Мало кто знает, что в жизни одного из лучших воспитанников магнитогорской хоккейной школы Николая Кулёмина, отыгравшего десять сезонов в заокеанской НХЛ и дважды ставшего чемпионом мира в составе сборной России, был момент, когда он хотел «завязать» с хоккеем. Сохранил талантливого форварда для большой игры Юрий Исаев. А за такие факты биографии впору звания давать – заслуженного тренера России, например.
– Дело было так, – вспоминал как-то сам Кулёмин, уже получив звание заслуженного мастера спорта. – Я играл в юношеской команде своего возраста в четвёртом-пятом звене и хотел уже «завязывать» с хоккеем. Но Исаев что-то во мне разглядел, взял к себе в фарм-клуб и начал доверять. Поставил в звено с хорошими партнёрами, предоставил шанс. Кстати, как играет сам Исаев в составе «Металлурга», я видел в детстве, когда ещё совсем маленьким посещал хоккейные матчи…
В карьере самого Юрия Исаева (25. 02. 1965 – 27. 04. 2021) словно в зеркале отразилась непростая судьба магнитогорского «Металлурга». Вместе с командой он прошёл путь от заснеженной «Малютки» до лучших хоккейных площадок страны, от класса «Б» до бронзовых медалей чемпионата страны и финала Кубка. Уникальность этого защитника уже в том, что он выступал в составе родного клуба в четырёх (!) разных дивизионах национального чемпионата – классе «Б», второй и первой лигах первенства СССР, в потом – в постсоветский период – в Межнациональной хоккейной лиге и суперлиге чемпионата России.
– Как и все, кто начинал здесь, в Магнитогорске, прошёл через лёд на прудах, тренировки в пять-шесть утра, – рассказывал мне Юрий Исаев в середине девяностых годов прошлого века. – Искусственного льда тогда в городе не было, поэтому хоккейные занятия начинались где-то в конце сентября, когда на заводских прудах только-только появлялась корка льда. Как сейчас помню, брали с собой сменную одежду и с шести утра тренировались. В восемь часов всходило солнце, и лёд таял. Мы переодевались и шли в школу…
– Свой дебют в «Металлурге» помнишь?
– Конечно! Было это в 1980 году, когда команда играла ещё в классе «Б». Нас, молодёжь, тогда подпускали к основному составу. Играли на открытом льду, на «Малютке, где иногда шайба лопалась от мороза и раскалывалась на две части. Молодых хоккеистов тренеры выпускали на лёд редко, так что мы просто грели лавку для основных игроков.
С шестнадцати лет стал выходить на площадку чаще. Играл в пятёрке с Виктором Суховым, Геннадием Разумняком, в защите – с Юрием Моревым, Василием Пендюриным.
– В те годы путь лучших хоккеистов Магнитки неизменно лежал через «Челябинск…
– В «Тракторе я оказался благодаря Валерию Константиновичу Белоусову. В середине восьмидесятых он провёл один сезон в «Металлурге» играющим тренером: необходима была практика для поступления в Высшую школу тренеров. Играл с нами, учил, показывал всё, что умеет. Затем, когда окончил в ВШТ и вернулся в Челябинск, пригласил пять или шесть игроков из «Металлурга» в «Трактор». Я подошёл к Валерию Викторовичу Постникову, посоветовался. Он ответил: «Иди, попробуй. Посмотри, что такое высшая лига». Я и поехал – попробовать.
– Но всё-таки никто из магнитогорцев твоего поколения не прижился в «Тракторе». Ни Игорь Князев, ни Константин Исаков, ни Игорь Андросов, ни Юрий Шпигало, ни Виктор Марусов. Да и ты вернулся, хотя даже жену нашёл себе в Челябинске. В чём дело?
– Лично я поехал посмотреть большой хоккей. С материальной точки зрения (а об этом тоже надо было думать: у нас ведь семьи, дети) ничего особенного в «Тракторе» не было. Жилья не давали. У нас с Костей Исаковым была лишь служебная квартира – одна на двоих. А тут перед началом очередного сезона на сбор в Челябинск приехал «Металлург», подошли тренеры, попросили вернуться: «Жильё дадим, забот о материальных благах у тебя не будет, только приезжай и играй. Мы создаём команду, способную выйти в первую, а потом – в высшую лигу». Это и сыграло основную роль. Да и Магнитогорск – всё-таки родной город.
– Пожалел, что вернулся?
– Ни разу! Хотя Белоусов отговаривал: ты пожалеешь, что опять в свою «дыру» поехал. Тогда он и не предполагал, что сам в Магнитку вернётся…
…Всё получилось так, как и обещал Постников. «Металлург» вышел в первую лигу, затем – в высшую, точнее, в созданную тогда МХЛ (не путать с нынешней Молодёжной хоккейной лигой!). И Исаев в составе родного клуба стал и бронзовым призёром чемпионата, и финалистом Кубка страны. А потом ушёл в тренеры – начал работать с молодёжью, не вписавшись в создаваемую Валерием Белоусовым будущую чемпионскую команду. «Свою жизнь без хоккея даже не представляю», – сказал тогда.
На этом поприще первые успехи пришли в начале нового века. Двадцать лет назад, в 2003 году, под руководством Исаева фарм-клуб «Металлург»-2 стал победителем регионального турнира первой лиги чемпионата России. Затем, когда Юрий Алексеевич работал уже в тренерском тандеме с Евгением Корешковым, «выстрелила» магнитогорская молодёжка – «Стальные лисы» стали первыми обладателями Кубка Харламова…
Впрочем, случай с Николаем Кулёминым сам по себе характеризует тренерскую жилку Юрия Алексеевича Исаева. Человека, у которого было три высших образования. И который ещё в юном возрасте продемонстрировал недюжинные умственные способности, выиграв олимпиаду по математике...
© Владислав Рыбаченко
Использованы фото из архива ХК «Металлург» и газеты «Магнитогорский металл»