Найти в Дзене
Дневник М и Ко

В школу, наверное, нет возврата

За последние две недели меня раза три в комментариях спросили - не собираюсь ли я рассматривать школу в качестве места работы.

Вопрос своевременный, так как обычно в конце августа, когда учителя собираются выходить (или не собираются) на работу, многое решается.

А я повторю свои слова, которые написал несколько лет назад:

- Мне хотелось бы работать учителем, но я не умею работать в нашей системе образования.

Из-за этого - возвращение к учительской профессии даже не рассматривается.

Прошло два года, как я ушел, но стало еще смешнее. Зарплаты - на том же уровне (при большом росте цен), обязанностей - добавилось, статус педагога - на низком уровне.

Я не знаю, как это чувствуется в больших городских школах, но в маленьких сельских школах педагоги обвешаны различными обязанностями, так как из-за небольшого числа людей в коллективе вся эта "дополнительная нагрузка" так распределяется, что со стороны кажется - будто бы образовательная функция школ ушла на второй план.

А я так не умею. Если уж что-то делать - так делать, а не пытаться всем угодить, так как из важнейшего звена в системе образования учитель превратился в самое "слабое звено".

Где обещанные почет и уважение?

Сейчас говорят, мол, в педагогические вузы большой конкурс. Покажите лучше большой конкурс на вакантные места в школах. Не в Москве, не в мегаполисах, а в глубинке

- Генриетта Альбертовна, я от Николая Геннадьевича. Он должен был вас предупредить.

- Кто вы?

- У вас тут полставки учителя информатики освободилось. Николай Геннадьевич вам должен был всё объяснить и попросить за меня.

- Совсем дурной? Пранкер какой что ли?

***

А конец августа у меня ассоциируется с тем, что обычно в это время заканчивался отпуск. Мне было нужно выходить на работу. Как правило, за три дня до окончания отпуска я был в этакой "депрессии". Жутко не хотелось выходить на работу.

Дни без образовательного процесса были невыносимы. Мне хотелось прийти - и сразу же на уроки, сразу же учить детей. Без всяких каникул, без всяких "образовательных традиций и бессмысленных ритуалов".

Вот сейчас, например, я работаю сам на себя. И одним из больших плюсов является то чувство, что не нужно никуда выходить в конце августа.

А нервы ... это то, от чего болезни. По крайней мере, так часто говорят. Нужно их сохранять, иначе кукуха вылетит раньше времени.

И сидишь потом на заборе - без кукухи, но педагогической льготной пенсией, которая уже и не походит на льготную.

Знаете, в первое лето, когда я уже не был школьным работником, мне почему-то представлялся тот старик из фильма "Всё будет хорошо", который вышел на пенсию и пошел через проходную на заводе, чтобы прочувствовать всю радость от того, что теперь ему не нужно на завод - он на пенсии.

- Вот вам! - показывал он всем кукиши. - Вам всем туда, а мне туда не надо!

Вот так действительно, всю жизнь думаешь и мечтаешь о какой-то другой жизни, которая будет там в будущем, но сначала нужно очень хорошо поработать. А самое главное - потерпеть. И еще немного потерпеть. Ты же учитель! У тебя же призвание! Тебя же ценят! Без тебя же никуда!

Но потом выходишь - и всё. Праздник жизни уже ушел.

Все на нём побывали. А ты не успел. У тебя даже грамота есть, в которой так и написано - "Грамота выдана отличному гражданину, который умел терпеть и шел верной дорогой, пока остальные пили мохито в Средиземном море".

- Папа! - закричат дети. - А мы в твоей жизни вообще были?

- Блин! У меня же и свои дети есть!

Семья должна быть на первом месте, чтобы потом не вручили ленточку "Он работал по призванию, но мы забыли его имя. Дети".