три, если верить его рассказу.
В октябре VMF-214 завершила шестинедельный тур, и эскадрилья отправилась в Сидней на отдых. За 32 дня майор Бойингтон сбил в районе Бугенвилля 14 вражеских самолетов.
Его подразделение Чёрная овца сбило и повредила 197 японских самолёта, что вызвало огромный интерес прессы.
Эскадрилья вернулась к боевой деятельности в декабре 1943 года. Бойингтон, по заданию генерала Митчелла, возглавил рейды на Рабаул. Первый такой налет состоялся 17 декабря. В нём участвовали 31 Корсар, 23 Р-40 и 22 Хеллкэта.
Следующий вылет, 23 декабря, был более успешным для американцев: потеряв три своих самолета, они сбили 30, причем Бойингтон сбил четыре японских истребителя.
До 27 декабря Бойингтон имел на своем счету 25 побед.
Ранним утром 3 января 1944 года Грег, вместе со своим ведомым Джорджем Эшманом, возглавил группу из 46 самолетов. Его Корсар был в ремонте, и Грег воспользовался машиной другого аса – Мэриона Кэрла
Бойингтон атаковал строй из 10 японских самолетов. Ему удалось сбить Зик, но когда Грег попытался вернуться в строй, японские истребители отрезали его от своих. Корсар Эшмана был подбит и задымился. Прикрывая ведомого, Бойингтон сбил еще двоих японцев — но поздно! Самолет Эшмана врезался в воду. Японцы перенесли огонь на Корсар Бойингтона. Снаряд попал в бензобак, который тут же взорвался.
Грег покинул самолет на высоте 200 футов. Его спасательный жилет оказался дырявым, а сам он был ранен в руки, ноги и голову. Бойингтон беспомощно бултыхался в воде, в то время как Зики расстреливали его еще добрую четверть часа.
Наконец, японцы ушли. Лишь Корсары кружили над местом приводнения их ведущего, пока хватало топлива.
Победу над американским асом одержал 18-ти летний Масадзиро Кавато.
О нём известно крайне мало. Но то, что известно не знающего человека ввергнет в состояние глубочайшего удивления. Кавато одержит 18 побед. Из них четыре тараном!
Первым станет бомбардировщик В-25 Митчелл, который Кавато сбил над Рабаулом в 1943 г. На его Рэйсене кончились патроны и он не нашёл ничего другого как пойти на таран. Машину покинул на парашюте. Затем в ноябре он тараном собьёт ещё один бомбардировщик, но получит при этом ранение. Через несколько недель в декабре тараном сбил Р-39 Аэрокобру и опять спасся на парашюте. В феврале 1944 над Рабаулом тараном сбивает В-24 Либерейтор, и вновь спасается на парашюте.
9 марта 1945 получит тяжелейшее ранение при атаке на двухместном Зеро австралийского корабля и попадёт в плен к австралийцам. После окончания войны переберётся в США. Возьмёт имя Майк. Будет работать гражданским пилотом, напишет книгу и будет участвовать в различных авиашоу.
«Я обследовал свои ранения, в надежде, что меня спасут. Я почти потерял левое ухо, оно держалось на каком — то кровавом месиве. Скальп был весь разодран; руки, плечи и пах - нашпигованы шрапнелью, и еще одна пуля прострелила мне икру. Да, я знавал лучшие дни» - вспоминал он.
Летающая лодка Каталина, отправленная на поиски Бойингтона, его не нашла. После восьмичасового пребывания в воде, Грега подобрала японская подводная лодка.
Через три часа он уже был в Рабауле. Американцы объявили его пропавшим без вести.
В Рабауле его допрашивал генерал. При этом спросив Бойингтона, кто начал эту войну. На что Грег не колеблясь, ответил, конечно, японцы. На что самурай рассказал ему короткую историю.
"Жила-была маленькая старушка, и она торговала с пятью купцами. Она всегда платила по счетам и прекрасно ладила. Наконец собрались пятеро купцов и подняли свои цены настолько высоко, что маленькая старушка не смогла позволить себе жить дальше".
Генерал вышел из комнаты, оставив Бойингтона обдумать, что у всего должно быть две стороны.
Через шесть недель он оказывается на Труке и попадает под один из ударов своих авианосных соединений. В конце концов, он оказался в лагере для военнопленных в Офуне. Там он подвергался пыткам, избиениям. Но по его же словам он не держал на японцев зла. Мало того. Он говорил следующее: Когда я думаю о том, как японцы относились к военным в их собственной стране, мне всегда становится не по себе при мысли о том, как мы обошлись с «нашими» японцами — отняли у них дома, и работу, а их самих бросили в лагеря».
Что касается лётчиков. Грегори вспоминал: Я могу сказать, исходя из собственного опыта, что японские летчики, особенно из императорского флота, были лучшими в мире истребителями. Эти ребята не шутили. Если они вас поймали - все, пиши, пропало, они вас непременно собьют.
После окончания войны он с удивлением узнал, что награждён Медалью Почёта и Военно-морским крестом.
После возвращения на родину его повысили до полковника.
1 августа 1947 г. отправлен в отставку
Сын Бойингтона также стал летчиком и участвовал во Вьетнамской войне.