Сведения из книги Чулкова М.Д. 1786 г.
По общему канону бракосочетания призывается в дом жениха мальчик шести или семи лет, который укладывает вещи для невесты в специально купленный для этого ларец. В подарок невесте обычно покупались башмаки, опахало, серьги, пряжки, белила, румяна, перчатки и всякое другое.
Во время визита жениха к невесте, сидит он с невестой в мохнатой шубе, в знак будущей благополучной жизни. На другой день, перед поездкой в церковь тот же мальчик или другой, со стороны невесты, должен невесту обуть в новые башмаки и продает ее косу за гривну или за рубль, в общем, за сколько дадут. Невеста в знак покорности должна первый раз разуть жениха, при чем жених кладет в сапоги в правый – деньги, а в левый – плеть. И когда невеста берется за левый сапог, то жених вынимает плеть и охаживает невесту, а если за правый сапог берется невесте – то жених должен отдать ей деньги.
Новобрачных не кладут спать в жилом помещении, обязательно в пустом и нетопленном, какая бы температура не была снаружи. Некоторые, специально для этого строят покои, но не утепляют крышу. Под постель кладут ржаные снопы или солому.
Если на невесту в церкви для убора не надевают венец и держит его какой-нибудь мужчина, то верят, что этот брак будет недействителен и жена будет иметь или побочных мужей, или любовников, потому что она венца не надевала, или потому что венчались их трое вместо двух.
На другой день свадьбы, когда невеста не была девственна и целомудренна, то ее матери подносят стакан с дырой, зажимая его пальцем, из которого течет напиток, когда мать невесты возьмет его в руки.
У Яицких казаков к обрученной невесте каждый вечер ходят подруги, поют песни, пляшут и играют с молодыми людьми. Иногда это время продолжается до двадцати недель, тогда жених почти может обходиться с невестой так, как муж с женой. В девичник он должен принести невесте в подарок платье и весь женский убор. Невеста же дарит ему шапку, сапоги, рубаху и штаны.
После венчания едет невеста от церкви на телеге, а позади сидит ее мать и сваха, которая не всех пальцах должна иметь кольца. И обе сто стороны прикрывают невесту полотенцем, дабы никто ее лица не видел. Перед телегой идет жених с отцом и дружкой, позади телеги многие едут на лошадях верхом, и один из них держит полосатую плахту, которую черкесские жены обыкновенно носят вместо юбки, на длинный шест, как знамя. И она, плахта тем достойнее примечания, что здешние женщины ее не носят.
День бракосочетания проводится в питье, пляске и песнях, и притом по большей части на улице. У этих казаков прежде был такой обычай, что если жену больше держать не хочешь, то можешь вывести ее на площадь и продать.
У Донских казаков жених приезжает верхом за своей невестой, и лошадь его обвешана колокольчиками, чтобы невеста могла слышать прибытие жениха. Эти колокольчики хранятся потом у родителей новобрачных или у них самих для памяти. Невеста не приносит никакого приданного для жениха. Он должен ее одеть с головы до ног.
Когда Камчадал пожелает жениться, то высмотрев себе невесту обыкновенно в другом, не в своем острожке переселяется жить туда. И объявив невестиному отцу или матери о своем намерении, несколько времени работает, показывая удальство свое и проворство, услуживая всем, паче холопа, наиболее же будущему тестю, теще и невесте, а потом требует позволения взять невесту. И если поступки его родителям невесты и родственникам понравятся, то получает он на это соизволение. В противном же случае или вовсе пропадают его услуги или с некоторым вознаграждением он отпускается. Иногда случается, что такие женихи никому ничего не сказав, приходят жить в чужой острог и работают. Только по их услугам их можно признать, с каким намерением они это делают. Однако пока они сами не объявят о своем намерении родителям невесты, им никто ничего не говорит, что догадались о его планах.
Когда жених получает позволение взять себе невесту, то он ищет такого случая, чтобы где-нибудь напасть на нее там, где мало людей. Обычно невеста бывает под охраной всего женского пола всего острожка, которые редко от нее отходят. Во время похищения, бывает одета она в две-три одежды, опутана сетями рыболовными и ремнями связана, что не может повернуться как статуя. И если жених выберет момент, когда можно схватить свою невесту, то бросается с великим намерением сорвать с нее все одежды, чтобы коснуться тайных мест, это почитается вместо венчания. В это время от сама невеста и другие женщины начинают кричать, хотя невеста может совсем не противиться происходящему. Однако, ее охранительницы поступают с женихом немилосердно – бьют его, таскают за волосы, царапают лицо и используют любые средства, чтобы не дать ему украсть невесту. И если жениху удается произвести нужное действо – он сам отбегает от невесты, а невеста дает знак своим защитницам о его победе. В этом состоит важность этого обряда бракосочетания. Однако не всем женихам везет с первого раза, иногда ему приходится попытки делать больше года. И после каждой попытки он вынужден залечивать свои раны, ведь охранницы бьются в полную силу. А есть примеры, что некоторые семь лет добиваются своего, а получают вместо невесты увечье.
У кого получилось схватить невесту, то в следующую ночь приходит к ней без препятствий, а на следующий день увозит ее в свой острог без всяких церемоний. А для празднования брака возвращается к невестиным родственникам по прошествии некоторого времени.