Императрица Елизавета Алексеевна – супруга Александра Первого – была человеком открытым и доброжелательным. Но, пожалуй, нет на земле людей, у которых отсутствовали бы враги, неприятели или хотя бы люди, которые не нравятся.
Елизавета Алексеевна невзлюбила фрейлину Марию Антоновну Нарышкину. И на то были причины. Это точно не было самодурством.
Треугольник
Александр Первый любил свою супругу – это несомненно. Особенно, в первые годы с момента знакомства. Эту пару называли Психеей и Амуром.
Но постепенно чувства и эмоции становились не такими яркими, не кружили уже головы.
Александру Павловичу требовалось острых ощущений. Он стал заводить романы.
Елизавета Алексеевна, конечно, о многих интрижках мужа знала, воспринимала их болезненно, но не подавала обычно виду, желая сохранить брак.
И не сказать, что императрица боялась потерять положение, или еще что-то в этом роде происходило. Нет. Елизавета понимала всю ответственность. Да и Александра она продолжала любить. А император хоть и сохранил чувства к жене, но его тянуло на сторону.
Не будем влезать в тему мужской психологии, психологии измены. Я думаю, что среди читателей есть специалисты, которые смогут дать профессиональные комментарии.
Большой проблемы в том, что Александр ходил на сторону, не было. Елизавета это стойко переносила. Тяжело стало, когда роман у императора завязался с Марией Антоновной Нарышкиной.
Эти отношения были уже не просто интрижкой.
Серьезное увлечение
Александр, похоже, влюбился в молодую и привлекательную Марию. Тогда она еще была незамужней.
Император стал много времени проводить с фавориткой. А больше всего раздражало Елизавету Алексеевну то, что у любовников был ритуал: они по утрам пили кофе в кабинете Александра Павловича. Двери при этом были заперты.
Мария была незамужней, когда у неё начался роман с первым мужчиной в государстве. А позже фрейлина вышла замуж за Дмитрия Львовича, собственно, Нарышкина.
Это тоже очень интересная история.
Супруг был намного старше жены, обладал серьезным состоянием, в обществе прослыл человеком спокойным – самым настоящим добряком.
Зачем Мария вышла за него замуж? Почему Дмитрий Львович взял себе в жены такую женщину? Это вопросы, на которые сложно найти ответы.
Зато хорошо известно, что супруг прекрасно знал об изменах жены, но ничего не предпринимал, в связи с этим.
У Нарышкиных родилось несколько детей, и только первая дочь была от Дмитрия Львовича. Остальные – от Александра Первого.
Однажды Елизавета Алексеевна заметила, что Мария Антоновна бледна, выглядит неважно. Императрица поинтересовалась у Нарышкиной состоянием здоровье последней, на что Мария ответила, что ждет ребенка.
Александра Первого довольно сильно злило поведение Дмитрия Львовича. Ведь муж не собирался выгонять жену из дома, не уходил сам. Возможно, Нарышкин был уже стар и мудр, чтобы заниматься вот этим всем: выяснением отношений, скандалами и тому подобным.
Император старался побольнее уколоть противника. Однажды Дмитрий Львович получил должность обер-егермейстера. Император смеялся: «Я ему наставил рога, так пусть он заведует оленями». Нарышкин и к этому спокойно относился.
Иногда Александр Павлович и Дмитрий Львович встречались. Общались они довольно флегматично, но не без уколов. Император спрашивал:
- Как семья? Как Софья (дочь Марии Антоновны и якобы Дмитрия Львовича)?
Нарышкин отвечал:
- Не беспокойтесь! Ваша дочь здорова!
Угасла страсть
Это не прошло в один миг. Но постепенно Мария Антоновна стала терять интерес к императору, она начала увлекаться мужчинами моложе. Да и Дмитрию Львовичу – супругу, стала уделять больше внимания.
Александр это переживал тяжело. Утешение нашел в жене, стал больше уделять внимания Елизавете Антоновне. Не скажу, что отношения в монаршей семье нормализовались, но они стали лучше.
А Нарышкины уехали за границу, где жили некоторое время. Та самая Софья, к сожалению, ушла из жизни рано. Не стало еще нескольких детей, которые были от Александра.
Нарышкина проводила в мир иной супруга, а потом ушла в монастырь послушницей.
В конце жизни Мария Антоновна очень сильно жалела, что в молодости жила так беспутно. Она раскаивалась.
Очень странная история, которая, с одной стороны, никого из её участников не красит. С другой – в каждом можно найти что-то положительное. Мария раскаялась. Дмитрий Львович всегда был человеком милосердным, как и, пожалуй, Елизавета Алексеевна. А судить императора я не буду.