Станцию «Коломенская» открыли 11 августа 1969 года на участке «Автозаводская» - «Каховская».
Название станция получила из-за расположенного рядом музея-заповедника «Коломенское», хотя в проектной документации упоминается иное имя – «Нагатино».
Проект разрабатывали архитекторы В. Черемин и Л. Шагурина.
Станция построена по типовому проекту – трехпролетная мелкого заложения, классическая "сороконожка".
Своды подпирают 76 колонн, размещенных в два ряда с шагом в четыре метра. Поперечное сечение колонны — это правильный восьмиугольник. Такие архитектурные элементы не были приняты при обустройстве стандартного типа постройки станций.
Типовые станции можно отнести к однотипным и не выразительным застройкам. Однако, стены «Коломенской» украсили чеканные панно авторства Ладыгина на тему мифических животных (львы, жар-птица, петухи). Подобные декоративные элементы были очень популярны в СССР в годы строительства станции.
Вставки из меди сохранены после реконструкции, благодаря этому решению интерьер обладает персональным акцентом и узнаваемым обликом.
12 ноября 2022 года участок «Автозаводская» — «Орехово» Замоскворецкой линии метро был закрыт на ремонтные работы.
3000 метростроевцев и сотрудников метрополитена завершили проект по реконструкции за полгода, хотя, по предварительным оценкам, было запланировано полтора года.
Для этого работать пришлось круглосуточно!
Компания РПО АЛБЕС сотрудничала с архитекторами и проектировщиками на предмет поставки отделочных материалов для путевых стен. Площадь облицовки составила 1225 м2.
Впервые в Московском метро для ускорения работ по монтажу было предложено использовать плитку малого формата на подсистеме, произведенной РПО АЛБЕС.
Типовой размер готовой панели – 1545 х 460 мм. На этой площади поместилось по 10 плиток в высоту и по три в ширину. Вес одной панели всего 21 кг, толщина панели с плиткой вместе с подсистемой – 45 мм.
Толщина материалов для отделочных решений на путевых стенах имеет большое значение - существуют жёсткие требования по габаритам пространства в зонах движения поезда.
До реконструкции, путевая стена станции «Коломенская» была отделана плиткой жёлтого цвета, которую укладывали поштучно на строительный раствор.
РПО АЛБЕС поставили на объект инновационную и максимально технологичную систему для быстрого и чистого монтажа, состоящую из высокопрочных многослойных панелей Perfaten Alcore, внутреннее наполнение которых выполнены в виде ритмично расположенных шестиугольников из алюминия, схожих внешним видом с пчелиными сотами и лицевым оформлением керамической плиткой, на несущей фасадной системе Хилти.
Монтаж плитки на панель производился на заводе с использованием специального шаблона. Производственные условия гарантируют высочайшую точность укладки. Расположение каждого элемента плитки в единой плоскости и равномерности швов между ними обеспечивает гладкую поверхность стены без преломлений и визуальных дефектов.
Почему внешний вид облицовки остался практически тем же самым?
Московское метро — не только быстрый способ передвижения, но ещё и уникальный объект культурного наследия, в котором отражена истории страны в рамках последнего столетия.
Сотовые панели марки Perfaten могут быть произведены с любой лицевой поверхностью (включая металл, стекло и натуральный камень), первоначально было предложено множество референсев с различными типами оформления в заданном цветовом диапазоне.
Однако, именно дань истории того периода сподвигла коллектив архитекторов из института «Инжпроект» оставить в проекте плитку, приближенную к оригиналу 1969 года.
Станция Коломенская, строилась с учетом постановления ЦК КПСС №1871 от 04.11.1955 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» - архитекторам тех лет запрещалось использовать дорогие материалы для отделки.
Поэтому простая облицовка плиткой является такой же важной вехой в истории Московского Метрополитена, как и украшенные мрамором и лепниной станции сталинской эпохи, и должна быть, хотя бы визуально, сохранена для будущих поколений.