Некоторые вещи требуют, чтобы о них помнили постоянно. «Западный» тип мышления в соприкосновении с БИ часто пасует перед неразрешимыми на первый взгляд проблемами, либо наоборот упрощает некоторые моменты, низводя широчайший проверенный временем опыт до абсурда. Здесь мы постараемся свести некоторые факты в единое целое.
Несмотря на то, что Айкидо существует уже много лет, различные его нюансы, в том числе и вопросы применения, по-прежнему остаются предметом всевозможных домыслов и непрофессиональных спекуляций. Вообще эта тематика гораздо больше наполнена мифами, нежели основана на каком-то базисе. Вопрос без сомнения сложный и имеет специфические отличительные черты.
Одним из аргументов критики является то, что техники якобы неприменимы порой даже на новичках, которые реагируют естественным образом (сопротивляются), а то, что мы обычно наблюдаем – всего лишь оговоренные парные танцы с дрессированным и послушным партнером (укэ). Также бытует мнение, что «любой мало-мальски подготовленный боксер (каратист, борец и т.д.) без сомнения победит жалкого ботаника - айкидоку».
В первую очередь, в данной ситуации сразу возникают вопросы: Сколько времени нужно, чтобы применять на практике те техники, которым человек обучается, в том числе и на неподготовленном, с точки зрения реагирования, человеке? Может ли Айкидо вообще сравниваться с другими видами боевых искусств или спортивных единоборств? По каким критериям?
Постоянные разговоры о том, что Айкидо может быть «прикладным», только если до него освоить на хорошем уровне «более серьезные» виды единоборств, также формирует в сознании людей штамп, что Айкидо не самодостаточная система и является лишь гимнастикой для пенсионеров или забитых очкариков. Получается весьма и весьма примитивно.
Парадокс заключается в том, что подобные вопросы задают только за пределами Японии. Эти свои, на первый взгляд резонные и обоснованные замечания, многие пытаются объяснить пытливостью «европейского» ума и доисторическими взглядами японцев на положение вещей, однако, мягко говоря, это не совсем так.
В самой Японии, в стране с проверенными временем традициями боевых искусств, никто и никогда не поставит под сомнение, что хороший айкидока справится с конфликтной ситуацией, если таковая произойдет, что само по себе уже означает применение определенных навыков. Традиционный же вопрос "что будет, если однажды темной ночью, в подворотне 10 дан по Каратэ повстречает 10 дан по Айкидо?"…в Японии попросту выглядит абсурдным. Студенты японских образовательных учреждений, которые имеют весьма широкий выбор, какими боевыми искусствами заниматься, никогда не руководствуются в своем выборе тем, какое из них наиболее "реальное" или более "смертельное". При этом даже через несколько лет упорных тренировок, выпускникам далеко еще не все удается, даже в учебной и тренировочной атмосфере додзе. Ведь ни одно БИ не может быть освоено всего за несколько лет обучения в период нахождения в учебном заведении, причем я не отношу к боевым искусствам явно коммерческие и активные соревновательные виды.
В японских БИ много говорят про "до" - путь развития личности, формирования характера. Но многие ли у нас в стране приходят в зал (додзё), чтобы действительно изменить себя? Поболтать, приятно провести время, улучшить здоровье, приобщиться к восточной культуре - это да, а многие ли хотят изменить привычки, друзей, работу, семейный уклад? А ведь правильные занятия с определённого этапа повышают степень организации жизни, заложенные семьёй и образованием. В Японии занимаются для этого. По этой причине традиционные БИ имеют там господдержку, в то время как у нас эти вещи часто воспринимаются как странность или слабость.
Айкидо, безусловно, является (в том числе) сбалансированной системой самозащиты, причем заниматься им чаще всего приходят исходя не из боевого аспекта, позволяющего овладеть устрашающими навыками мордобоя, а скорее из куда более миролюбивых соображений. Здесь нет соревновательного критерия и прогресс совершенно не связан с количеством выигранных или проигранных боев, а также сломанных и вывихнутых конечностей. Тренируясь с партнером, постоянно меняясь с ним ролями укэ и тори (ситэ), достигается обоюдный прогресс, невозможный при соревновательном и сугубо механическом подходе, свойственном большинству спортивных единоборств. Естественно, речь идет о тех, кто пришел заниматься обдуманно, всерьез и надолго, а не о желающих научиться убивать за 2-3 месяца и впоследствии уходящих в полном разочаровании. Взаимосвязь технических навыков с принципами перемещений (т.н. «культуры движений»), элементов физической и моральной подготовки, формирования характера, силы духа и желания идти до конца в постижении искусства – вот лишь те немногие вещи, которые в комплексе дают развивать и совершенствовать Айкидо внутри себя.
Объективно сравнивать различные виды единоборств невозможно в принципе, потому что, какой бы вид вы не выбрали, практикуясь и совершенствуясь в нем, вы при достаточном старании обретете те навыки, на которые вы рассчитывали, если не увлекались байками.
Возвращаясь к вопросу «реальности» техник, опять же можно отметить, что если базовые техники не проходят на неуклюжих новичках, то это не означает, что айкидо плохое или нереальное, просто что-то не так именно с вашей техникой! Правильно, к месту используемые и отработанные до уровня устойчивого навыка технические принципы работают на всех.
Изначально предполагается, что все техники одинаково эффективны, но в действительности, некоторые из них всё же более эффективны, чем другие, просто в силу их содержания. Например, весьма затруднительно будет для неискушенного айкидоки провести технику на сильном и гибком запястье человека, способного выдерживать сильную боль. С другой стороны, сихонагэ, даже проведенное новичком, может быть серьезным оружием, поскольку эта техника способна нанести весьма тяжелые увечья, будучи выполненной своевременно и в полную силу, пусть даже с перепугу.
Даже у мастеров весьма высокого уровня, бывает, случаются ошибки при демонстрации техник, хотя и крайне редко. С другой стороны, практика работы с сознательно выбранным укэ весьма проблематична. Опытный айкидзин должен быть способен работать с партнером любого уровня подготовки. Работа с молодыми, гибкими укэ более зрелищна и комфортна, однако есть опасность взращивания необоснованного чувства того, что вы работаете лучше, чем есть на самом деле. С другой стороны, иногда даже самые хорошие и опытные укэ не справляются, ассистируя мастерам, что неоднократно происходило и на моих глазах. Дело в том, что чем более реалистично нужно выполнить технику, тем более совершенной должна быть техника страховки. Идеальная техника означает идеальный уровень исполнения и укэми, а это по понятным причинам труднодостижимо.
К сожалению, в эпоху повальной коммерциализации и парада суверенитетов стало очень выгодно использовать бренд «айкидо» не только по прямому назначению, но и как ширму для шарлатанства, или зарабатывания денег, репутации. Общепринятые заблуждения относительно айкидо, которые мошенниками и недоучками естественным образом культивируются, еще больше способствуют его дискредитации. Стало очень много плохого айкидо, отвратительного айкидо, но это не говорит, что исчезло всё хорошее. Даже если вести речь о сообществе Айкикай, то становится очевидно, что в рамках данного сообщества существует весь спектр проявлений и того, и другого. Например, к работе Досю и ряда старших сиханов вопросов не возникает, в то время, как представители различных школ демонстрируют порой что-то невообразимое и глупое, как в технике, так и в формате обучения. Если работа на периферии и близко не похожа на Хомбу додзё, есть о чем задуматься. Почему, скажем, я, не относясь к Айкикай, в одних их школах вижу хорошую технику, а в других – полное разложение? Ведь я смотрю с позиций своей школы? Здесь речь скорее о наличии или отсутствии следования универсальным принципам. То есть, в силу многих причин, во многих додзё (у их инструкторов) нарушена цепочка преемственности знаний и техники. Иногда многочисленные инструкторы делают это сознательно, ведь их цель – выстроить собственную империю и следовать собственным мыслям и способам заработка. В ряде случаев, это проистекает из недоученности и отсутствия в пределах досягаемости нормальных учителей. Хотя учителя то доступны, просто выгоднее лишь декларировать принадлежность к школе, нежели на самом деле стараться получить оттуда всё лучшее. Да чего греха таить, сейчас буквально каждый, кто получил черный пояс (а это чаще всего 1-2 дан) считают, что уже способны буквально на всё, и начинают всё меньше прислушиваться к тому, что им говорят. Варятся в собственном соку и идеях. Отсюда и колоссальный разрыв в уровнях техники, а порой и её полная деградация. В этом плане существует очень хорошее сравнение: занятия ТБИ похожи на непрерывное движение против течения реки. Пока ты гребешь сильно и усердно, ты двигаешься вперед. Но стоит перестать грести и тебя этим течением уносит назад, и очень быстро.
Слишком модно сейчас быть у ряда инструкторов крутыми и независимыми. Причем, подобное тянется к подобному. Такие люди объединяются в ассоциации, федерации, консорциумы и т.д., будучи объединенными общей идеей – делать всё, что считают нужным сами, не оглядываясь на Хомбу додзё и основателей стилей, которые они, якобы, изучают. Запрещают проклятые японцы соревнования? Ладно – мы сами знаем, как и зачем их проводить. Требуют четкого следования стандартам школы? Да и пёс с ними – мы уже сами черные пояса. Так и происходит деградация.
Здесь позволю себе привести пару цитат людей, которые на самом деле являются (или являлись) настоящими, а не дутыми экспертами в БИ:
- «Ты можешь быть сколь угодно крутым и уважаемым в сфере БИ, однако достаточно одного неприглядного поступка и от него будет не отмыться. Потеряно будет всё – уважение, опыт, талант, и помнить тебя будут годами именно за это…».
- «Несмотря на более чем 50-летний опыт в БИ и то, что у меня 10 Дан, я никогда не говорю, что я великий Сэнсей. Я до сих пор учусь и всегда буду больше учеником, нежели мастером…».
А что же в итоге? Одни следуют корректному пути и учатся, имея в итоге и знания и эффективность, другие тешат свое самолюбие. Последних, к сожалению, куда больше. Отсюда, как и везде (не только в айкидо) возникает только огромная куча всяческого неликвидного хлама под хорошими вывесками «за всё хорошее против всего плохого». Это не говорит о том, что айкидо плохое или хорошее. Оно существует, как явление, вне зависимости от мнения или действий отдельных людей. Можно сравнить его с элитным ВУЗом, где люди могут получить при желании реальные знания, а могут через пень колоду натянуть на диплом и провозгласить себя специалистами только на основе полученной бумажки. Но сам ВУЗ от этого не становится ни хуже ни лучше – он существует и предлагает огромный багаж знаний тем, кто готов и по-настоящему хочет его взять. А справедливо это не только для школ айкидо. Другие тоже ничем особым не отличаются и их «отраслевые проблемы» обычно очень похожи.