Найти тему
V_A_N

Pro ... шумоподавление [noise reduction -> noise cancelling]

"Шумодавы" (Dolby B/C/S, dbx) были очень актуальны в аналоговую эру, поскольку магнитная лента обладает немалым собственным шумом и узким динамическим диапазоном, особенно на краях рабочей полосы частот. В эпоху развитой цифры активно-адаптивные "вычитатели" шума присутствуют во всех приличных наушниках. Однако системы совершенно разные.

Кстати, не следует не путать с шумодавами систему динамического подмагничивания Dolby HX Pro .

После многократного переписывания с ленту на ленту (в том числе при монтаже в студиях) в паузах между песнями доносился дикий шум гремучих змей, что очень раздражало всех и вся. Шумок пролезал даже при записи с винила, пробиваясь сквозь треск, щелчки и песочек.

[**] При этом следует различать собственный BIAS шум ленты, и наведённый в процессе записи в отсутствие полезного сигнала.
[**] При этом следует различать собственный BIAS шум ленты, и наведённый в процессе записи в отсутствие полезного сигнала.

Признаюсь, Dolby B и С, как ни пытался ни старался, использовать на практике отказался. Эти шумодавы в бытовых деках реализованы из рук вон плохо (за редчайшим исключением). Дека с относительно удачным шумодавом стоила баснословных денег. Завал на ВЧ, аль, выражаясь слэнгом аудио эпитетов, нехватку воздуха, отчётливо слышат все, кому медведи и прочие твари уши не оттоптали.

TDK SA аж 71 дБ, правда, на 300 Гц
TDK SA аж 71 дБ, правда, на 300 Гц

Продвинутая система Dolby S появилась позже и в основном топовых аппаратах, но тогда уже в ходу были малошумные ленты 2-го типа с расширенным динамическим диапазоном (на СЧ более 70 дБ), да и переписывали уже преимущественно с сидюков, поэтому актуальность почила вбозе. Тем не менее, следует отметить микросхему CXA1563S от SONY, в которой все три шумодава присутствуют "в одном флаконе" и которую устанавливали в недешёвые деки. Сравнить можно на характерном тестовом примере (в паузах включение и переключение Dolby B и S) - запись TEAC V6030 , оцифровка TASCAM 208i:

UniScope

Запись произведена на сделанную в Японии свежераспечатанную кассету SONY METAL-SR 1992 года, пролежавшую всё это время у коллекционера:

-4
-5

-6

Особняком стоит система dbx, она эмигрировала из профессиональной аудио аппаратуры, но опять таки реализация в бытовом железе оставляла желать лучшего. В солидных катушечниках сделана ещё путёво, в расхожих деках - в качестве остатков с барского стола.

Существовали еще сугубо профи системы шумоподавления Dolby A и SR (прародительница S), но перемывать им кости сейчас уже совсем не интересно.

Главное - суть! Сами посудите, как именно удалить (в реальности хотя бы как-то снизить) широкополосный шум, не покорёжив полезный сигнал, изменяющийся во всей полосе рабочих частот?

"... Долби понял, что манипулировать громкими сигналами нельзя. Сигнал высокого уровня маскирует собой шумы ленты, он не нуждается в шумопонижении и потому должен проходить со входа на выход устройства неизменным"
"... Долби считал, что динамические манипуляции с сигналом должны производиться плавно — настолько медленно, насколько позволяет психоакустика человеческого слуха" [*]

Получается, все шумодавы Долби построены на обмане слуха доверчивого человека, который внушит себе, что вместе уменьшением шума звук стал приятнее.

Любой пассивный (не использующий отдельного вспомогательного сигнала) шумодав работает по принципу задавливания широкополосного шума при снижении уровня полезного сигнала. Поэтому передаточная характеристика ломанная, и чуткое ухо уловит, что на фоне горбатой динамики вожделенные ВЧ то прорезаются, то затухают. Про системы шумоподавления Dolby всё давно расписано переписано в википедиях, но почему-то без толковых картинок, доходчиво разъясняющих как всё работает. Но-хау?))) ...

Конечно, с грязной водой, то бишь, шумом, выкидывается и ребёнок, то есть часть полезного сигнала, но это слышат немногие из числа массовых потребителей. Побочным эффектом любого шумоподавления Долби является нивелирование нюансов звучания, в следствие которого, в частности, разница между 1-м типом ленты ("железом") и 2-м ("хромом") становится не существенной и трудно отличимой. К тому же, шумодав время от времени проваливает динамику звука, что легко перепутать с дроп-аутами (выпадениями сигнала) на ленте. В чём можете убедиться лично на примере Омского:

Зачем сравнивать заведомо одинаковое очень схожее ? - спросит вдумчивый читатель. Ответ прост как дважды два: "Это шоу! А оно должно быть must go!".

В отличие от туповатых аналоговых шумодавов Долби аналого-цифровые системы noise cancelling, реализованные в так называемых активных наушниках (в том числе армейских), оперируют со вспомогательными сигналами, полученными с микрофонов, установленных как снаружи амбушюра, так и внутри него. Проникший нежелательный сигнал (подразумевается, шум) в определённых пропорциях складывается в противофазе (т.е. вычитается особым способом) с полезным музыкальным сигналом, поступающим с плеера. При этом сама музыка от своих шумов целенаправленно не очищается. Косвенно - возможно, но если случайно. Разумеется, полезный сигнал от вычитания внешних шумов частично деградирует, однако в продвинутых моделях наушников это практически незаметно.

Bose - фирма, у которой много удачных моделей активных наушников
Bose - фирма, у которой много удачных моделей активных наушников
в "мозгах" активных наушников - специальный проц
в "мозгах" активных наушников - специальный проц

[продолжение следует]

===================================================

[*] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_Dolby

[**] Аудиомагазин 1/1996

dbx (шумопонижение) — Википедия