За последние две недели меня раза три в комментариях спросили - не собираюсь ли я рассматривать школу в качестве места работы.
Вопрос своевременный, так как обычно в конце августа, когда учителя собираются выходить (или не собираются) на работу, многое решается.
А я повторю свои слова, которые написал несколько лет назад:
- Мне хотелось бы работать учителем, но я не умею работать в нашей системе образования.
Из-за этого - возвращение к учительской профессии даже не рассматривается.
Прошло два года, как я ушел, но стало еще смешнее. Зарплаты - на том же уровне (при большом росте цен), обязанностей - добавилось, статус педагога - на низком уровне.
Я не знаю, как это чувствуется в больших городских школах, но в маленьких сельских школах педагоги обвешаны различными обязанностями, так как из-за небольшого числа людей в коллективе вся эта "дополнительная нагрузка" так распределяется, что со стороны кажется - будто бы образовательная функция школ ушла на второй план.
А я так не умею. Если уж что-то делать - так делать, а не пытаться всем угодить, так как из важнейшего звена в системе образования учитель превратился в самое "слабое звено".
Где обещанные почет и уважение?
Сейчас говорят, мол, в педагогические вузы большой конкурс. Покажите лучше большой конкурс на вакантные места в школах. Не в Москве, не в мегаполисах, а в глубинке
- Генриетта Альбертовна, я от Николая Геннадьевича. Он должен был вас предупредить.
- Кто вы?
- У вас тут полставки учителя информатики освободилось. Николай Геннадьевич вам должен был всё объяснить и попросить за меня.
- Совсем дурной? Пранкер какой что ли?
***
А конец августа у меня ассоциируется с тем, что обычно в это время заканчивался отпуск. Мне было нужно выходить на работу. Как правило, за три дня до окончания отпуска я был в этакой "депрессии". Жутко не хотелось выходить на работу.
Дни без образовательного процесса были невыносимы. Мне хотелось прийти - и сразу же на уроки, сразу же учить детей. Без всяких каникул, без всяких "образовательных традиций и бессмысленных ритуалов".
Вот сейчас, например, я работаю сам на себя. И одним из больших плюсов является то чувство, что не нужно никуда выходить в конце августа.
А нервы ... это то, от чего болезни. По крайней мере, так часто говорят. Нужно их сохранять, иначе кукуха вылетит раньше времени.
И сидишь потом на заборе - без кукухи, но педагогической льготной пенсией, которая уже и не походит на льготную.
Знаете, в первое лето, когда я уже не был школьным работником, мне почему-то представлялся тот старик из фильма "Всё будет хорошо", который вышел на пенсию и пошел через проходную на заводе, чтобы прочувствовать всю радость от того, что теперь ему не нужно на завод - он на пенсии.
- Вот вам! - показывал он всем кукиши. - Вам всем туда, а мне туда не надо!
Вот так действительно, всю жизнь думаешь и мечтаешь о какой-то другой жизни, которая будет там в будущем, но сначала нужно очень хорошо поработать. А самое главное - потерпеть. И еще немного потерпеть. Ты же учитель! У тебя же призвание! Тебя же ценят! Без тебя же никуда!
Но потом выходишь - и всё. Праздник жизни уже ушел.
Все на нём побывали. А ты не успел. У тебя даже грамота есть, в которой так и написано - "Грамота выдана отличному гражданину, который умел терпеть и шел верной дорогой, пока остальные пили мохито в Средиземном море".
- Папа! - закричат дети. - А мы в твоей жизни вообще были?
- Блин! У меня же и свои дети есть!
Семья должна быть на первом месте, чтобы потом не вручили ленточку "Он работал по призванию, но мы забыли его имя. Дети".