О моём отношении к тоговому сочинению я уже писала здесь и особенно здесь. Не все были согласны, но есть то что есть.
Да, штампы в преложенном материале есть, но не те, что в интернете, поэтому выглядит всё самостоятельным ходом рассуждения.
Тренируйтесь по шагам. Несколько дней формулировки предложения №1, далее – по очереди.
Подготовка.
У кого плохо с сочинениями, советую за основу взять направление «цивилизация», потому что очень узким кругом прочитанных произведений можно «закрыть» почти все темы.
Не поленитесь, прочтите прямо сейчас Брэдбери рассказы «Улыбка» (искусство и цивилизация), «И грянул гром» (тема ответственности, взаимоотношений человека и природы, последствий человеческого вмешательства), роман «451 градус по Фаренгейту» (есть всё: и семья, и ответственность, и роль культуры, книги, памяти, и отношения между людьми, и ещё много чего). Из последних по времени – о разрушающей силе искусственного интеллекта-рассказ И.Левшина «Полёт».
Подберите, запишите и выучите синонимы к ключевым словам: цивилизация, научно-технический прогресс, искусство. И не берите их за «ключевые» при определении темы!!
Пишем сочинение
1 шаг.
Учимся определять тему ( о чём же писать?) – это очень важный психологический момент. Когда поймёте- дальше успокоитесь и спокойно будете работать.
Работаем с формулировкой:
Заменяете синонимами слова и словосочетания (зафиксируйте их на черновике), + вспомните синонимы к словам из области направления.
Составляем предложение №1
Далее (чёрным) обязательные слова-формулировки, которые помогут правильно выстроить логику.
Можете сами добавить. Если не подходит, возьмите за основу такое построение..
Вынесенн… в заглавие сочинения вопрос/афоризм/ высказывание/утверждение .. предполагает рассуждения о..
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
Вынесенный в заглавие сочинения вопрос предполагает рассуждение о том, чем должен руководствоваться человек в своих поступках: рассудком или сердцем.
Далее посмотрите составленный мною материл, который (около 80% процентов случаев) помогает определить логическую линию дальнейшего рассуждения.
2 шаг.
Определяем терминологию и высказываем свои мысли. Предложение №2.
Эти размышления заставляют задуматься о понятии (-ях) «»
(пишете в кавычках ключевые слова (-о) «ключевое» слово; если возникают сложности с его выделением, пишите подходящее ключевое слово направления), которое (-ые) связано(-ы) с (далее 2 синонима, которые придумывали).
Например:
Эти размышления заставляют задуматься о понятиях «разум» и «чувства», которые связаны с отношением человека к происходящим событиям, а также с его жизненными ценностями. Всё зависит от того, что предпочитает человек: расчёт или искренность, склонность к аналитическому осмыслению ситуации или привычка поступать не раздумывая?
Теперь надо подвести к основной мысли, которая является своего рода пониманием проблемы и формулировкой своего взгляда на неё.
Советую идти путём, который прояснит для вас возможную проблему (т.е. явление, ситуацию, которые могут иметь различные пути решения).
К сожалению, некоторые люди… неверно понимают эти понятия (или относятся к такому-то явлению..) ,что приводит к подмене ценностей или разрушению личности/общества/народа. ( слова «к сожалению» предлагаются для тех, кто плохо ориентируется в составлении связного высказывания, они подтолкнут в правильном направлении выполнить требование- комментарий к теме. Если вам легко раскрыть свой комментарий – пожалуйста).
Например:
К сожалению, некоторые люди теряются, не всегда понимают, чем нужно руководствоваться в тех или иных ситуациях, и делают неправильный выбор. Одни считают, что нельзя поддаваться эмоциям, а другие совершают свои поступки, находясь в плену каких-то сильных эмоций, не желая задумываться о возможных последствиях. Это иногда приводит к разрушению судьбы, личности.
Следующее предложение можно начать со слова «Ведь..», оно тоже поможет продолжить мысль в нужном направлении.
Можно построить и по-другому: здесь написать своё видение то, что может последовать, а предложение со слова "ведь"приписать после тезиса .
3шаг. Подбираемся к идее/основному тезису.
Сначала предыдущий абзац можно дописать так: Проблема (см.ниже) является актуальной и для нашего поколения.
Как определить проблему, я подробно описывала здесь.
Последнее из предложений необходимо, на мой взгляд, в логике рассуждения; но его можно и пропустить, т.к.,по моим наблюдениям, поверяющие на него не обращают внимание. Но он пригодится.
Например:
Проблема выбора между здравыми рассуждениями и эмоциональной составляющей является актуальной и для нашего поколения.
Вот это важно!!! ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, ЕСТЬ ЛИ во всей НАПИСАННОЙ ЧАСТИ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (НЕ НАПРАВЛЕНИЕ) ИЛИ СИНОНИМЫ. Если есть, верно дорогой идёте, товарищи!
Подводим итог первой части-формулируем идею, являющуюся тезисом, который и будете доказывать в дальнейшем.
Я думаю/мне кажется/по-моему/на мой взгляд..
Для этого надо мысленно объединить формулировки темы и основной мысли, тезис должен звучать как ответ на вопрос темы. Если в названии было чьё-то высказывание, начните со слов,
На мой взгляд, такой-то прав и действительно,…..
Например:
На мой взгляд, в человеке не всегда разум должен быть сильнее, несмотря на то, что иногда чувства мешают разумному выбору и могут привести к плохим для человека последствиям: часто бывает, что именно благодаря искреннему желанию помочь другому принимаются самые правильные решения.
4 шаг.
Пропустив место для основной части (как её писать, показывать не буду), сделайте заготовку для правильного заключения, которое «стоит» ещё одного балла.
Подводя итог своим размышлениям, и ли Отвечая на вопрос «» , я могу с уверенностью сказать/утверждать..
(смотрите только что сформулированную основную мысль – то, что вы думаете– и напишите её другими словами,т.е. используя синонимы)
Например:
Подводя итог своим размышлениям, я могу с уверенностью сказать: разумность и осмотрительность очень важны, но порой именно благородные чувства играют ключевую роль в судьбах людей.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ: ЕСТЬ ЛИ во всей НАПИСАННОЙ ЧАСТИ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО (НЕ НАПРАВЛЕНИЕ) ИЛИ СИНОНИМЫ. Если есть, вы не отклонились от темы.
Как видите, мы опять уложились в 4 шага, что облегчает запоминание логики рассуждения.
Аргументы к сочинениям этого направления я размещу позже.